branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Московских бомбил оставили без легкой наживы

Извозчики больше не смогут грабить пассажиров, пользуясь их страхом. В дни чрезвычайных происшествий такси будут работать бесплатно, отбирая хлеб у желающих нагреть руки на чужом горе...
В минувшую пятницу, 28 января 2011 г., в московской мэрии прошло оперативное совещание руководства Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы с представителями крупнейших таксомоторных компаний. Переговоры увенчались полным успехом: отныне во время чрезвычайных ситуаций легковые такси будут обслуживать население бесплатно.

Как отметили в департаменте, компании-перевозчики пошли на такой шаг совершенно добровольно и сами предложили свои безвозмездные услуги городу. Соглашение «О координации взаимодействия транспортного обслуживания населения легковым такси при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории г. Москвы» подписали три крупнейших оператора легковых такси, располагающие суммарным парком в объеме около 2,7 тыс. автомобилей: это хорошо известные москвичам «Новое желтое такси», «Такси 956», а также ООО «Формула такси». В будущем к соглашению могут присоединиться и другие компании.

Со стороны города документ подписали Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, а также ГУ ЧС по г. Москве и ГУВД по г. Москве. Отныне при возникновении любого ЧП таксопарки будут немедленно предоставлять до 10% своего состава (а это порядка 270 машин) в распоряжение этих структур, а службы быстрого реагирования уже будут сами направлять автомобили туда, где они нужнее всего, – к местам терактов, вокзалам, аэропортам, больницам и т. п. Помимо простых граждан, такси будут при необходимости развозить сотрудников правоохранительных органов.

Необходимость такого договора назрела уже давно. Корнями она уходит в многолетнее соперничество легальных и нелегальных такси на московском рынке пассажирских перевозок – в сфере донельзя коррумпированной и криминализированной. Какие-то шаги по упорядочиванию ситуации предпринимались и раньше (например, была сделана попытка нарушить монополию частных извозчиков на обслуживание площади трех вокзалов), однако терпение у правительства Москвы лопнуло после теракта в Домодедово 24 января. Тогда в условиях искусственно созданного дефицита (напомним, по соображениям безопасности от аэровокзала эвакуировали все автомобили) частные перевозчики запрашивали за дорогу до Москвы до 30 000 рублей – в 20 раз больше среднего тарифа. К счастью, тогда бессовестным таксистам не дали нажиться на страхе и растерянности пассажиров: на день стал бесплатным «Аэроэкспресс», многие автобусы и маршрутки, а некоторые сознательные москвичи приехали в аэропорт на собственных автомобилях, чтобы безвозмездно довезти людей до ближайших станций метро.

Условия сотрудничества мэрии и таксистов в пресс-службе департамента разглашать не стали: так, осталось неизвестным, получат ли компании-перевозчики какие-то компенсации от города за бесплатную работу во время ЧП, или же она будет рассматриваться исключительно как жест доброй воли. Однако надо заметить, что в последний год правительство Москвы уверенно взяло курс на «обласкивание» легальных такси и планомерное уничтожение частного извоза. Так, реанимирована идея лицензирования такси по зарубежным образцам вместо нынешней уведомительной системы. Добросовестным работникам рынка пассажирских перевозок, соблюдающим правила игры, выделили официальные стойки на вокзалах и в аэропортах: там пассажир может оплатить поездку по фиксированному тарифу, не опасаясь классических «разводок» частников – когда, скажем, названная в рублях сумма внезапно оказывается долларовой. Также предполагается разрешить такси передвигаться по выделенным полосам, избегая таким образом пробок.

Однако частный извоз еще жив и погибать в ближайшее время не собирается. Прежде всего, закон в настоящее время практически не способен наказать бомбилу. Единственная статья, которую ему можно предъявить, – незаконное предпринимательство, а для выдвижения обвинения необходимо собрать доказательства того, что услуги действительно оказывались на возмездной основе и неоднократно. Разумеется, ради сравнительно небольшого штрафа никто этой волокитой заниматься не спешит.

Кроме того, частников поддерживает неослабевающий спрос на их услуги: прежде всего, перед официальными такси они выигрывают в мобильности. Десятки грязных «шестерок» безошибочно кучкуются именно там и тогда, где человеку может срочно понадобиться машина. Возможно, здесь играет свою роль и предрассудок: официальное, чистое и аккуратное такси обязательно должно быть дороже. Однако опыт последних дней, когда, в отличие от бомбил, официальные перевозчики ни на рубль не подняли цены, возможно, переубедит москвичей.