Импорт легковых автомобилей в Россию после 18 месяцев падения (с сентября 2008 года) показывает положительную динамику начиная с апреля 2010 года. Как отмечают маркетологи Uz-Daewoo, по итогам 2009 года российский авторынок сократился в 1,5 раза, но падение началось еще в конце 2008-го, поэтому возник эффект затоваривания складов. Складские запасы были рассчитаны на рост спроса, поэтому были огромны – сокращение складов и стало первым ресурсом восстановления объемов автоимпорта. «Рынок достиг дна в мае прошлого года, а восстановление стал показывать только в марте-апреле 2010-го, – говорят в Uz-Daewoo. – Далее с оживлением рынка увеличивался и импорт, который находится в прямой зависимости от динамики и структуры самого рынка».
Восстановление системы автокредитования в нынешнем году также стало одной из причин роста автомобильного рынка в России, добавляют в «Тойота Мотор». На растущем рынке доля кредитных машин увеличилась с 21,8% в кризисном 2009 году до 40% в 2010 году.
Стоит отметить, что рост автоимпорта обеспечили исключительно новые иномарки. По данным «Автостата», они заняли свыше 98% в структуре импорта – в январе-сентябре было ввезено 416 059 новых автомобилей (+16%). Между тем, согласно данным «АСМ-Холдинга», продажи импортированных новых иномарок за девять месяцев снизились на 20,8%, до 432,7 тысячи машин, а их доля на рынке сократилась с 50,9% до 34,4%. Ввоз подержанных машин корпоративными импортерами перестал играть сколько-нибудь заметную роль на рынке (доля – 0,5%).
По мнению экспертов, сокращение доли импорта в объеме продаж иномарок объясняется прежде всего развитием местной сборки. Иностранные автопроизводители, выпускающие свои автомобили в нашей стране, ставят на российские конвейеры все новые модели (Renault Sandero, Volkswagen Polo Sedan, Peugeot 308 и др.), увеличивают мощности (Ford, «Автофрамос» и калужский завод Volkswagen) и к тому же пользуются всеми мерами господдержки, включая льготное автокредитование и утилизацию старых автомобилей. Во многом именно эти меры обеспечили рост доли иномарок российской сборки, считают эксперты.
Более того, доля импортируемых брендов продолжает снижаться и в денежном выражении – по данным PricewaterhouseCoopers, с 74% в прошлом году до 58% за семь месяцев 2010 года. Как поясняют маркетологи Uz-Daewoo, сократилась доля автомобилей в ценовом диапазоне от 500 тысяч рублей, а ведь именно этот ценовой сегмент в большинстве своем импортировался в Россию. Поэтому в количественном выражении доли импортируемых и собранных в России иномарок примерно одинаковы, а в денежном – разнятся, так как импортируются в основном недорогие автомобили.
Показательно, что лидером по импорту новых автомобилей в нынешнем году стал Uz-Daewoo, увеличивший за девять месяцев ввоз своих Nexia и Matiz в 2,4 раза, до 52 960 единиц. Лидерство Uz-Daewoo, который год назад занимал восьмое место, российские дилеры марки объясняют изменениями в структуре спроса в пользу недорогих иномарок. По их словам, рынок бюджетных автомобилей восстанавливается после кризиса более динамично, чем другие сегменты. По данным АЕБ, продажи Daewoo на российском рынке за девять месяцев выросли на 40% – вдвое больше, чем рынок в целом (+18%).
Вторым по величине импортером в нынешнем году стал Hyundai, занимавший годом ранее четвертое место по объему ввоза новых автомобилей. Корейская марка импортировала за девять месяцев чуть меньше Uz-Daewoo – 50 390 машин (+37,8%). По словам PR-менеджера «Хендэ Мотор СНГ» Юлии Тихонравовой, Hyundai смог получить «серебро» благодаря запуску новых импортных моделей, таких как ix35, а также обновленных версий Santa Fe и i30. Вместе с тем увеличивался спрос на бестселлеры марки – Getz и Elantra New, которые также поставляются на российский рынок из Кореи. Впрочем, отмечают эксперты, наибольшее влияние на рост импорта Hyundai, пожалуй, оказало сокращение производства на ТагАЗе из-за финансовых проблем предприятия. В результате доля таганрогских автомобилей в продажах марки снизилась до 10,7% с прошлогодних 17,9%.
