Наиболее актуальной темой является применение интеллектуальной электроники. Это обусловлено тем, что такие системы способствуют повышению безопасности, динамики, экономичности и экологичности транспортных средств.
Только у концерна VW существуют более 700 исследовательских подразделений в Германии, США, Китае и Японии, которые работают для достижения максимального уровня коммуникации автомобиля с окружающей средой, другими транспортными средствами и, в конечном итоге, с водителем – благодаря использованию цифровой электроники и интуитивно понятных интерфейсов.
Среди передовых разработок последних лет широкое распространение получает система контроля за рядностью движения. В простых вариантах, как например, на VW Passat CC и других моделях, эта система предупреждает водителя звуковым сигналом или вибрацией сиденья о том, что он “потерял” полосу движения и пересекает линию разметки без включения поворотника. Эта система в России особенно ожидаема, так как, может быть, хоть она приучит водителей пользоваться указателями поворота и сообщать всем окружающим водителям и пешеходам о своих намерениях. Без этой системы российский водитель – это та самая “обезьяна с гранатой”. Более продвинутые системы контроля за рядностью движения берут управление автомобилем на себя и сами рулят автомобилем, стараясь оставить его в рамках текущей полосы движения. В частности, и Lexus LS460, и Honda Accord справляются с этим вполне успешно: пологие повороты машины проходят без потери полосы движения. В Европе, с их протяженными скоростными магистралями, где нет крутых изгибов, на таком автомобиле можно отпахать уйму километров. А в Россию такие системы просто не поставляются.
Еще одна система, которая еще в недалеком прошлом была уделом лабораторных прототипов, сегодня реализована на многих серийных автомобилях. Лидером здесь являются марки концерна VW и Land Rover. На моделях этих компаний стоят электронные системы, которые по команде водителя меняют не только дорожный просвет, но и настройки шасси. Пионером адаптивных подвесок можно считать компанию Citroen, где с 60-х годов, еще без участия цифровой электроники, величина дорожного просвета и жесткость подвески менялись за счет давления газа в пневмоэлементах. Сегодня, например, “активное управление шасси DCC” на VW Touareg при нажатии одной кнопки предлагает три различных варианта шасси и характеристик управления. На Land Rover по указанию водителя электроника настраивает шасси на несколько типов дорожного покрытия. Будущее этих систем предполагает исключить человеческий фактор: датчики сами будут определять качество дорожного покрытия, скорость движения и множество других определяющих факторов для автоматической регулировки параметров шасси. Возможная частота регулировки – несколько сотен раз в секунду.
Еще одна быстро развивающаяся система – “Ассистент парковки”. До недавнего времени данная система могла лишь неприятно пищать, указывая частотой и громкостью писка на близость припятствия к бамперу автомобиля. Сегодня можно выделить новые уровни этой системы. Первый установлен на автомобилях Nissan и Infiniti, которые за счет видеокамер по кругу и программного обеспечения по обработке сигналов умеют строить на мониторе для водителя так называемый “bird view” (вид сверху) автомобиля с обозначением всех близлежащих препятствий. Второй, который можно встретить, в частности, на Citroen C4 Picasso, – это когда система находит для водителя место для параллельной парковки, в которое сможет втиснуться его автомобиль. На следующем уровне система не только находит место для парковки, но и сама выполняет маневрирование. Руль автомобиля при этом вращается как ошпаренный, а водителю только остается контролировать педалями скорость выполнения маневра. Модели Lexus, Audi и четыре разных VW (Touran, Tiguan, Passat и новый Passat CC) уже оснащены системой такого уровня. Следующий этап снова основан на полном исключении человека из процесса парковки. Volkswagen показал прототип системы, когда водитель покидает машину, нажимает клавишу на брелоке и автомобиль в автоматическом режиме аккуратно занимает место для парковки. Эта система Park Assist Vision от VW позволяет прототипу с идеальной точностью разместиться и на так называемой диагональной стоянке, которые часто встречаются у супермаркетов. Зачастую они расположены слишком тесно, что заставляет пассажиров неловко протискиваться между дверьми и другими машинами при посадке и выходе из автомобиля. Park Assist Vision в самом скором будущем положит конец этой проблеме.
