branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Автомобили в кредит больше не продают

Банки утратили энтузиазм в поголовной выдаче автокредитов. Всему виной мировой финансовый кризис, приведший к дефициту и удорожанию фондовых средств. В ближайшие две недели российские автокредиты подорожают еще на 1-3%...
Российские компании в панике: акции дешевеют, рынки обваливаются, что делать, непонятно: то ли запасаться консервами, то ли распродавать недвижимость. Мировой финансовый кризис, который мы сегодня наблюдаем, начался с того, что свои ипотечные долги перестали обслуживать наименее обеспеченные американцы, набравшие в долг на фоне роста цены жилья. Задолженность правительства, населения и корпораций в США в сумме составляет сейчас около 5 годовых объемов ВВП США. Обслуживать эти долги чрезвычайно тяжело, если вообще возможно. Из-за ухудшения конъюнктуры на межбанковском рынке банки начали поднимать кредитные ставки. Ставки по автокредитам в России могут повыситься в среднем еще на 2 процентных пункта уже в ближайшие две недели.

“Это лишь часть “плохих” долгов, накопленных в США и по всему миру, – комментирует ситуацию руководитель Департамента стратегического маркетинга ОАО “Росгосстрах” Алексей Зубец. – Поэтому можно предположить, что то, что мы видим, – это лишь первая треть “концерта”. Вообще, эта история продлится еще не менее двух лет, а скорее всего, и дольше. Через пару лет мир сможет отделить “плохие” долги от “хороших”, первые будут списаны и возобновится экономический рост. Но ближайшие полтора-два года нас будет “трясти”.

По оценке А. Зубца, индекс РТС может упасть примерно до 800 пунктов (сегодня 1276) – то есть акции ведущих компаний продолжат дешеветь. К счастью, серьезный экономический кризис типа дефолта 1998 года России вроде бы пока не грозит. “У государства есть политическая воля к спасению ситуации, которой не было в 1998 году, есть существенные финансовые запасы, – говорит А. Зубец. – Через полтора-два года снова начнут расти цены на нефть и все у нас снова станет замечательно. В целом, как представляется, Россия переживет кризис без особых потерь. Можно ожидать некоторого спада в производстве, снижения инвестиций, снижения роста зарплат. В то же время может снизиться инфляция. Много денег – это тоже плохо. За последние годы в нашей стране многие забыли, что деньги надо не “поднимать”, а зарабатывать. Кризис это всем напомнит”.

Еще летом банки начали повышать кредитные ставки по всем видам кредитов. По словам директора по продажам направления автокредитования Альфа-Банка Натальи Макаровой, за последний месяц ставки по автокредитованию в Альфа-Банке увеличились примерно на 2 процентных пункта и сегодня составляют от 10 до 16% годовых в рублях и от 9 до 12% в долларах. “Это связано с удорожанием ставок фондирования, – комментирует Н. Макарова. – То есть средства, которые банки привлекают для формирования своего продуктового кредитного предложения, подорожали”. Зампред правления банка “Авангард” Валерий Торхов также отметил, что ставки увеличились в среднем на 2% не только в секторе автокредитования – увеличились ставки и по вкладам.

“Подорожание на 1-3% или уже случилось, или произойдет в течение ближайших двух недель”, – констатирует эксперт.

Повышение кредитных ставок пока нельзя назвать значительным, поэтому автопотребителей это отпугнет едва ли. Автомобильный рынок продолжит развиваться мощными темпами, хотя рынку автокредитования эксперты уже в этом году прочат замедление темпов роста. По оценке РГС, торможение автокредитования будет связано не столько с ростом процентных ставок, сколько с сокращением реального роста доходов. “Многие банки, “отрезанные” финансовым кризисом от дешевых международных источников финансирования, просто сократили объем выдаваемых кредитов, из-за чего объем кредитования сильно упал: по данным ЦБ, прирост задолженности по кредитам сроком более года в России составил в июне 124 млн руб., а год назад прирост был равен 370 млн рублей. Так что дело не в ставках, а в доходах и объемах новых пассивов, доступных для банков”, – подытоживает А. Зубец.

На сегодняшний день в кредит продается примерно половина новых машин, однако в ценовом выражении кредиты покрывают около 40% продаж. Замедление объемов кредитования может ударить в первую очередь по сегменту дешевых иномарок и российских автомобилей и в меньшей степени – по сегменту дорогих машин. Рынок машин, приобретаемых за наличный расчет, пострадает в меньшей степени.

Отметим, что большинство автомобильных экспертов в начале года прогнозировали рост авторынка в 2008 г. в среднем на 40%. Учитывая, что прогнозам аналитиков сегодня многие бизнесмены предпочитают не доверять, неизвестно еще, как оно выйдет на самом деле – возможно, что продано будет гораздо меньше, чем ожидается.

“Рынок новых иномарок в России в последние годы рос аномально быстрыми темпами (63% в 2007 г. и 66% в 2006 г.), так что снижение объемов автокредитования может “остудить” рынок и оздоровить его, – считает А. Зубец. – Рост числа продаж новых иномарок в следующем году при сохранении нынешнего положения дел может составить 15-25%”.

Елена Костякова