Замыкает «тройку» крупнейших импортеров новых автомобилей по итогам января-сентября Toyota с показателем 42 864 ввезенных автомобиля (+27,1%). Стоит при этом отметить, что самая продаваемая модель марки в России – седан бизнес-класса Camry – выпускается на заводе в Санкт-Петербурге и по импорту не поставляется. Как говорят в «Тойота Мотор», укрепление позиций марки на российском рынке объясняется, в частности, запуском новых и обновленных моделей. Так, в июне нынешнего года в нашей стране начались продажи обновленных версий Toyota Corolla и внедорожника RAV4, которые входят в топ-25 самых продаваемых в России автомобилей. Кроме того, абсолютными новинками для российского рынка стали внедорожник Toyota Highlander и пикап Hilux, которые осенью поступили в продажу. Росту реализации Toyota способствовало и восстановление рынка автокредитования, отмечают в «Тойота Мотор». На сегодняшний день доля кредитных машин в продажах марки составляет порядка 12,5%.
Стоит также отметить, что Chevrolet, который год назад занимал второе место по объему импорта новых автомобилей, по итогам девяти месяцев 2010 года опустился на 26-е место. По словам PR-менеджера Chevrolet Романа Скольского, в нынешнем году Chevrolet практически не импортирует машины, поскольку все автомобили марки производятся в России (на петербургском заводе GM-Auto, тольяттинском «GM-АвтоВАЗ» и калининградском «Автоторе»). А в прошлом году, по словам Р. Скольского, в Россию импортировались Lanos, частично Aveo и Lacetti.
Что касается «секонд-хэнда», то после введения заградительных пошлин ввоз подержанных машин практически сошел на нет. Их доля в общем объеме импорта составила менее 2%, тогда как в 2008 году на бэушки приходилось около 20%. Так, по данным «Автостата», в январе-сентябре в Россию был ввезен 7431 автомобиль, что, впрочем, на 11,4% выше прошлогоднего показателя. «После введения заградительных пошлин обороты бизнеса по импорту подержанных машин уменьшились на порядок, вследствие чего изменилась и бизнес-схема, – отмечает ведущий аналитик Smartus.ru Артем Рязанцев. – Если раньше перегонщики (фирмы или частные лица) покупали машины в Японии и Европе и потом продавали их в России, то теперь машины гонят только на заказ, поточным перегоном больше никто не занимается».
По словам генерального директора компании «АВТОпробег» Сергея Ткачева, сегодняшний импорт «секонд-хэнда» состоит из автомобилей, ввозимых под заказ, и каких-то редких вариантов авто или редких комплектаций, которые отсутствуют на российском рынке, но потенциально пользуются при этом спросом. Также ввозятся дорогие и эксклюзивные автомобили, говорит С. Ткачев. «Удел импорта «секонд-хэнда» – редкие автомобили, – соглашается ведущий аналитик «Автоскора» Антон Скобин. – Когда все крупные игроки в лице государства и автоконцернов против ввоза подержанных машин, а за – только отдельные группы частных лиц, импорт выстоять не может».
Участники рынка также рассказывают, что на таможнях и рынках Дальнего Востока широкое применение получили так называемые «распилы». Автомобиль перед ввозом в страну определенным образом разрезается и по документам проходит не как автомобиль, что помогает избегать таможенных платежей. Позже машина восстанавливается и встает в продажу. «Подобное возможно к выполнению далеко не на всех типах авто и не всегда оправданно в соотношении дохода и затрат, но это существует», – говорят участники рынка. По их словам, поток импорта подержанной техники, конечно, обмельчал, но продолжает существовать и при этом окончательно «ушел в тень».