Давно уже известен и “активный круиз-контроль” (ACC), который сегодня используется в качестве “автоматической системы дистанционного управления” в моделях Lexus, BMW, Mercedes, множества автомобилей японского рынка, VW Phaeton, Touareg, Passat и даже новом Honda Accord. Система не просто поддерживает заданную скорость, как обычный круиз-контроль, но умеет тормозить перед внезапно возникшим препятствием, а также ускоряться и притормаживать, поддерживая заданное расстояние до впереди идущего транспортного средства. Эту систему производители также предпочитают не поставлять в Россию.
Новые исследовательские проекты быстро внедряются в производство, так же как и системы, еще недавно казавшиеся фантастикой. Например, дальнейшее развитие систем активного круиз-контроля перерастает в системы экстренной подготовки к неизбежному столкновению. В случае, когда датчики определяют неизбежность лобового столкновения, автомобили премиум-классов и даже такой народный автомобиль, как Golf, принимают экстренные меры к защите пассажиров: ремни натягиваются и прижимают седоков к креслу, в системе торможения применяется “пиротормоз”. Его пиротехническое зажигание активируется, когда авария почти неизбежна. Система способна инициировать аварийное торможение в течение 80 миллисекунд – что позволит снизить скорость автомобиля при столкновении в среднем на 5 км/ч.
В Калифорнии ежегодно проводится чемпионат Urban Challenge – соревнования для интеллектуальных и автономных транспортных средств. Автомобиль получает доступ к информации по дорожной инфраструктуре от спутников и от других машин, что позволяет осуществлять анализ ситуации на дороге в реальном времени. Именно это сделает вождение в ближайшем будущем более безопасным, эффективным и увлекательным. Например, оценка навигационных данных со спутника, стереокамера и радарные датчики позволяют предотвратить излишнюю близость к обочине дороги или к встречному транспорту. Таким образом можно предотвратить наиболее распространенные типы аварий.
Более того, автомобили завтрашнего дня будут видеть и обращать внимание друг на друга в условиях транспортного потока. Это похоже на фантастику, но уже сейчас очевидно, что это реальность. Система будет похожа на беспроводной Интернет, когда бортовые компьютеры соседних транспортных средств будут обмениваться необходимой информацией друг с другом. Сегодня так общаются по проводам стационарные интернет-серверы...
Кирилл Орлов
Только у концерна VW существуют более 700 исследовательских подразделений в Германии, США, Китае и Японии, которые работают для достижения максимального уровня коммуникации автомобиля с окружающей средой, другими транспортными средствами и, в конечном итоге, с водителем – благодаря использованию цифровой электроники и интуитивно понятных интерфейсов.
Среди передовых разработок последних лет широкое распространение получает система контроля за рядностью движения. В простых вариантах, как например, на VW Passat CC и других моделях, эта система предупреждает водителя звуковым сигналом или вибрацией сиденья о том, что он “потерял” полосу движения и пересекает линию разметки без включения поворотника. Эта система в России особенно ожидаема, так как, может быть, хоть она приучит водителей пользоваться указателями поворота и сообщать всем окружающим водителям и пешеходам о своих намерениях. Без этой системы российский водитель – это та самая “обезьяна с гранатой”. Более продвинутые системы контроля за рядностью движения берут управление автомобилем на себя и сами рулят автомобилем, стараясь оставить его в рамках текущей полосы движения. В частности, и Lexus LS460, и Honda Accord справляются с этим вполне успешно: пологие повороты машины проходят без потери полосы движения. В Европе, с их протяженными скоростными магистралями, где нет крутых изгибов, на таком автомобиле можно отпахать уйму километров. А в Россию такие системы просто не поставляются.
Еще одна система, которая еще в недалеком прошлом была уделом лабораторных прототипов, сегодня реализована на многих серийных автомобилях. Лидером здесь являются марки концерна VW и Land Rover. На моделях этих компаний стоят электронные системы, которые по команде водителя меняют не только дорожный просвет, но и настройки шасси. Пионером адаптивных подвесок можно считать компанию Citroen, где с 60-х годов, еще без участия цифровой электроники, величина дорожного просвета и жесткость подвески менялись за счет давления газа в пневмоэлементах. Сегодня, например, “активное управление шасси DCC” на VW Touareg при нажатии одной кнопки предлагает три различных варианта шасси и характеристик управления. На Land Rover по указанию водителя электроника настраивает шасси на несколько типов дорожного покрытия. Будущее этих систем предполагает исключить человеческий фактор: датчики сами будут определять качество дорожного покрытия, скорость движения и множество других определяющих факторов для автоматической регулировки параметров шасси. Возможная частота регулировки – несколько сотен раз в секунду.
