branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

ПРОБКИ: Собянин и Пустота

В Средние века рыцари искали славы ради внимания прекрасных дам. Ныне правительство занимается примерно тем же ради внимания электората. Такое мнение выразил Максим Козлов с телевидения ОАО «АвтоВАЗ» в блоге «Эти ужасные пробки»...
ПРОБКИ: Собянин и Пустота
...Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток.
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Признаться, терпеть не могу писать на изжеванные и избитые темы. А самой последней популярной жвачкой в устах многих и многих ораторов стала борьба московского градоначальника с московскими же автомобильными пробками. Странно, что обсуждается все это в основном с позиций автолюбителей. На мой предвзятый взгляд, вопрос лежит совершенно в другой плоскости. И вот почему.

Пытливый читатель может подумать, что автор поместил в эпиграф данной статьи строчки «Солнца русской поэзии» украшательства и помпезности ради. Отнюдь. Стремительно, словно Онегин в ресторан «Талон», ворвался Сергей Собянин в московскую мэрию. На смену «крепкому хозяйственнику», который не без греха, конечно, но все же «свой в доску», пришла «темная лошадка», хоть и с солидным послужным списком. А теперь вопрос – как в народном московском сознании из этой самой «лошадки» в кратчайшие сроки сделать беззаветно преданного городу мэра? Опытные технологи велосипеда изобретать не стали. Рецепт – в любом голливудском блокбастере. А что в блокбастере героя делает героем? Правильно – борьба со злом! Причем чем масштабнее зло – тем круче в глазах зрителя герой. Забегая вперед, отмечу, что в большинстве случаев неважно, что Нео так и не смог одолеть Матрицу, а Чапаев утонул, сраженный пулями беляков, образ героя остается в памяти народной. Но вернемся к нашим баранам, точнее пробкам.

Разогнать палаточников у станций метро – поступок, конечно, достойный героя, но мелковатый. А вот пробки – извечное зло «лучшего города земли» – как раз достойный враг. И, надо сказать, политтехнологи не промахнулись. Теперь, наверное, это – одна из самых горячих тем для обсуждения как в сети, так и вне ее. В массах статей наивный народ принялся, буквально по Булгакову, «давать советы космического масштаба» (и далее по тексту), не понимая главного: здесь, как и в любом кино, важен не результат, а процесс.

Это на инаугурации мэра пробки из бутылок с шампанским вылетали легко и со свистом, с городскими улицами все куда сложнее. Особенно если это «улочки московские». За последнюю неделю я услышал только одно внятное мнение относительно кампании «борьба с пробками». К сожалению, имя автора для меня осталось неизвестным (цитирую по памяти): «Московским властям нужно готовиться к большому горю. Потому что движение в Москве регулируют... пробки! Как только на улицах станет чуть свободнее, туда тут же хлынет новая порция машин, везя тех, кто раньше, опасаясь пробок, пользовался метро».

Явление под названием «московские пробки» росло, ширилось, укреплялось на протяжении, по сути, двадцати лет. А потому решить эту проблему за неделю, месяц, год и даже пять лет вряд ли возможно. А что означает термин «решение проблемы»? Он означает минимальные потери сторон (автолюбителей, грузоперевозчиков, властей, жителей). И я думаю, Собянин со товарищи это прекрасно понимает. Но не только отступать некуда, но и наступать. Точнее, наступать будем по уже знакомым фронтам «запретить» и «не пущать». А ведь масса машин, как и любая другая физическая масса, подчиняется закону сохранения массы вещества: «Ежели чего в одном месте убудет, то в другом месте присовокупится». А это значит, что вопрос требует научного подхода и его решение вряд ли может быть освещено в программе, написанной за две недели, пусть и имеющей гордое название «Комплексный план мэра Москвы по решению проблем Московского транспортного узла».

На мой, повторюсь, предвзятый взгляд, «борьба с пробками» – это такое же политическое, прежде всего, заявление, как «борьба с коррупцией» или «борьба с милицейским беспределом». Борьба, которая никаких плодов, кроме симпатий потенциальных избирателей, не приносит. В целом тоже неплохо. Только не для нас с вами.

Максим Козлов



Перейти к оригиналу статьи на блогах AutoNews >>