Российский авторынок не восстановится до 2012 года
Статьи 16 апреля 2009
Статьи 16 апреля 2009
Российский авторынок не восстановится до 2012 года
Эра бурного роста рынка только за счет продаж новых машин закончилась. Поэтому сейчас производителям и дилерам придется очень серьезно перестраивать свою работу, ориентируясь на потребности своих покупателей и их изменившиеся доходы...
Российский авторынок не восстановится до 2012 года 
В целом прошлый, 2008 год с итоговым объемом 2,81 млн проданных новых легковых автомобилей стал самым успешным за всю автомобильную историю в РФ. Вновь выйти на столь впечатляющий уровень проданных легковушек, по мнению представителей аналитического агентства “Автостат”, удастся только к 2012 году. Однако, как считают аналитики РБК и независимые эксперты, подобный прогноз чересчур оптимистичен и, возможно, российскому автомобильному рынку потребуется более длительное восстановление.

Эксперты “Автостата” заявили о восстановлении отечественного авторынка к 2012 году. К подобному выводу аналитики пришли в своем годовом справочном издании “Автомобильный рынок России – 2009”, в котором отражены окончательные итоги ушедшего года, приводятся данные производства, продаж и парка автомобильной техники на начало 2009 года.

По данным “Автостата”, рекордный для России прошлогодний объем продаж в 2,81 млн новых легковых автомобилей позволил обогнать такие признанные автомобильные державы, как Великобритания, Италия, Франция и Бразилия, оставив впереди только США, Китай, Японию и Германию. По итогам прошлого года отечественный авторынок поднялся на второе место в Европе и пятое в мире, но в начале нынешнего года последовал откат на пятую строчку в Европе и девятую в мире. При подобном дальнейшем развитии событий в нашей стране возможно еще более сильное проседание отечественного авторыка.



Как сообщил директор “Автостата” Сергей Целиков, на развитие авторынка в среднесрочной перспективе будут воздействовать две основные силы. С одной стороны, в России ухудшается общая экономическая обстановка, растет безработица, снижаются реальные доходы населения и практически обвалился рынок автокредитования. С другой стороны, автомобилизация населения еще достаточно низка. По последним данным, на каждую тысячу россиян сейчас приходится лишь 225 легковых автомобилей, что в два-три раза меньше, чем в европейских странах. Кроме того, парк автомобильной техники у нас более старый, чем во многих развитых странах. “Средний возраст 12 лет, тогда как в европейских странах он колеблется в диапазоне от семи до десяти лет. Почти половина парка ТС находится в возрастной категории старше десяти лет, а 15-20% парка вообще требует немедленной утилизации”, – сказал С. Целиков. По его мнению, сейчас нужны быстрые и решительные действия правительства по поддержке отечественного рынка.

Как заключают специалисты “Автостата”, восстановление российского авторынка до уровня 2008 года произойдет лишь через 3-5 лет. Так, согласно оптимистическому сценарию объем продаж новых автомобилей в 2,8 млн единиц будет достигнут к концу 2011 года. Пессимистический сценарий говорит, что параметры прошлого года будут достигнуты не ранее 2013-2014 годов. При среднем прогнозе рекорд ушедшего года будет повторен только в 2012 году. Несмотря на столь долгосрочные прогнозы по восстановлению авторынка, по мнению аналитиков РБК и независимых экспертов, выход из кризисного падения может оказаться более затяжным. “Принимая во внимание, что прогноз “Автостата” составлялся без учета результатов первого квартала 2009 г., я считаю, что этот прогноз, увы, далек от реальности, – говорит ведущий аналитик департамента консалтинга РИА “РосБизнесКонсалтинг” Анна Синявская. – Право на существование имеет только их пессимистический прогноз – 1600 тыс. новых автомобилей в 2009 г., это близко к прогнозу департамента консалтинга РБК – 1478 тыс. новых автомобилей., что на 46% меньше 2008 г. (если брать за итог прошлого года 2743 тыс. новых автомобилей)”.



Не согласен с прогнозом “Автостата” и независимый автомобильный эксперт Константин Прохорцев. “Российский автомобильный рынок может начать восстанавливаться в более трудных условиях, чем рынки Европы и Северной Америки, – рассуждает эксперт. – До сих пор продолжается стремительное падение продаж, которое усиливается с каждым месяцем. Пока рынок не достигнет дна, говорить о его восстановлении к 2012 году слишком преждевременно, поскольку будущие реалии могут оказаться более пессимистичными”. Как отмечает Анна Синявская, в ближайшие годы экономическая ситуация в России будет очень трудной, доходы будут падать, ставки по автокредитам – расти, поэтому рост в 2009-2010 гг. маловероятен. “Предполагаю, что розничные цены будут постепенно расти, к концу 2009 г. они вырастут на 20-35% в зависимости от марки машины, – считает аналитик РБК. – Рынок первичного спроса на автомобили в России закончился, начинается рынок покупателя. Поэтому сейчас производителям и дилерам придется очень серьезно перестраивать свою работу, ориентируясь на потребности своих покупателей и их изменившиеся доходы. Эра бурного роста рынка только за счет продаж новых машин закончилась”.

Никита Афанасьев
Комментарии