branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Российский автобизнес захватили иностранцы

Летом у автомобильных ретейлеров появится мощный конкурент. Им станет английский автохолдинг Inchcape, который занимается скупкой местных автопродавцов. В активе у англичан уже сделки с “Независимостью”, “Олимпом” и Musa Motors...
Российский автобизнес захватили иностранцы
Российский автобизнес захватили иностранцы
Очередной крупной сделкой на российском авторынке станет продажа компании Musa Motors английскому автохолдингу Inchcape. Англичанам уже частично принадлежат такие крупные и успешные компании, как “Независимость” и “Олимп” (г. Санкт-Петербург). Грядущие слияния и поглощения приведут к тому, что на рынке останется несколько крупных монстров, которые поделят между собой автомобильный ретейл.

Inchcape первым из европейских дилеров протянул щупальца к развивающемуся российскому авторынку. Игроки рассказывают, что компания начала вести переговоры и предлагать сделки еще два года назад. Как рассказал источник в компании, на Musa Motors англичане вышли еще в прошлом году, но российская компания на тот момент не была готова к торгам, поэтому внимание было обращено на других успешных ретейлеров в Москве и Петербурге. В это время Musa занялась подготовкой компании к продаже, и в первом полугодии 2008 года сделка по ее продаже должна состояться. По оценке участников, сумма сделки при капитализации компании в 120 млн долларов может составлять от 450 до 600 млн долларов.

Англичане неслучайно суетятся: европейский рынок стагнирует , маржа на продажах составляет всего 1% (в России на иномарках – 5-7%) – многие европейские компании начинают искать новые площадки. Так, например, осенью о планах выйти на российский рынок объявила также чешская компания AAA Auto. В будущем Inchcape может стать одним из крупнейших ретейлеров на российской площадке. Помимо автосалонов в Питере по продаже Peugeot, Audi, Toyota, в конце года у Inchcape будет еще два автосалона в Питере (Toyota, Lexus вместе с “Олимпом”), два в Москве (Toyota вместе с “Независимостью”) плюс часть активов Musa Motors (Volvo, Land Rover, Jaguar, Chrysler, Jeep, Dodge, Renault, BMW, MINI, Rolls-Roys, Mercedes-Benz).

“Фактически уже сегодня Inchcape круче, чем тот же “Рольф”, – комментирует гендиректор ГК “Олимп” Евгений Войтенков. – Я думаю, что к 2009 году оборот Inchcape составит $1,7 млрд. Я уверен, что к 2009 году он будет самым сильным игроком на рынке!” В это время оборот “Рольфа”, по оценке Е. Войтенкова, сегодня составляет около $1,3 млрд. Как минимум Inchcape станет сильнейшим продавцом Toyota, тогда как сегодня крупнейшим дилером Toyota в России считается компания СП “Бизнес Кар”.

Вполне возможно, что Inchcape в течение года прирастет и другими российскими автокомпаниями: переговоры ведутся постоянно. Главной проблемой на сегодняшний день остается непрозрачность бухгалтерии: даже когда иностранцы приводят своих аудиторов, те просто хватаются за голову. “Они спрашивают: а сколько у вас денег? – рассказывает Е. Войтенков. – Наши говорят: да денег у нас много! И показывают, например, дорогие часы на руке. Или могут сказать, что денег $100 млн, а на бумаге – всего $500 тыс. Конечно, о серьезной сделке не может быть и речи”.

В остальном российский авторынок, кажется, дорос до того этапа, когда начинаются слияния и поглощения. Развитие своих компаний выходит слишком дорого для наших бизнесменов – все должны строиться, чтобы удержаться на плаву, а управлять некому. Только у Musa, например, сейчас запущены в строительство новые автоцентры в Балашихе (Land Rover, Honda), Борисхоф-2 (BMW), мультибрендовая площадка Musa City.

“Зубры” российского бизнеса начали активно вести дела еще в начале 90-х и даже им в конце концов требуется передышка. “Надо ведь ходить на работу, понимаете? Вот в чем дело, – объясняет свои мотивы продажи части бизнеса Е. Войтенков, который в этом году отмечает 55-летний юбилей. – Сложно управлять 5-8 компаниями. Если отдавать в управление – все будет только падать и падать. Inchcape первый пришел и напал на нас, стариков, – они воспользовались ситуацией и правильно сделали. Я предпочитаю разделить ответственность и прибыль – и вроде как-то спокойнее живешь. Сегодня пиковая ситуация – это 2007-2009 годы, – продолжает эксперт. – Рынок будет работать в нормальном режиме, поэтому мы пока в деле, нас устраивают наши 20%. Мне сейчас приятно показать партнерам, что мы повторили прибыли, которые обещали в прошлом году. Нужно ловить момент: потому что сегодня тебе дают реальную стоимость, а завтра уже бери то, что дают. А если ты не дурак, то через полтора года все равно вложишь деньги в новый бизнес – это ведь беспрерывный процесс!”

Эксперты авторынка считают, что в ближайшее время вероятно появление новых иностранных игроков на российской площадке. Число российских собственников в это время может пойти на убыль. По оценке аналитика ИК “Финам” Константина Романова, теоретически западным дилерам вполне по силам претендовать на 70-80% российского рынка. Однако, скорее всего, в ближайшие годы они не смогут получить долю более 20-30%. Прежде всего за счет регионов, где пока доминируют небольшие игроки, бизнес которых отличается низкой прозрачностью, – покупать их иностранные дилеры не решатся, а самостоятельный выход на региональные рынки достаточно сложен.

“Скорее всего, при предложении достаточной суммы продаться будут готовы большинство участников отрасли, – комментирует К. Романов. – Сейчас на рынке будет расти конкуренция, возрастут потребности в оборотных средствах, вложениях в маркетинг. На этом фоне продажа бизнеса или доли в нем не будет вызывать отторжения у собственников”.

Елена Костякова