branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Nissan открывает новую автомобильную эпоху

Как утверждает Карлос Гон, а этот серьезный руководитель автокомпании жестко контролирует выполнение своих обещаний, в 2010 году во всем мире будет построено уже 200 000 электромобилей...
Как утверждает Карлос Гон, а этот серьезный руководитель автоальянса Renault-Nissan жестко контролирует выполнение своих обещаний, в 2010 году во всем мире его компанией будет построено уже 200 000 электромобилей.
В 1999 г. Renault инвестировала значительные средства в находившуюся на грани банкротства японскую компанию Nissan. Карлос Гон уехал в Токио, чтобы взяться за спасение Nissan. Компания находилась в кризисном состоянии. Рецепт, который Гон прописал Nissan, понравился не всем. Гон избавился от акций компаний-поставщиков, принадлежавших Nissan, продал ряд дочерних предприятий и сократил большую часть отделов, в корне поменяв политику компании. Он даже закрыл некоторые заводы в Японии и уволил каждого десятого сотрудника компании. Для японцев это стало шоком, ведь для них потеря должности – одно из самых страшных оскорблений. Гон наметил амбициозную цель – к 2005 г. повысить продажи до 1 млн автомобилей в год – и добился своего. Его план сработал, в Японии Гон стал знаменитостью.

Сегодня Nissan крепко стоит на ногах и показывает миру прототип массового серийного электромобиля Nissan Leaf, который обещает стать в будущем обычной вещью для пейзажа многих городов мира.

Мировая премьера новой модели Nissan Leaf состоялась в воскресенье в новой штаб-квартире компании Nissan в Иокогаме. “Символизм открытия нашей новой глобальной штаб-квартиры сложно преуменьшить, – сказал президент и CEO компании Nissan Карлос Гон. – Мы возвращаемся туда, где компания была основана в 1933 году, мы отмечаем начало новой эпохи для нашей компании”.

На первом в мире доступном электромобиле с нулевым уровнем выбросов вредных веществ в атмосферу выехали на сцену бывший премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми, префект префектуры Канагава Сигэфуми Мацудзава и мэр города Иокогама Хироси Накада. Все как в России, без поддержки властей строить бизнес в современном обществе гораздо сложнее.

Итак, Nissan готов начать производство относительно недорогого (Nissan полагает, что цена электромобиля не будет выходить за рамки привычных хэтчбеков С-сегмента) автомобиля, который ездит только на электричестве. Первые электромобили Nissan Leaf будут производиться на заводах в городе Оппама в Японии и в штате Теннесси в США. В следующем году начнутся продажи этих автомобилей на рынках Японии, США и Европы. С 2012 года начнутся массовые поставки этой модели на мировые рынки.

Технические характеристики Nissan Leaf



Разработка и попытка вывести на рынок массовый электромобиль – очень рискованный шаг, и Карлос Гон понимает это. По его словам, на рынке есть довольно большой потенциальный спрос на автомобили с нулевым выхлопом. Определенный круг потребителей хотят владеть именно электромобилями, плюс правительства США, Франции, Германии, Китая, Японии, Великобритании, Испании сделали запросы на автомобили с нулевым выбросом. Для потребителя это автомобиль недорогой и очень экономичный в повседневной эксплуатации, а правительства заинтересованных стран создадут условия для развития инфраструктуры удобного использования автомобилей этого типа.

Предполагается. что специальные стойки для зарядки электромобилей появятся на крупных паркингах, а также на стоянках перед магазинами и торговыми центрами. На местах, которые будут обозначены “EV Only” (“Только электромобили”), можно будет заряжать автомобиль через провод и розетку, а для быстрой зарядки будет использоваться бесконтактный электромагнитный метод через днище автомобиля. Центры городов могут получить “чистые зоны”, где будет запрещена эксплуатация автомобилей с ненулевым выхлопом. Дороги могут получить специальные полосы для движения с тем же обозначением “EV Only”.

Nissan Leaf
Бесконтактный способ зарядки электромобиля


Карлос Гон отмечает, что спрос на электромобили обеспокоенности не вызывает. Голова болит как раз о том, сможет ли альянс сделать столько автомобилей данного типа, сколько нужно рынку. “Первоначально спрос будет сильно превышать предложение, и мы пойдем только на те рынки, правительство которых окажет нам поддержку, – говорит президент Nissan. – Мы будем выбирать и инвестировать только в такие рынки, где правительства дадут льготные условия кредитов, – например, в США мы получим льготный кредит с низкой процентной ставкой на 1 миллиард 600 миллионов долларов”. То есть Карлос Гон намерен не стесняясь использовать в своих целях стремление правительств богатых стран не экономить на экологии. Взамен он предоставляет им автомобиль с нулевым выхлопом.