Стоит также отметить, что более 60% официального ввоза «секонд-хэнда» составляют автомобили Toyota. Лидерство Toyota эксперты объясняют распространенностью автомобилей этой марки на Дальнем Востоке и в Сибири, где исторически потребности в личном транспорте до недавнего времени полностью закрывал импорт бэушек и где отлажена сеть поставок запчастей, а также сервисов, которым автомобили Toyota знакомы уже не один десяток лет. «Автомобильный рынок Дальнего Востока (в меньшей степени Сибири и Урала) был ориентирован почти исключительно на импорт подержанных праворульных машин. Там даже не было инфраструктуры по продаже новых автомобилей, до 2008 года у некоторых европейских автоконцернов самый восточный официальный дилер располагался в Екатеринбурге, – говорит А. Рязанцев. – Естественно, сразу перестроиться на потребление новых автомобилей регион не смог, а емкости собственного рынка «секонд-хэнда» недостаточно. Toyota – крупнейший японский автопроизводитель, к тому же именно автомобили Toyota считаются носителями «настоящего японского» качества».
По словам А. Скобина, Toyota всегда была популярной маркой среди подержанных автомобилей, поскольку ее качество и ремонтопригодность вполне устраивают покупателей. Ведущий аналитик «Автоскора» также полагает, что причина доминирования Toyota в импорте носит неэкономический характер: видимо, существует удобный канал их доставки в страну, прохождения через таможню или лазейка при определении размера пошлины.
Что касается перспектив автомобильного импорта в России, то, по мнению маркетологов Uz-Daewoo, его объемы будут зависеть от восстановления авторынка до докризисного уровня, а также от изменений условий ввоза автомобилей, например, в связи со вступлением России в ВТО. В то же время объемы импорта будут ограничивать увеличение локальной сборки и расширение модельного ряда производимых в России автомобилей.
При этом если ввоз новых автомобилей по мере восстановления рынка будет расти, то ввоз «секонд-хэнда», напротив, – снижаться. По словам А. Рязанцева, при сохранении запретительных пошлин импорт подержанных машин еще потеряет в объеме и займет «экзотическую» нишу, то есть везти будут только под заказ и по большей части модели, официально не представленные в России. А насколько быстро из импорта «секонд-хэнда» исчезнут «обычные» машины, зависит от ставок по автокредитам (при прочих равных люди, естественно, предпочтут купить новый автомобиль), а также развития цивилизованного первичного авторынка в восточных регионах страны.
Александр Чупров
Восстановление системы автокредитования в нынешнем году также стало одной из причин роста автомобильного рынка в России, добавляют в «Тойота Мотор». На растущем рынке доля кредитных машин увеличилась с 21,8% в кризисном 2009 году до 40% в 2010 году.
Стоит отметить, что рост автоимпорта обеспечили исключительно новые иномарки. По данным «Автостата», они заняли свыше 98% в структуре импорта – в январе-сентябре было ввезено 416 059 новых автомобилей (+16%). Между тем, согласно данным «АСМ-Холдинга», продажи импортированных новых иномарок за девять месяцев снизились на 20,8%, до 432,7 тысячи машин, а их доля на рынке сократилась с 50,9% до 34,4%. Ввоз подержанных машин корпоративными импортерами перестал играть сколько-нибудь заметную роль на рынке (доля – 0,5%).
По мнению экспертов, сокращение доли импорта в объеме продаж иномарок объясняется прежде всего развитием местной сборки. Иностранные автопроизводители, выпускающие свои автомобили в нашей стране, ставят на российские конвейеры все новые модели (Renault Sandero, Volkswagen Polo Sedan, Peugeot 308 и др.), увеличивают мощности (Ford, «Автофрамос» и калужский завод Volkswagen) и к тому же пользуются всеми мерами господдержки, включая льготное автокредитование и утилизацию старых автомобилей. Во многом именно эти меры обеспечили рост доли иномарок российской сборки, считают эксперты.
