branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Россияне оплатят спасение АвтоВАЗа из своего кармана

Финансовый кризис доказал недееспособность российских автозаводов. Тем не менее правительство задало курс на спасение этих динозавров даже в ущерб интересам большинства россиян. В ближайшие годы на АвтоВАЗ и прочие реликты автопрома из бюджета дополнительно будут потрачены сотни миллиардов рублей...
“Кризис показал, что наша промышленность неконкурентоспособна”, – замглавы Минэкономразвития РФ Андрей Клепач, выступавший вчера на Российском автомобильном форуме, был пессимистичен. “Коренные” российские автопроизводители оказались на самом дне. Покупатели в кризис проголосовали рублем за иномарки, и отечественные авто оказались никому не нужны. Даже рост производства автомобилей в России в начале 2010 года был обеспечен заводами иностранных компаний – за два месяца выпущено 60 000 иномарок против 41 000 отечественных авто. Склады того же АвтоВАЗа до сих пор ломятся от нераспроданных машин. Против российского автопрома работает даже отечественная валюта. Рубль начал укрепляться слишком быстрыми темпами, производство дорожает, местным все сложней бороться с иностранными компаниями на внутреннем рынке, а тем более на внешнем. При этом автосборочные предприятия, работающие на иностранных материалах, находятся в более выгодной ситуации.

Сейчас все чаще среди чиновников раздаются призывы снова девальвировать рубль, как это случилось на рубеже 2008-2009 годов , однако и это вряд ли поможет нашим автозаводам – покупательная способность россиян в таком случае вообще будет стремиться к нулю. Да и иностранные бренды смогут быстро переориентировать местные производства на новые дешевые модели. Однако политические амбиции российских чиновников не позволят бросить автомобильных динозавров на произвол судьбы. Правительство готовит дополнительные колоссальные вливания в проблемные автоактивы.

Так, инвестиционная программа ОАО “АвтоВАЗ” до 2020 г. составит 110 млрд руб., сообщил заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев. Данная стратегия предусматривает увеличение годовых объемов производства до 1 млн 250 тыс. автомобилей до 2020 г., то есть по большому счету возвращение на докризисный уровень (тогда производили около 950 тыс. машин в год). На полученные деньги завод для начала освоит выпуск бюджетной “Калины”, а к 2012 году грозится наладить выпуск новых моделей на платформе Renault Logan.

Как сообщил вчера начальник департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов, межведомственная комиссия рассмотрит бизнес-план АвтоВАЗа 18 марта 2010 года. В собрании будут участвовать Мин­промторг, Минэкономразвития и Минфин, причем представители первых двух ведомств уже выразили готовность поддержать программу развития автозавода. “В течение ближайших дней вынесем решение по программе. Мое мнение – она заслуживает поддержку”, – заявил вчера Андрей Клепач. “План АвтоВАЗа поддерживаем, хотя он нелегкий”, – вторит коллеге Андрей Дементьев. Государство уже перечислило акционеру АвтоВАЗа – “Ростехнологиям” – 28 млрд руб., которые завод получит после одобрения бизнес-плана ведомствами и акционерами.

Государство лихорадочно налаживает сбыт отечественным маркам. Эксперты сходятся во мнении, что запущенная в прошлом году программа льготного кредитования, да и стартовавшая совсем недавно программа утилизации, несмотря на то что в ней формально допущены некоторые иномарки, “заточены” под АвтоВАЗ и остальные заводы.

По программе кредитования были проданы 71 500 автомобилей, и в министерствах это считают успешным результатом. Удачной также признана система госзакупок российской продукции, в прошлом году для нужд госструктур приобретено 30 000 автомобилей, и в нынешнем планируется практику продолжать. По программе утилизации ежедневно приходит около тысячи заявок, по большому счету купить можно только продукцию Волжского автозавода – практически вся квота выбрана дилерами АвтоВАЗа.

“У нас есть максимум три-четыре года для того, чтобы провести серьезную модернизацию ключевых предприятий и перейти к более глубокому уровню локализации на предприятиях иностранных фирм. А если брать российских производителей, то производительность труда должна вырасти в 1,5-2 раза, и тогда с новыми моделями и новым уровнем технологий можно будет говорить об устойчивом развитии”, – считает Андрей Клепач. Общий уровень господдержки российского автопрома между тем приближается к 300 млрд рублей. Смогут ли автокомпании когда-нибудь “отбить” эти вложения – большой вопрос.

Алексей Лаврухин