branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Иномарки выбьют из России выгодные условия

Иностранные автопроизводители сплотились, чтобы лоббировать свои интересы в правительстве РФ...
Топ-менеджеры иностранных автомобильных представительств в России собрались на прошлой неделе на конференции Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), чтобы подвести итоги 2007 года и наметить программу действий на 2008 год.

В 2007 году в России было продано более 2,3 млн новых легковых автомобилей (+37%), из них 1,6 млн штук оставили иностранные легковые и коммерческие автомобили (+61%). По сравнению с 2006 годом продажи иностранных автомобильных марок увеличились на 626 тыс. машин. Продажи иностранных брендов с 1999 года увеличились в 40 раз: с 40 000 до 1 600 000 штук. На сегодняшний день, по подсчетам АЕБ, российский рынок можно считать третьим в Европе по величине после Германии (3,4 млн) и Великобритании (2,3-2,4 млн). На таком большом рынке просто обязана была появиться организация, которая будет блюсти интересы производителей.

Деятельность Комитета автопроизводителей AEБ в России до недавнего времени носила достаточно номинальный характер. Однако начиная с прошлого года здесь приступили к активным действиям. Сегодня в состав российского представительства АЕБ входит 17 компаний, представляющих 33 автомобильные марки. На прошлой неделе в состав АЕБ вошел и российский автопроизводитель ГАЗ, который, видимо, гораздо уютнее чувствует себя в европейской когорте.

Кооперацию автопроизводителей, наблюдающуюся в последнее время, можно расценивать как стратегически важное для российского авторынка явление, поскольку действия членов ассоциации смогут влиять на позиции тех автопроизводителей, которые играют в одиночку (например, ВАЗ, СОК или “Автотор”).

В комитете не собираются скрывать, что являются лоббистской организацией. В ближайшее время комитет намерен провести реструктуризацию и начать лоббировать свои интересы в правительстве РФ. Главными вопросами на повестке дня в 2008 году станут: качество топлива , уравнение условий между автопроизводителями, собирающими автомобили в России, улучшение взаимодействия между дилерами, импортерами и заводами (особенно с учетом нового закона о защите прав потребителей, когда дилеры вынуждены нести крупные финансовые риски), улучшение потребительского законодательства, а также совершенствование систем омологации и сертификации транспортных средств для российского рынка (возможно, появится больше сертифицирующих полигонов, интересных новинок из Европы и Америки; китайская продукция, напротив, может пострадать).

Новой темой для российского авторынка стало обсуждение совместной позиции по вопросу утилизации старых автомобилей. С каждым днем в мегаполисе прибавляется по несколько сотен новых машин, обновляется вторичный автопарк из числа двух-трехлетних автомобилей. Проблема “куда деть старый автомобиль” сейчас стала очень актуальной.

Между тем, насколько действительно сильным может стать лобби иностранных автокомпаний в российском правительстве, непонятно. Возможно, правительство будет особенно внимательно к вопросам, поднимаемым теми компаниями, заводы которых строятся в Санкт-Петербурге и Калуге (Toyota, Nissan, GM, Volkswagen, Mitsubishi, Hyundai), – ведь власти приложили немало усилий, чтобы привлечь сюда инвесторов. Сильное лобби окажется и у компании ГАЗ.

Помимо лоббирования общих интересов, взаимодействие автокомпаний под эгидой AEБ может распространиться на совместное финансирование каких-либо новых проектов. На данный момент российские менеджеры иностранных автокомпаний вынашивают желание превратить Московский международный автосалон в мекку для мировых автопроизводителей. С этой целью ведутся переговоры со всеми мировыми концернами: чтобы в России было как можно больше европейских и мировых премьер. Кроме того, возможно, именно в Москве однажды состоится Международный автосалон коммерческого транспорта, который объединит в себе несколько разрозненных промышленных выставок.

Что касается прогноза по объему продаж на 2008 год, по словам вице-президента Комитета автопроизводителей АЕБ и президента Volvo Car Russia Дэвида Томаса, в 2008 году продажи прогнозируются на уровне 2,5-2,7 млн новых автомобилей в год. Рынок продолжит расти, но в стабильном режиме: начиная со следующего года, по прогнозу АЕБ, прирост рынка будет составлять 30-40% ежегодно.

Впрочем, эти цифры примерные, поскольку на протяжении нескольких последних лет российский рынок показывает удивительные темпы роста, которые все время превышают смелые прогнозы. Учитывая, что уже в течение 2008 года заработают питерские заводы, а существующие предприятия увеличат мощности (следуя повышенному спросу), следующий год вполне может дать очередной прирост в 50-60%.

Елена Костякова