Иномарки выбьют из России выгодные условия
Иномарки выбьют из России выгодные условия
Статьи 21 января 2008
Статьи 21 января 2008
Иномарки выбьют из России выгодные условия
Иностранные автопроизводители сплотились, чтобы лоббировать свои интересы в правительстве РФ...
Иномарки выбьют из России выгодные условия 
Топ-менеджеры иностранных автомобильных представительств в России собрались на прошлой неделе на конференции Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), чтобы подвести итоги 2007 года и наметить программу действий на 2008 год.

В 2007 году в России было продано более 2,3 млн новых легковых автомобилей (+37%), из них 1,6 млн штук оставили иностранные легковые и коммерческие автомобили (+61%). По сравнению с 2006 годом продажи иностранных автомобильных марок увеличились на 626 тыс. машин. Продажи иностранных брендов с 1999 года увеличились в 40 раз: с 40 000 до 1 600 000 штук. На сегодняшний день, по подсчетам АЕБ, российский рынок можно считать третьим в Европе по величине после Германии (3,4 млн) и Великобритании (2,3-2,4 млн). На таком большом рынке просто обязана была появиться организация, которая будет блюсти интересы производителей.

Деятельность Комитета автопроизводителей AEБ в России до недавнего времени носила достаточно номинальный характер. Однако начиная с прошлого года здесь приступили к активным действиям. Сегодня в состав российского представительства АЕБ входит 17 компаний, представляющих 33 автомобильные марки. На прошлой неделе в состав АЕБ вошел и российский автопроизводитель ГАЗ, который, видимо, гораздо уютнее чувствует себя в европейской когорте.

Кооперацию автопроизводителей, наблюдающуюся в последнее время, можно расценивать как стратегически важное для российского авторынка явление, поскольку действия членов ассоциации смогут влиять на позиции тех автопроизводителей, которые играют в одиночку (например, ВАЗ, СОК или “Автотор”).

В комитете не собираются скрывать, что являются лоббистской организацией. В ближайшее время комитет намерен провести реструктуризацию и начать лоббировать свои интересы в правительстве РФ. Главными вопросами на повестке дня в 2008 году станут: качество топлива, уравнение условий между автопроизводителями, собирающими автомобили в России, улучшение взаимодействия между дилерами, импортерами и заводами (особенно с учетом нового закона о защите прав потребителей, когда дилеры вынуждены нести крупные финансовые риски), улучшение потребительского законодательства, а также совершенствование систем омологации и сертификации транспортных средств для российского рынка (возможно, появится больше сертифицирующих полигонов, интересных новинок из Европы и Америки; китайская продукция, напротив, может пострадать).

Новой темой для российского авторынка стало обсуждение совместной позиции по вопросу утилизации старых автомобилей. С каждым днем в мегаполисе прибавляется по несколько сотен новых машин, обновляется вторичный автопарк из числа двух-трехлетних автомобилей. Проблема “куда деть старый автомобиль” сейчас стала очень актуальной.

Между тем, насколько действительно сильным может стать лобби иностранных автокомпаний в российском правительстве, непонятно. Возможно, правительство будет особенно внимательно к вопросам, поднимаемым теми компаниями, заводы которых строятся в Санкт-Петербурге и Калуге (Toyota, Nissan, GM, Volkswagen, Mitsubishi, Hyundai), – ведь власти приложили немало усилий, чтобы привлечь сюда инвесторов. Сильное лобби окажется и у компании ГАЗ.

Помимо лоббирования общих интересов, взаимодействие автокомпаний под эгидой AEБ может распространиться на совместное финансирование каких-либо новых проектов. На данный момент российские менеджеры иностранных автокомпаний вынашивают желание превратить Московский международный автосалон в мекку для мировых автопроизводителей. С этой целью ведутся переговоры со всеми мировыми концернами: чтобы в России было как можно больше европейских и мировых премьер. Кроме того, возможно, именно в Москве однажды состоится Международный автосалон коммерческого транспорта, который объединит в себе несколько разрозненных промышленных выставок.

Что касается прогноза по объему продаж на 2008 год, по словам вице-президента Комитета автопроизводителей АЕБ и президента Volvo Car Russia Дэвида Томаса, в 2008 году продажи прогнозируются на уровне 2,5-2,7 млн новых автомобилей в год. Рынок продолжит расти, но в стабильном режиме: начиная со следующего года, по прогнозу АЕБ, прирост рынка будет составлять 30-40% ежегодно.

Впрочем, эти цифры примерные, поскольку на протяжении нескольких последних лет российский рынок показывает удивительные темпы роста, которые все время превышают смелые прогнозы. Учитывая, что уже в течение 2008 года заработают питерские заводы, а существующие предприятия увеличат мощности (следуя повышенному спросу), следующий год вполне может дать очередной прирост в 50-60%.

Елена Костякова
Комментарии