branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Кризис лишит зрителей автомобильных шоу

Финансовый кризис затронул не только автопроизводителей, отменяются зрелища для простых смертных. Под вопросом находятся проведение международных автосалонов и гонки “Формула-1”...
Увы: финансовый кризис заставил автопроизводителей пересмотреть бюджеты, традиционно выделяемые на мероприятия по поддержке имиджа. Имидж бренда – одна из составляющих его ценности, популярности его моделей и в итоге прибыльности деятельности. Большинство автокомпаний сейчас сосредоточены на сохранении объемов производства, куда уж там участвовать в ежегодных автомобильных выставках и гонках – на это нужны миллионы долларов. Ряд компаний уже отказались от участия в Детройтском мотор-шоу в январе 2009 года. Уходят команды и из чемпионата “Формула-1”. Обыватели того и гляди останутся не только без хлеба, но и без зрелищ.

Грустные тенденции обозначились в конце уходящего года: международные автосалоны встали в очередь на вымирание. Уже принято решение об отмене салона в г. Брисбен (6-15 февраля, Австралия). По словам организаторов, это обусловлено тем, что целый ряд автопроизводителей и автодилеров отказались от участия в мероприятии из-за финансовых трудностей, с которыми компании столкнулись в последнее время из-за мирового экономического кризиса. Почти единогласно автосалон в Брисбене был признан невыгодным. Как заявил один из организаторов салона: “У каждой автокомпании есть свой головной офис, который и решает, на чем можно сэкономить в условиях кризиса. Мы никак не можем заставить их участвовать в шоу”.

Угроза нависла и над крупнейшими автомобильными выставками. Некоторые премьеры прошедшего автосалона в Лос-Анджелесе в целях экономии были перенесены на грядущий январский автосалон в Детройте. Между тем Детройт (11-25 января, США), один из крупнейших и значимых автосалонов в мире, фактически сам находится под угрозой срыва. О том, что не будут участвовать в американской выставке, заявили как минимум семь крупных автопроизводителей: Porsche, Mitsubishi, Suzuki, Land Rover, Rolls-Royce, Ferrari и Nissan. По словам представителя Nissan North America Алана Бадденбека, на такие меры японский автопроизводитель был вынужден пойти в условиях глобального финансового кризиса. Помимо этого, он отметил, что главных дебютантов этой зимы – Nissan 370Z и Cube – американцы уже увидели на автосалоне в Лос-Анджелесе. А. Бадденбек отказался сообщить, какую сумму Nissan сэкономит, отказавшись от участия в выставках, сказав лишь, что “это не самая скромная строка в нашем бюджете”.

Экономный Nissan, кстати, изначально собирался проигнорировать еще один автосалон – в Чикаго (13-22 февраля, США), но потом поменял решение. На присутствии марки на одном из крупнейших автошоу США настояли дилеры Nissan, которые и возьмут на себя обустройство экспозиции. Правда, какие именно модели привезут в Чикаго, еще неизвестно.

В это время большим вопросом становится проведение в 2009 году последующих как второстепенных, так и крупных мировых автовыставок: Торонто (13-22 февраля, Канада), Мельбурн (29 февраля – 9 марта, Австралия), Женева (5-15 марта, Швейцария), Сеул (2-12 апреля, Корея), Нью-Йорк (10-19 апреля, США), Шанхай (20-28 апреля, Китай), Франкфурт (17-27 сентября, Германия), Токио (23 октября – 8 ноября, Япония). Кто туда сможет приехать – это большой вопрос, ведь экономисты обещают на середину 2009 года самый расцвет кризиса.

Опасной тенденцией в контексте сокращения различных “попутных” расходов выглядит и сокращение числа гоночных команд в чемпионате мира “Формула-1”. Так, о планах отказаться от участия в чемпионате уже сообщили сразу две команды: команды Honda и Super Aguri, последнюю из которых также поддерживал японский автоконцерн Honda. "Мы пришли к решению завершить свою деятельность в “Формуле-1”, и 2008 год станет последним сезоном для нашей команды", – объявил исполнительный директор Honda Такео Фукуи. “Это было трудное решение”, – добавил он, признав, что оно вызвано экономическим кризисом, серьезно ударившим по автомобилестроению. По словам Т. Фукуи, концерн намерен продать свою команду. В числе претендентов на покупку фигурирует Audi, которая сама рассталась с гонками “24 часа Ле Мана”, распустив заводскую команду.

Не только команды уходят из F1, сами страны начали отказываться от права принять чемпионат у себя, будучи не в состоянии платить огромные деньги (около 20 млн евро ежегодно). Французская автомобильная федерация объявила, что в связи с тяжелой экономической обстановкой Гран-при Франции, который должен был пройти с 26 по 28 июня 2009 года (Маньи-Кур), отменяется. Французы заявили, что не могут больше обеспечивать финансовую поддержку гонки, и обещают вернуть деньги тем болельщикам, которые уже купили билеты. Новость стала настоящим шоком для фанатов.

Еще одним разочарованием нового календаря стало исключение из него Гран-при Канады. После расставания с Индианаполисом трасса в Монреале осталась единственной ареной “Формулы-1” на североамериканском континенте, и перелет через Атлантику всего “большого цирка” ради одной гонки оказался чрезмерно дорогостоящим для команд. Место ГП Канады в календаре займет сдвинувшийся по времени Гран-при Турции, а вакантное 18-е место в календаре достанется ОАЭ: первый Гран-при Абу-Даби будет закрывать сезон.

Таким образом, в следующем году в чемпионате будет участвовать всего девять команд, половина из которых – также кандидаты на вылет. В ближайшее время пересмотреть гоночные бюджеты могут такие команды, выступающие не столько ради спорта, сколько ради имиджа, как Force India, Williams, Red Bull. Конечно, такие сильные участники, как McLaren, Ferrari, Renault вряд ли покинут чемпионат, но вполне могут сократить расходы (сейчас около 100 млн евро в год). Кровожадному Берни Экклстоуну, владельцу чемпионата F1, скорее всего, придется умерить свои аппетиты, чтобы вообще не потерять статью дохода.

Переговоры насчет проведения “Формулы-1” в России в очередной раз могут почить в бозе. Российские автопроизводители в жестком кризисе, и сначала нужно будет их поднять на ноги, а потом уже готовить плацдарм для гонки технологий.

Елена Костякова