Еще одна быстро развивающаяся система – “Ассистент парковки”. До недавнего времени данная система могла лишь неприятно пищать, указывая частотой и громкостью писка на близость припятствия к бамперу автомобиля. Сегодня можно выделить новые уровни этой системы. Первый установлен на автомобилях Nissan и Infiniti, которые за счет видеокамер по кругу и программного обеспечения по обработке сигналов умеют строить на мониторе для водителя так называемый “bird view” (вид сверху) автомобиля с обозначением всех близлежащих препятствий. Второй, который можно встретить, в частности, на Citroen C4 Picasso, – это когда система находит для водителя место для параллельной парковки, в которое сможет втиснуться его автомобиль. На следующем уровне система не только находит место для парковки, но и сама выполняет маневрирование. Руль автомобиля при этом вращается как ошпаренный, а водителю только остается контролировать педалями скорость выполнения маневра. Модели Lexus, Audi и четыре разных VW (Touran, Tiguan, Passat и новый Passat CC) уже оснащены системой такого уровня. Следующий этап снова основан на полном исключении человека из процесса парковки. Volkswagen показал прототип системы, когда водитель покидает машину, нажимает клавишу на брелоке и автомобиль в автоматическом режиме аккуратно занимает место для парковки. Эта система Park Assist Vision от VW позволяет прототипу с идеальной точностью разместиться и на так называемой диагональной стоянке, которые часто встречаются у супермаркетов. Зачастую они расположены слишком тесно, что заставляет пассажиров неловко протискиваться между дверьми и другими машинами при посадке и выходе из автомобиля. Park Assist Vision в самом скором будущем положит конец этой проблеме.
Давно уже известен и “активный круиз-контроль” (ACC), который сегодня используется в качестве “автоматической системы дистанционного управления” в моделях Lexus, BMW, Mercedes, множества автомобилей японского рынка, VW Phaeton, Touareg, Passat и даже новом Honda Accord. Система не просто поддерживает заданную скорость, как обычный круиз-контроль, но умеет тормозить перед внезапно возникшим препятствием, а также ускоряться и притормаживать, поддерживая заданное расстояние до впереди идущего транспортного средства. Эту систему производители также предпочитают не поставлять в Россию.
Новые исследовательские проекты быстро внедряются в производство, так же как и системы, еще недавно казавшиеся фантастикой. Например, дальнейшее развитие систем активного круиз-контроля перерастает в системы экстренной подготовки к неизбежному столкновению. В случае, когда датчики определяют неизбежность лобового столкновения, автомобили премиум-классов и даже такой народный автомобиль, как Golf, принимают экстренные меры к защите пассажиров: ремни натягиваются и прижимают седоков к креслу, в системе торможения применяется “пиротормоз”. Его пиротехническое зажигание активируется, когда авария почти неизбежна. Система способна инициировать аварийное торможение в течение 80 миллисекунд – что позволит снизить скорость автомобиля при столкновении в среднем на 5 км/ч.
В Калифорнии ежегодно проводится чемпионат Urban Challenge – соревнования для интеллектуальных и автономных транспортных средств. Автомобиль получает доступ к информации по дорожной инфраструктуре от спутников и от других машин, что позволяет осуществлять анализ ситуации на дороге в реальном времени. Именно это сделает вождение в ближайшем будущем более безопасным, эффективным и увлекательным. Например, оценка навигационных данных со спутника, стереокамера и радарные датчики позволяют предотвратить излишнюю близость к обочине дороги или к встречному транспорту. Таким образом можно предотвратить наиболее распространенные типы аварий.
Более того, автомобили завтрашнего дня будут видеть и обращать внимание друг на друга в условиях транспортного потока. Это похоже на фантастику, но уже сейчас очевидно, что это реальность. Система будет похожа на беспроводной Интернет, когда бортовые компьютеры соседних транспортных средств будут обмениваться необходимой информацией друг с другом. Сегодня так общаются по проводам стационарные интернет-серверы...
Кирилл Орлов