Как победить пробки: вредные советы московским властям
Статьи 25 марта 2011
Статьи 25 марта 2011
Как победить пробки: вредные советы московским властям
Свое видение решения транспортных проблем в отдельных точках мегаполиса, там, где постоянно собираются пробки, предложил блогер AutoNews.ru Кирилл Бестужев...
Как победить пробки: вредные советы московским властям 
Как мы знаем, новый мэр Москвы С. Собянин объявил решение транспортных проблем одним из приоритетных направлений деятельности московского Правительства. Пока единственным заметным результатом стала разработка списка из 2500 мероприятий, направленных на улучшение ситуации. Большая часть из них касается реконструкции дорог – расширения, переходы, карманы для общественного транспорта и так далее. Деталей, к сожалению, опубликовано не было, так что придется ждать реализации, чтобы оценить правильность и значимость изменений.
Мы же тем временем попробуем предложить городу свое видение решения транспортных проблем в отдельных точках мегаполиса – тех, которые нам хорошо знакомы, тех, суть проблем в которых мы изучили на собственной шкуре, простаивая там в пробке.


Начнем с одного из ключевых перекрестков районов Фили-Давыдково и Филевский парк ЗАО г. Москвы – перекрестка улиц Кастанаевская и Минская, то есть, площади Ромена Роллана. Минская улица должна была стать частью Четвертого транспортного кольца, при строительстве которого перекресток был бы реконструирован, однако ЧТК полностью строиться не будет и попадет ли в реконструкцию площадь – не известно.
Пробки в этом районе возникают с 7 утра и рассасываются после 10 вечера. Наиболее сложной ситуация здесь становится после 18-00. В это время на площади сходятся сразу несколько больших потоков транспорта, в том числе транзитного:
- поток с Университетского проспекта и Минской улицы, дополненный машинами с Кутузовского проспекта;
- поток с Кастанаевской улицы из центра;
- поток с Большой и Малой Филевских в сторону Кутузовского и Университетского проспекта;
- поток с Кастанаевской из области.
На схеме ниже наглядно показаны траектории движения всех этих потоков. Необходимо обратить внимание, что нарисованы практически идеальные траектории с минимумом пересечений между потоками. В реальности такое было бы возможно только в том случае, если бы водители четко знали, какой ряд необходимо занять для оптимального проезда этого перекрестка. На практике они в большинстве своем этого не знают.
Дорожная ситуация на этом перекрестке отягощается тем, что комбинация знаков и светофоров на нем вводит водителей в заблуждение, провоцирует возникновения аварийных ситуаций и приводит к частым ДТП. (ДТП же в таком узком месте - это гарантированный паралич всех прилегающих магистралей.) На въезде на перекресток установлены знаки, согласно которым на перекрестке организованно круговое движение, и круг главный по отношению к въездам на него. На всех въездах на перекресток установлены светофоры. Как мы помним из ПДД, работающий светофор делает перекресток регулируемым и отменяет действие знаков приоритета.
То есть, знаки приоритета на перекрестке вроде не действуют, и его проезд осуществляется по общему правилу помехи справа. Однако часть знаков (например, на Кастанаевской из центра) висит после светофора, а сам светофор стоит на некотором удалении от перекрестка. В результате водитель, едущий по кругу, видит знак «уступи дорогу» у въезжающих на круг, не видит их светофора и, руководствуясь знаком «главная дорога», который он только что проехал, пытается проехать первым. Водитель же с Кастанаевской проехал светофор и уверен в том, что преимущество у него. Итог – либо затор, пока разберутся кто прав, либо – ДТП.
Самое непонятное в этой ситуации – что именно хотели сказать в ГИБДД когда так ставили знаки. Если с их точки зрения круг должен быть главным, то необходимо просто дополнить светофоры отельной секцией с зеленой стрелкой, то есть продублировать знак «уступи дорогу» сигналами светофора. Почему это не было сделано – тайна. Еще большая тайна, зачем при главном круге на нем существуют два дополнительных светофора, тормозящих поток, движущийся по кругу. Если круг главный, то достаточно светофоров, тормозящих поток на въезде на круг.
Если же круг должен быть второстепенным, то непонятны знаки. Соответствующий запрос в ГИБДД и Префектуру ЗАО с просьбой разъяснить ситуацию уже направлен, ждем реакции на него.
Главная беда площади Ромена Роллана не в светофорах и знаках, а в том, что при движении по ней все нарисованные потоки неизбежно неоднократно пересекаются. Даже если четко определить приоритеты движения и избежать лишних задержек на выяснение отношений и аварий, избежать задержек при движении не получится: перекресток в его нынешнем виде не может нормально пропустить весь транспорт.
Какое видится решение?
Прорезаем площадь по направлению Минской улицы и реорганизовываем движение следующим образом:

Работу светофоров настраиваем в 4 основных такта (при переходе от такта к такту светофоры выключаются и включаются не одновременно, а последовательно, давая машинам уйти с перекрестка, прежде чем начнет движение пересекающий поток).
Такт первый:

На Кастанаевской улице – переходят пешеходы, с Минской движение разрешено тем, кто идет на повороты на Кастанаевскую или на разворот на Минскую в противоположном направлении. Поворачивающие на Минскую налево накапливаются на кругу.
Второй такт:

На Кастанаевской отключаются пешеходные светофоры, в остальном все так же, как первый такт.
Третий такт:

Включаются пешеходные переходы на Минской. Запускаем проезд с круга на Кастанаевскую (проезжают машины, которые выехали на круг на втором такте для поворота с Минской налево).
Запускаем проезд с Кастанаевской на Кастанаевскую и повороты с Кастанаевской на Минскую налево через центр круга.  
Четвертый такт:

Запускаем прямое движение по Минской, повороты с Минской на Кастанаевскую и с Кастанаевской на Минскую направо.
Такая организация движения позволит избежать пересечения потоков. Безусловно, потребуется в течение некоторого времени подстраивать режим работы светофоров – длительность тактов, – анализируя потоки через перекресток, но очевидно, что такой перекресток будет иметь большую пропускную способность. Она увеличится и за счет наличия дополнительного проезда через центр, и за счет уменьшения точек пересечения потоков (в текущей их 4, в предлагаемой – 0), и за счет сокращения тактов простоя транспорта – сейчас светофоры блокируют каждый из потоков перед выездом на круг и, дополнительно, два светофора на круге блокируют уже едущий по нему транспорт. Получается, что каждая машина, кроме поворачивающих направо, обязательно встанет на два светофора. В предлагаемой схеме на два светофора попадают только машины, выполняющие разворот на 180 и левый поворот, остальные проезжают перекресток за один такт.
Безусловно, перекресток становится более сложным, что потребует и грамотного размещения знаков для информирования водителей, и внимательной разработки разметки на нем, но подобные перекрестки используются во всем мире, да и в Москве уже существуют, поэтому данная проблема вполне решаема.
Описание схемы и предложения одновременно с публикацией в блоге будут направлены в Правительство Москвы, Префектуру ЗАО и ГИБДД города Москвы. (Отдельно по несоответствию знаков, отдельно по реконструкции.) О результатах обращения я обязательно вам расскажу.
При подготовке материала использовались данные о пробках от системы "Пробковорот" .

Перейти к оригиналу статьи на блогах autonews >>
Комментарии