Nissan Leaf построен на абсолютно новой платформе, которая создавалась именно под электромобиль. Батареи размещены под полом салона, подвески компактны, а электромотор и необходимое оборудование расположены над передней осью автомобиля, занимая примерно половину от обычного моторного отсека. В результате большая часть пространства кузова отдана пассажирам. Электромобиль имеет привычный кузов пятидверного хэтчбека, короткий капот которого и сильно наклоненное лобовое стекло приближают его силуэт к однообъемнику. Современная и яркая форма передка, необычная, с большими фонарями и массивной дверью задняя часть соседствуют с тривиальной боковиной. Электромобиль от Nissan больше похож на традиционные бензиновые хэтчбеки, чем гибриды от Toyota и Honda с авангардной внешностью. Фары Nissan Leaf несут дополнительную аэродинамическую функцию: они перенаправляют воздушные потоки в обход боковых зеркал, уменьшая сопротивление воздуха и шумы во время движения.

Платформа Nissan Leaf в разрезе



Самой сложной и дорогой частью электромобиля сегодня являются батареи питания. На своем автомобиле Nissan использует литиево-ионные батареи, в проектировании которых Nissan уже набил руку на предшествующих концептах и прототипах на электротяге. Держа в уме массовость Nissan Leaf, батареи должны выпускаться огромным тиражом. Специально для этого Nissan уже построил завод по массовому производству литиево-ионных батарей в городе Зама (Япония), что снизило их себестоимость. Уже есть планы по размещению производства батарей в США, Великобритании и Португалии.

Батареи от Nissan разрабатывались под три основных параметра: долгое время жизни, низкая цена и высокая надежность. Топливные ячейки, похожие на разбухшие листы бумаги формата А4, объединены в кассетные блоки. Этими блоками можно максимально плотно заложить пространство под полом сложной конфигурации.

Успехи по дальности поездки на одной зарядке для Nissan Leaf не выглядят впечатляюще. Это всего 160 км. Но Карлос Гон замечает, что исследования демонстрируют отсутствие у жителей США (страны с самыми большими расстояниями) тяги к длинным ежедневным путешествиям: 90% американцев проезжают в день не более 160 км. Такая же ситуация и в других странах мира. Разработка велась с учетом этой цифры, и японский электромобиль может проехать 160 км на одной зарядке аккумулятора.

Карлос Гон отметил на презентации автомобиля, что батареи постоянно совершенствуются и в будущем дальность поездки электромобиля будет непременно расти.

Инженеры Nissan снабдили свой первый электромобиль оригинальной компьютерной системой, которая показывает на карте навигации область возможного передвижения автомобиля на оставшейся зарядке батарей и обозначает все станции зарядки электромобилей. Система поддерживает постоянную связь с глобальным центром данных, обеспечивая владельцу электромобиля постоянную информационную поддержку. Управлять функциями электромобиля можно прямо с мобильного телефона, например, заранее включить кондиционер или поставить автомобиль на зарядку.


Информационная система Nissan Leaf


“На сегодня еще ни одна компания не сделала массового и доступного по цене электромобиля – мы будем первыми на рынке, – говорит Гон. – Наш электромобиль довольно мощный, им несложно управлять. Ускорение похоже на турбодвигатель, только у турбо еще надо ждать, грубо говоря, полсекунды, а электричество заставляет двигатель вступать в работу немедленно. У электромобиля нет ни запаха, ни большого шума”.

В Nissan отдают себе отчет в том, что электромобиль не может уступать бензиновым машинам по основным эксплуатационным характеристикам, иначе он не будет востребован на рынке. Nissan постарался сделать этот автомобиль таким же, как все остальные, плюс добавил одно – сделал его полностью электрическим. Экономичность стала его главным преимуществом. Только с такой моделью электромобиля можно выйти на мировой рынок.

Карлос Гон утверждает, что именно электроавтомобили станут массовым товаром, опередив в ближайшем будущем гибриды. Сейчас существует конкуренция технологий, кто-то инвестирует в разработки авто одного типа (гибриды, дизели), кто-то в другие. Мы полагаем, что электромобили займут 5-10% рынка, в то время как гибриды – только 2%.

Нефть уже никогда не будет дешевой. Насчет нефти прогнозы существуют совершенно разные; мы считаем, что цены на нефть не будут снижаться. В ближайшее время страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) значительно поднимут свои экономики, будут потреблять значительно больше энергии и цены на бензин значительно вырастут.

Сейчас нефть стоит 50 долларов за баррель, но даже при таких ценах на топливо электромобиль в эксплуатации будет выгоднее обычного автомобиля.

Кирилл Орлов