branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Русский дизайнер рисует американские автомобили

Самые талантливые и упорные уезжают учиться и работать за рубеж и пробиваются в дизайнерские отделы ведущих мировых автокомпаний. Антон Шаменков – дизайнер Chrysler Group (USA)...
Антон Шаменков – дизайнер Chrysler Group
Антон Шаменков – дизайнер Chrysler Group
В России существует несколько вузов, которые готовят профессионалов по специальности “автомобильный дизайн”. Только вот их выпускникам применить себя негде. Самые талантливые и упорные уезжают учиться и работать за рубеж и пробиваются в дизайнерские отделы ведущих мировых автокомпаний. Антон Шаменков – дизайнер Chrysler Group (USA)...

Антон, ты сам из Питера. Расскажи: где ты сейчас работаешь?
Работаю в отделе экстерьеров в студии перспективных разработок компании Chrysler в Оберн Хиллз (Детройт). Занимаемся разработками, направленными в основном на 10-15 лет вперед, и концепт-карами для автосалонов. До этого работал в студии Porsche в Лос-Анджелесе и практиковался в студии Volkswagen в том же городе.

Довольно необычное ощущение, когда садишься в иномарку и знаешь, что в ней что-то придумано нашими соотечественниками. Ты сам к каким проектам приложил руку?
На моей предыдущей работе принимал участие в создании заряженной версии Porsche 911 GT3. Был основным дизайнером линии спортивной обуви Porsche Design, разработанной совместно с Adidas, они уже в продаже. Работал над деталями концепт-кара Dodge Demon, вышедшего на Детройтском автосалоне в этом году. На предстоящем автосалоне в Детройте в январе 2008 года должен появиться концепт, где полностью мой экстерьер, но что это за автомобиль – пока секрет.

А где учился?
Рисовал с того момента, как смог держать карандаш в руках. Учился в художественной студии с четырех лет и там получил великолепные основы. На Западе вообще нет такой сильной классической школы, как у нас. Позже мои сокурсники в Америке постоянно просили привезти им книги по рисованию из России. В 16 лет появилась возможность поехать по обмену в США, и я воспользовался этим шансом. Проучился пару лет в колледже недалеко от Чикаго. В 1999 году перешел в знаменитый Art Center College of Design в Пасадене, северном пригороде Лос-Анджелеса. Известен этот вуз своей программой по автомобильному дизайну, лучшей в Америке и одной из 4-5 лучших в мире. Большая часть дизайнеров в индустрии вышли из этого арт-центра. Выпустился в 2003 году с отличием.

Я знаю, что у половины автомобильных дизайнеров, особенно работающих в Европе, своей машины нет. У тебя есть машина? Какой у тебя был первый автомобиль?
Сейчас езжу на подержанном купе Nissan. А первым автомобилем была 1986 Honda Prelude Si, красная, с люком и отличной стереосистемой. Купил ее в 19 лет за 1800 долларов, и в первый же выезд меня сзади подтолкнул большой внедорожник. Ущерб был минимальный: небольшие ссадины на бампере, но страховая компания выплатила компенсацию более 1000 долларов, поэтому машину я получил почти бесплатно. Много с ней было приключений. Однажды угнали даже, но полиция нашла через неделю в соседнем районе. К сожалению, стерео вырвали с мясом. В конце концов Honda сложила свою жизнь на отметке в 207 тысяч миль пробега, когда масло стало бить фонтаном из головки двигателя. К тому моменту я уже работал, так что смог себе позволить более новую машину.

Что в автомобиле сложнее всего разрабатывать?
Сложнее всего разрабатывать и утверждать общую компоновку автомобиля, расположение пассажиров и основных узлов, размер шин и колес. Очень сложно выбрать правильные пропорции, чтобы машина была достаточно вместительной и эргономичной для своего сегмента, но в то же время не выглядела неуклюжей и ожиревшей снаружи. Как отдельный узел – пожалуй, сидение. Это довольно комплексная штука из-за артикуляции, эргономики, требований безопасности и ограниченного бюджета.

Какой автомобиль, снятый с производства, ты бы хотел возродить?
1965 Alfa Romeo Giulia GTA. Их было сделано очень мало, и поэтому сейчас они очень редкие и дорогие. Хотелось бы быть оригинальным (первым) владельцем такой машины. Но это чисто для себя. А так, интересно было бы возродить целые марки, с новым модельным рядом, конечно: Voisin, NSU, Hispano-Suiza, Duesenberg, “Руссо-Балт”...

А что нравится больше всего в линейке Chrysler?
Dodge Charger SRT8. Дали покататься на нем по нашему тест-треку, и у меня была масса позитивных эмоций. Мощности – хватит на электрификацию небольшой планеты. Действительно настоящий американский muscle-car, который даже в поворотах ничего, учитывая его массу. Только вот пара дверей лишние. Но на этот вопрос отвечает Challenger, который идет в производство уже совсем скоро.

В России автопром сейчас развивается в основном за счет сборки иномарок. Какой советский автомобиль ты мог бы отметить как действительно стоящий?
Оригинальная “Нива”. Действительно, один из немногих не скопированных авто, который СССР смог произвести. Даже на мировом рынке в то время было очень мало машин с близкими к ней параметрами.

В Россию вернуться не хочешь?
Я был бы в России сейчас, если бы для меня здесь была работа. Есть какие-то отдельные проекты, но постоянной работы пока нет. Производить автомобили – очень дорогое и сложное занятие. В России автодизайн пока на уровне, оставляющем желать лучшего. И желать этого должны не только потенциальные покупатели, а также все работники автозаводов, включая начальство и владельцев. Хотя потихоньку начинают раскручиваться определенные проекты. Дай Бог. Интереса к этой индустрии и таланта в нашей стране хватает.

Елена Костякова