Более того, доля импортируемых брендов продолжает снижаться и в денежном выражении – по данным PricewaterhouseCoopers, с 74% в прошлом году до 58% за семь месяцев 2010 года. Как поясняют маркетологи Uz-Daewoo, сократилась доля автомобилей в ценовом диапазоне от 500 тысяч рублей, а ведь именно этот ценовой сегмент в большинстве своем импортировался в Россию. Поэтому в количественном выражении доли импортируемых и собранных в России иномарок примерно одинаковы, а в денежном – разнятся, так как импортируются в основном недорогие автомобили.
Показательно, что лидером по импорту новых автомобилей в нынешнем году стал Uz-Daewoo, увеличивший за девять месяцев ввоз своих Nexia и Matiz в 2,4 раза, до 52 960 единиц. Лидерство Uz-Daewoo, который год назад занимал восьмое место, российские дилеры марки объясняют изменениями в структуре спроса в пользу недорогих иномарок. По их словам, рынок бюджетных автомобилей восстанавливается после кризиса более динамично, чем другие сегменты. По данным АЕБ, продажи Daewoo на российском рынке за девять месяцев выросли на 40% – вдвое больше, чем рынок в целом (+18%).
Вторым по величине импортером в нынешнем году стал Hyundai, занимавший годом ранее четвертое место по объему ввоза новых автомобилей. Корейская марка импортировала за девять месяцев чуть меньше Uz-Daewoo – 50 390 машин (+37,8%). По словам PR-менеджера «Хендэ Мотор СНГ» Юлии Тихонравовой, Hyundai смог получить «серебро» благодаря запуску новых импортных моделей, таких как ix35, а также обновленных версий Santa Fe и i30. Вместе с тем увеличивался спрос на бестселлеры марки – Getz и Elantra New, которые также поставляются на российский рынок из Кореи. Впрочем, отмечают эксперты, наибольшее влияние на рост импорта Hyundai, пожалуй, оказало сокращение производства на ТагАЗе из-за финансовых проблем предприятия. В результате доля таганрогских автомобилей в продажах марки снизилась до 10,7% с прошлогодних 17,9%.
Замыкает «тройку» крупнейших импортеров новых автомобилей по итогам января-сентября Toyota с показателем 42 864 ввезенных автомобиля (+27,1%). Стоит при этом отметить, что самая продаваемая модель марки в России – седан бизнес-класса Camry – выпускается на заводе в Санкт-Петербурге и по импорту не поставляется. Как говорят в «Тойота Мотор», укрепление позиций марки на российском рынке объясняется, в частности, запуском новых и обновленных моделей. Так, в июне нынешнего года в нашей стране начались продажи обновленных версий Toyota Corolla и внедорожника RAV4, которые входят в топ-25 самых продаваемых в России автомобилей. Кроме того, абсолютными новинками для российского рынка стали внедорожник Toyota Highlander и пикап Hilux, которые осенью поступили в продажу. Росту реализации Toyota способствовало и восстановление рынка автокредитования, отмечают в «Тойота Мотор». На сегодняшний день доля кредитных машин в продажах марки составляет порядка 12,5%.
Стоит также отметить, что Chevrolet, который год назад занимал второе место по объему импорта новых автомобилей, по итогам девяти месяцев 2010 года опустился на 26-е место. По словам PR-менеджера Chevrolet Романа Скольского, в нынешнем году Chevrolet практически не импортирует машины, поскольку все автомобили марки производятся в России (на петербургском заводе GM-Auto, тольяттинском «GM-АвтоВАЗ» и калининградском «Автоторе»). А в прошлом году, по словам Р. Скольского, в Россию импортировались Lanos, частично Aveo и Lacetti.
Что касается «секонд-хэнда», то после введения заградительных пошлин ввоз подержанных машин практически сошел на нет. Их доля в общем объеме импорта составила менее 2%, тогда как в 2008 году на бэушки приходилось около 20%. Так, по данным «Автостата», в январе-сентябре в Россию был ввезен 7431 автомобиль, что, впрочем, на 11,4% выше прошлогоднего показателя. «После введения заградительных пошлин обороты бизнеса по импорту подержанных машин уменьшились на порядок, вследствие чего изменилась и бизнес-схема, – отмечает ведущий аналитик Smartus.ru Артем Рязанцев. – Если раньше перегонщики (фирмы или частные лица) покупали машины в Японии и Европе и потом продавали их в России, то теперь машины гонят только на заказ, поточным перегоном больше никто не занимается».
