branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Индия стала главной угрозой автомобильному миру

Последние годы мы так боялись китайской автомобильной экспансии, что просмотрели другую угрозу с востока. Между тем через несколько лет большинство людей, вполне возможно, будут ездить на индийских автомобилях...
Индия стала главной угрозой автомобильному миру
Индия стала главной угрозой автомобильному миру
Основным ньюсмейкером автомобильного мира в первые две недели нового года стал не Детройтский автосалон, как это традиционно бывает, а пока небольшая по мировым меркам индийская компания Tata Motors.

Сначала Ford, остро нуждающийся в наличности на закрытие финансовых дыр по своим основным проектам, за 2,05 млрд долларов решил отдать в руки индийцев заботу о будущем своих люксовых “дочерей” Jaguar и Land Rover. А чуть позже Tata представила свой долгожданный автомобиль дешевле $3000, которому прочат славу нового Ford Т. И именно эти два события могут стать ключевыми в развитии мирового автопрома – вполне возможно, через несколько лет большинство жителей планеты Земля будут ездить на автомобилях индийского концерна, а Tata станет равновеликой Toyota и General Motors.

Премьера одного из самых ожидаемых в мире автомобилей – разрекламированной “машины за 2500 долларов” от индийской Tata Motors – прошла в Нью-Дели. Новинка получила название Tata Nano и представляет собой пятидверный четырехместный хэтчбек, оснащенный 33-сильным бензиновым двигателем объемом 624 кубических сантиметра. Мотор отвечает экологическому стандарту “Евро-4” и потребляет всего 4,3 л топлива на 100 км.

“Это обычная машина, сделанная из листового металла, а не пластика, разработанная и произведенная как стандартный автомобиль”, – отметил на презентации Ратан Тата, глава группы компаний Tata. Сверхнизкая цена Nano обусловлена крайней аскетичностью автомобиля. На приборной панели всего три индикатора: уровень бензина и масла и спидометр. В машине нет ни радио, ни гидроусилителя руля, а кондиционер предусмотрен только в более дорогой “люксовой” комплектации. Тем не менее, представители Tata утверждают, что экономия не повлияла на снижение безопасности новинки: Nano успешно прошел фронтальные и боковые крэш-тесты. Продажи Tata Nano на родине стартуют во второй половине 2008 года. Журналисты уже окрестили хэтчбек “машиной за 1 лакх” – именно один лакх (100 000 рупий) составляют 2500 долларов в пересчете на валюту Индии.

В год производитель намерен выпускать по 500 тысяч автомобилей этой модели. Это в четыре раза больше, чем количество проданных в стране Tata Indica, однако руководство компании не сомневается, что спрос на самый дешевый в мире автомобиль будет столь высоким, что объем в полмиллиона машин еще может оказаться недостаточным.

Пока новинка рассчитана исключительно на индийский рынок. Однако это не должно вводить никого в заблуждение. Аппетиты Ратана Таты простираются далеко за пределы его родины. Группа Tata – самая известная промышленная группа Индии, доход которой в 2006-2007 финансовом году составил около 28 миллиардов долларов. Tata Motors – самая большая автомобильная компания Индии с оборотом в 7,2 миллиарда долларов. Это лидер по производству всех сегментов коммерческого транспорта и второй по величине производитель на рынке легковых автомобилей, имеющий удачные модели в сегменте компактных, средних и многоцелевых легковых автомобилей. В мире компания занимает пятое место среди изготовителей среднетоннажных и тяжелых коммерческих транспортных средств. Теперь Ратан Тата решил добиться мирового господства и по легковым автомобилям.

Выход Tata Nano только на индийский рынок – это пробный камень. Создание сверхдешевого авто – революционный шаг для мировой индустрии, раньше столь дешевых машин не делал никто. Проект несет в себе слишком много рисков, многие эксперты считают, что рентабельность по данной модели не сможет превышать 5%. Продать такой продукт сразу во всех странах мира смог бы, наверное, только Стив Джоббс со своими коммивояжерскими талантами. Для Ратана Таты пока хватит Индии, где имеется огромный рынок беспроблемного в общем-то сбыта и где можно спокойно отрабатывать технологию.

Между тем Nano может стать таким же всемирным автомобилем, как VW Beetle. Причем особой популярностью он будет пользоваться среди вполне обеспеченных людей из Европы и Америки. Это – своего рода новый гаджет, забавная игрушка, которую можно менять хоть каждый день. Подобное ведь случилось с “ноутбуком для Африки” за 100 долларов с минимальным набором основных функций, который, если судить по техническим блогам, больше нужен гикам-европейцам, чем кенийским детям.

Как многим нужен мобильный телефон для того, чтобы “только звонить”, многим людям нужен автомобиль, чтобы “только ездить”. Это понимают во всех автокомпаниях мира, и именно поэтому на свет появился Renault Logan. Однако Nano значительно дешевле и, стало быть, потенциально имеет еще больший рынок. Будучи первым на рынке и имея огромный запас по цене, Ратан Тата может снять все сливки с рынка.

Остается одна проблема: вряд ли те же европейцы воспримут индийский автомобиль легче, чем китайский, даже несмотря на выгодную цену. А от китайцев Европа отпихивается всеми руками и ногами уже который год. Покупка Jaguar и Land Rover решает эту проблему. Ведь теперь Ратан Тата и его компаньоны будут рассматриваться не как владельцы очередной гаражной мастерской, собирающей автомобили на коленке, а как “парни из Jaguar (Land Rover)”. Эта покупка – входной билет для индийцев на европейский рынок.

В настоящее время автомобильное производство в Англии переживает кризис, что связано главным образом с высоким курсом национальной валюты, большими накладными расходами и крупными затратами на обязательные экологические программы. Бывшая колония берется вызволить свою метрополию из беды. Причем в управление английскими компаниями Tata особенно лезть не стремится и даже, скорее всего, оставит управлять подразделением бывшего менеджера из Ford. Индийцы останутся инвесторами, у них в Европе другие интересы.

Tata Group уже объявила, что вскоре вновь запустит в Великобритании автомобильный бренд Indica, “основанный на привлекательности цены”. Тата уже пыталась вывести Indica в 2003 году через MG Rover, однако у того и без индийцев хватало проблем, и продажи пришлось свернуть. Однако теперь, как довесок к премиальным английским маркам, Indica вполне может завоевать рынок. А еще стать плацдармом для продвижения Tata Nano (или его более дорогого аналога) в Европе.

Кстати, на покупке английских марок Tata, скорее всего, не остановится. Компания и так фигурирует в качестве возможного покупателя почти во всех сделках по продаже автомобильных заводов в разных странах. Еще как минимум одну компанию в Старом Свете Тата купит. И тогда уже индийская компания с европейским лицом, имея в рукаве такой козырь, как платформа Nano, сможет завоевать весь мир. Именно из Индии, а не из Китая идет главная угроза для старых европейских и американских автокомпаний.

Не верите? Посмотрите на мировую металургию. Индиец Лакшми Миттал всего за 15 лет, скупая всех конкурентов, сделал из своего индийского металлургического холдинга Ispat крупнейшую транснациональную металлургическую корпорацию, по объемам производства в три раза превосходящую ближайших преследователей. Единственный бизнесмен, способный, по сообщениям индийской прессы, на равных противостоять Митталу, – еще один металлургический и автомобильный магнат Индии Ратан Тата.

Алексей Лаврухин