branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Премиум-иномарки живут за счет России

Основные события в мире премиум-марок 2009 года оказались неоднозначными. Кризис слишком сильно отразился на судьбе некоторых компаний...
Премиум-марки держат себя надменно и дистанцируются от любых других транспортных средств стеной из высоких цен, которая определяет соответствующий статус владельца. Как результат, новенькую иномарку высокого ранга не оставишь ночевать во дворе: ей нужны корпоративная подземная стоянка, гараж загородного дома и хорошая сигнализация – иначе статус владельца понизится.

Кризисный год спутал карты многим компаниям. Скидки на большие авто премиум-класса стали достигать стоимости маленьких машинок. Как следствие, цены опустились и смешались со странными имиджевыми авто из другого мира, мира массовых автомобилей, где есть свои дорогие “белые вороны”.

Престиж – вещь дорогая и полезная, но в плохие времена всемирные автомобильные концерны избавляются именно от премиум-марок, делая ставку на проверенные массовые бренды. Ford уже давно избавился от Aston Martin, Land Rover и Jaguar, в этом году американцы избавляются от Volvo. Другой американский концерн с легкостью расстается с Hummer и Saab, но ни за какие золотые горы не отдает Opel. Заметьте, что никому из крупных производителей все эти громкие марки не нужны. Когда единственный индийский магнат Ратан Тата удовлетворил свои амбиции приобретением Jaguar/Land Rover, за дело взялись китайцы. Они купили Hummer, Volvo. Им же, вероятнее всего, достанется и Saab, и все, что выкинут на свалку гранды мирового автопрома.

Причем среди премиум-брендов есть своя элита – это производители суперкаров и суперлимузинов, цены на которые удобочитаемы только для миллионеров. Здесь совершенно свой мир, где слабо работают обычные рыночные законы, где очереди устраиваются не за автомобилями со скидкой, а на самыми навороченными и дорогими модификациями. Объемы продаж для этих компаний вторичны, потому что деньги они делают не на железе, а на имидже и статусе. Таким компаниям и кризис абсолютно нипочем.

В этом году, например, больше всего шума наделала компания Vermot AG, которая объявила о начале производства родстера Veritas RS III. Первые заказчики получат свои автомобили уже в январе 2010 года по цене €345 000. Двигатель – немецкий пятилитровый 507-сильный от BMW. В стандартной комплектации будет семискоростная автоматическая трансмиссия, но по желанию можно заказать и шестиступенчатую ручную. Разгон до 100 км/ч занимает 3,2 секунды, а максимальная скорость равна 347 км/ч.

Итоги года

Среди обычных премиум-брендов все же принято мерить свои силы объемами продаж, и в России в кризисном году премиум-марки чувствовали себя по-разному. Прежние лидеры, Volvo и Land Rover, провалили продажи.

На пятое место провалилась компания Volvo, несмотря на то что именно в этом году должны были пойти полным ходом продажи компактного кроссовера XC60. Почти такая же ситуация у Land Rover, но внедорожная классика пользуется в России более устойчивым спросом; кроме того, в этом году весь ряд самых дорогих Discovery и Range Rover подвергся рестайлингу. Обновление внешности всегда повышает потребительский спрос.

В этом году на российском рынке лидируют компании “большой немецкой тройки”. Причем результаты продаж этих компаний снова довольно плотные, но последовательность грандов не поменялась. Лидируют баварцы, хотя BMW никакой бомбы вроде прошлогодней BMW X6 в этом году в продажу не запускала. С января 2009 года в продажу пошел новый родстер Z4, а под занавес года BMW начала продажи 5-Series Gran Turismo. Конечно, были рестайлинги и M-серии, но настоящий бестселлер немцы запустят в следующем году – абсолютно новая “пятерка” BMW уже готова. Audi запустила в 2008 году Audi A4 AllRoad и Audi A5 Cabriolet. Наиболее интересной новинкой от Audi стала осенняя российская премьера Audi A5 Sportback. Примечательно, что BMW и Audi запустили в серию большие хэтчбеки (BMW 5-Series GT и Audi A5 Sportback), когда-то очень популярные в массовом сегменте (Ford Scorpio 1985 и др.), а потом забытые и вытесненные с рынка универсалами. Мода на активный образ жизни породила любовь к спортивным формам при сохранении требований функциональности и вместительности – отсюда появление просторных хэтчбеков стремительного вида. В 2009-м Mercedes-Benz обновил свой E-класс – прежний локомотив продаж российского рынка. Но теперь модельная гамма Mercedes столь широка, что успех компании, которая вернулась на третье место, обеспечен самыми разнообразными моделями марки.

Lexus и Infiniti сохранили свои позиции на российском рынке, только разрыв в популярности и в объемах продаж этих брендов сильно сократился. Свое двукратное отставание Infiniti практически свел к минимуму. Lexus запустил в продажу Lexus RX 350 и гибрид на его базе. Infiniti показала эксклюзив – кабриолет Infiniti G, а главную новинку, новое поколение седана Infiniti M, приберегла на 2010 год.

Cadillac и Hummer в 2009-м могут праздновать очевидный успех: их продажи выросли, ну или по крайней мере не упали – у Cadiilac еще есть декабрь, чтобы повторить объем продаж прошлого года. General Motors проходил весной 2009 года процедуру банкротства, но своей деятельности не прекращал и поддерживал свои премиум-бренды рекламой, маркетингом и скидками.

Неплохо вроде чувствует себя и Porsche. Cayenne позволяет этой марке делать в России неплохой бизнес. С 2009 года на непререкаемый авторитет немецкой марки будет работать еще и Porsche Panamera – этот огромный седан ждет в России большое будущее: многие владельцы больших BMW, Mercedes, Audi уже давно ждали чего-то большего. Российским чиновникам и сырьевым магнатам кризис не помеха. Одно в этой истории печально – промахи в финансовой деятельности компании лишили Porsche независимости. Именитую компанию практически прибрал к своим рукам могущественный Volkswagen. Jaguar в 2009 году сбавил обороты, а бешено популярный в богатой и компактной Европе MINI медленно, но верно отвоевывает свою долю премиального рынка и в России. Когда MINI представит наконец свой обещанный компактный кроссовер, то любовь россиян к своей марке он сможет конвертировать в продажи.

Saab и Chrysler испытывают крайне тяжелые времена и на российском рынке. При восстановлении своих позиций в мировом автопроме на российский рынок этим компаниям расчитывать не приходится. Ситуация с Alfa Romeo в России феноменальна – общепризнанная спортивность моделей Alfa упакована в отличный дизайн и приправлена славной историей, повсеместной известностью марки и вполне неплохим имиджем. Только покупателей машин Alfa Romeo в России почти нет.



Кирилл Орлов