По словам генерального директора компании «АВТОпробег» Сергея Ткачева, сегодняшний импорт «секонд-хэнда» состоит из автомобилей, ввозимых под заказ, и каких-то редких вариантов авто или редких комплектаций, которые отсутствуют на российском рынке, но потенциально пользуются при этом спросом. Также ввозятся дорогие и эксклюзивные автомобили, говорит С. Ткачев. «Удел импорта «секонд-хэнда» – редкие автомобили, – соглашается ведущий аналитик «Автоскора» Антон Скобин. – Когда все крупные игроки в лице государства и автоконцернов против ввоза подержанных машин, а за – только отдельные группы частных лиц, импорт выстоять не может».
Участники рынка также рассказывают, что на таможнях и рынках Дальнего Востока широкое применение получили так называемые «распилы». Автомобиль перед ввозом в страну определенным образом разрезается и по документам проходит не как автомобиль, что помогает избегать таможенных платежей. Позже машина восстанавливается и встает в продажу. «Подобное возможно к выполнению далеко не на всех типах авто и не всегда оправданно в соотношении дохода и затрат, но это существует», – говорят участники рынка. По их словам, поток импорта подержанной техники, конечно, обмельчал, но продолжает существовать и при этом окончательно «ушел в тень».
Стоит также отметить, что более 60% официального ввоза «секонд-хэнда» составляют автомобили Toyota. Лидерство Toyota эксперты объясняют распространенностью автомобилей этой марки на Дальнем Востоке и в Сибири, где исторически потребности в личном транспорте до недавнего времени полностью закрывал импорт бэушек и где отлажена сеть поставок запчастей, а также сервисов, которым автомобили Toyota знакомы уже не один десяток лет. «Автомобильный рынок Дальнего Востока (в меньшей степени Сибири и Урала) был ориентирован почти исключительно на импорт подержанных праворульных машин. Там даже не было инфраструктуры по продаже новых автомобилей, до 2008 года у некоторых европейских автоконцернов самый восточный официальный дилер располагался в Екатеринбурге, – говорит А. Рязанцев. – Естественно, сразу перестроиться на потребление новых автомобилей регион не смог, а емкости собственного рынка «секонд-хэнда» недостаточно. Toyota – крупнейший японский автопроизводитель, к тому же именно автомобили Toyota считаются носителями «настоящего японского» качества».
По словам А. Скобина, Toyota всегда была популярной маркой среди подержанных автомобилей, поскольку ее качество и ремонтопригодность вполне устраивают покупателей. Ведущий аналитик «Автоскора» также полагает, что причина доминирования Toyota в импорте носит неэкономический характер: видимо, существует удобный канал их доставки в страну, прохождения через таможню или лазейка при определении размера пошлины.
Что касается перспектив автомобильного импорта в России, то, по мнению маркетологов Uz-Daewoo, его объемы будут зависеть от восстановления авторынка до докризисного уровня, а также от изменений условий ввоза автомобилей, например, в связи со вступлением России в ВТО. В то же время объемы импорта будут ограничивать увеличение локальной сборки и расширение модельного ряда производимых в России автомобилей.
При этом если ввоз новых автомобилей по мере восстановления рынка будет расти, то ввоз «секонд-хэнда», напротив, – снижаться. По словам А. Рязанцева, при сохранении запретительных пошлин импорт подержанных машин еще потеряет в объеме и займет «экзотическую» нишу, то есть везти будут только под заказ и по большей части модели, официально не представленные в России. А насколько быстро из импорта «секонд-хэнда» исчезнут «обычные» машины, зависит от ставок по автокредитам (при прочих равных люди, естественно, предпочтут купить новый автомобиль), а также развития цивилизованного первичного авторынка в восточных регионах страны.
Александр Чупров