Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Российский автобизнес захватили иностранцы
Российский автобизнес захватили иностранцы
Статьи 20 февраля 2008
Статьи 20 февраля 2008
Российский автобизнес захватили иностранцы
Летом у автомобильных ретейлеров появится мощный конкурент. Им станет английский автохолдинг Inchcape, который занимается скупкой местных автопродавцов. В активе у англичан уже сделки с “Независимостью”, “Олимпом” и Musa Motors...
Российский автобизнес захватили иностранцы 
Очередной крупной сделкой на российском авторынке станет продажа компании Musa Motors английскому автохолдингу Inchcape. Англичанам уже частично принадлежат такие крупные и успешные компании, как “Независимость” и “Олимп” (г. Санкт-Петербург). Грядущие слияния и поглощения приведут к тому, что на рынке останется несколько крупных монстров, которые поделят между собой автомобильный ретейл.

Inchcape первым из европейских дилеров протянул щупальца к развивающемуся российскому авторынку. Игроки рассказывают, что компания начала вести переговоры и предлагать сделки еще два года назад. Как рассказал источник в компании, на Musa Motors англичане вышли еще в прошлом году, но российская компания на тот момент не была готова к торгам, поэтому внимание было обращено на других успешных ретейлеров в Москве и Петербурге. В это время Musa занялась подготовкой компании к продаже, и в первом полугодии 2008 года сделка по ее продаже должна состояться. По оценке участников, сумма сделки при капитализации компании в 120 млн долларов может составлять от 450 до 600 млн долларов.

Англичане неслучайно суетятся: европейский рынок стагнирует, маржа на продажах составляет всего 1% (в России на иномарках – 5-7%) – многие европейские компании начинают искать новые площадки. Так, например, осенью о планах выйти на российский рынок объявила также чешская компания AAA Auto. В будущем Inchcape может стать одним из крупнейших ретейлеров на российской площадке. Помимо автосалонов в Питере по продаже Peugeot, Audi, Toyota, в конце года у Inchcape будет еще два автосалона в Питере (Toyota, Lexus вместе с “Олимпом”), два в Москве (Toyota вместе с “Независимостью”) плюс часть активов Musa Motors (Volvo, Land Rover, Jaguar, Chrysler, Jeep, Dodge, Renault, BMW, MINI, Rolls-Roys, Mercedes-Benz).

“Фактически уже сегодня Inchcape круче, чем тот же “Рольф”, – комментирует гендиректор ГК “Олимп” Евгений Войтенков. – Я думаю, что к 2009 году оборот Inchcape составит $1,7 млрд. Я уверен, что к 2009 году он будет самым сильным игроком на рынке!” В это время оборот “Рольфа”, по оценке Е. Войтенкова, сегодня составляет около $1,3 млрд. Как минимум Inchcape станет сильнейшим продавцом Toyota, тогда как сегодня крупнейшим дилером Toyota в России считается компания СП “Бизнес Кар”.

Вполне возможно, что Inchcape в течение года прирастет и другими российскими автокомпаниями: переговоры ведутся постоянно. Главной проблемой на сегодняшний день остается непрозрачность бухгалтерии: даже когда иностранцы приводят своих аудиторов, те просто хватаются за голову. “Они спрашивают: а сколько у вас денег? – рассказывает Е. Войтенков. – Наши говорят: да денег у нас много! И показывают, например, дорогие часы на руке. Или могут сказать, что денег $100 млн, а на бумаге – всего $500 тыс. Конечно, о серьезной сделке не может быть и речи”.

В остальном российский авторынок, кажется, дорос до того этапа, когда начинаются слияния и поглощения. Развитие своих компаний выходит слишком дорого для наших бизнесменов – все должны строиться, чтобы удержаться на плаву, а управлять некому. Только у Musa, например, сейчас запущены в строительство новые автоцентры в Балашихе (Land Rover, Honda), Борисхоф-2 (BMW), мультибрендовая площадка Musa City.

“Зубры” российского бизнеса начали активно вести дела еще в начале 90-х и даже им в конце концов требуется передышка. “Надо ведь ходить на работу, понимаете? Вот в чем дело, – объясняет свои мотивы продажи части бизнеса Е. Войтенков, который в этом году отмечает 55-летний юбилей. – Сложно управлять 5-8 компаниями. Если отдавать в управление – все будет только падать и падать. Inchcape первый пришел и напал на нас, стариков, – они воспользовались ситуацией и правильно сделали. Я предпочитаю разделить ответственность и прибыль – и вроде как-то спокойнее живешь. Сегодня пиковая ситуация – это 2007-2009 годы, – продолжает эксперт. – Рынок будет работать в нормальном режиме, поэтому мы пока в деле, нас устраивают наши 20%. Мне сейчас приятно показать партнерам, что мы повторили прибыли, которые обещали в прошлом году. Нужно ловить момент: потому что сегодня тебе дают реальную стоимость, а завтра уже бери то, что дают. А если ты не дурак, то через полтора года все равно вложишь деньги в новый бизнес – это ведь беспрерывный процесс!”

Эксперты авторынка считают, что в ближайшее время вероятно появление новых иностранных игроков на российской площадке. Число российских собственников в это время может пойти на убыль. По оценке аналитика ИК “Финам” Константина Романова, теоретически западным дилерам вполне по силам претендовать на 70-80% российского рынка. Однако, скорее всего, в ближайшие годы они не смогут получить долю более 20-30%. Прежде всего за счет регионов, где пока доминируют небольшие игроки, бизнес которых отличается низкой прозрачностью, – покупать их иностранные дилеры не решатся, а самостоятельный выход на региональные рынки достаточно сложен.

“Скорее всего, при предложении достаточной суммы продаться будут готовы большинство участников отрасли, – комментирует К. Романов. – Сейчас на рынке будет расти конкуренция, возрастут потребности в оборотных средствах, вложениях в маркетинг. На этом фоне продажа бизнеса или доли в нем не будет вызывать отторжения у собственников”.

Елена Костякова
Комментарии