branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Ставрополь переименовали в Тольятти

Какое отношение Тольятти имеет к FIAT? Почему почернела буква на эмблеме Rolls-Royce? Откуда на капот Hispano-Suiza прилетел аист? О чем мечтали кавказские джигиты и советские торговые работники?..
9 июля 2002 года Ford открыл завод во Всеволожске Ленинградской области
9 июля 2002 года Ford открыл завод во Всеволожске Ленинградской области
9 июля 2002 года Ford открыл завод во Всеволожске Ленинградской области. Завод Ford не был первым иностранным сборочным производством в России, но именно с него по-настоящему началась локализация производства иномарок и бум продаж иностранных автомобилей. Достаточно сказать, что в год старта производства в России Ford продал всего 6669 автомобилей, а в 2006 году уже 112 103 машины, львиная доля которых – Focus всеволожской сборки.

Завод во Всеволожске уже пять лет выпускает одну модель – Ford Focus (первого и второго поколения), зато во всех четырех модификациях кузова: универсал, седан и 5- и 3-дверный хэтчбек.

9 июля 1802 года родился американский изобретатель и инженер Томас Дэвенпорт. Он построил и запатентовал в 1837 году один из первых в мире работающих электродвигателей постоянного тока. Дэвенпорт пытался использовать мотор в печатном прессе, но конструкция была очень дорогостоящая, прежде всего из-за стоимости батареи. За прошедшие 170 лет проблема с батареей так полностью и не решена – именно из-за отсутствия дешевой и надежной батареи не происходит массового внедрения электромобилей.

10 июля 1958 года в Англии был установлены первые паркометры. Идея сделать парковку платной появилась в Соединенных Штатах еще в 30-х годах XX века, но в Европе необходимость ограничивать въезд поняли только после Второй мировой войны.

11 июля 1899 года во дворце Брикеразио в Турине основана Fabbrica Italiana di Automobili Torino (FIAT). Членом совета директоров и главным инвестором компании был Джованни Аньелли. В 1902 году он стал управляющим директором FIAT’а.

Первоначально FIAT собирал автомобили по лицензии Renault с двигателями De Dion. Первые 24 машины, которые выпустил завод в 1900 году, не оснащались даже задней передачей, имели двигатель мощностью 3,5 л.с., весили 420 кг и развивали скорость 35 км/ч. Но уже в 1902 году на модели 24HP Винченцо Лянча выиграл ралли Sassi-Superga.

FIAT активно внедрял в производство технические новинки: запатентована карданная трансмиссия, на автомобили устанавливаются электрические аккумуляторы. В 1908 году FIAT выходит на международный рынок: в США основана компания Fiat Automobile Co. Представительство итальянской компании в России открылось уже в 1913 году на Большой Дмитровке – здесь располагался магазин и гараж Русского акционерного общества ФИАТ.

FIAT дважды уходил из-под контроля семьи Аньелли, но с начала 60-х годов опять стал семейным бизнесом. Концерн возглавили внуки Джованни Аньелли-старшего – Умберто и Джованни-младший. Именно они подписали знаменитое соглашение с СССР о строительстве Волжского автомобильного завода в Ставрополе-на-Волге. Город переименован в честь коммуниста Пальмиро Тольятти, который в 20-е годы устраивал стачки как раз на FIAT.

В 1969 году в FIAT входит компания Lancia, а в 1986-м – Alfa-Romeo. FIAT становится фактически единственным крупным автопроизводителем в Италии. Сегодня FIAT почти оправился после нескольких лет неудачного сотрудничества с General Motors и находится на подъеме.

12 июля 1910 года в авиакатастрофе во время показательных полетов трагически погиб Чарльз Стюарт Роллс – один двух основателей компании Rolls-Royce. После смерти Роллса одна из двух R на эмблеме компании стала черной.

Роллс имел ученую степень в области механики и прикладных наук. В юности Роллс увлекся автомобильным спортом и воздухоплаванием, был одним из лучших пилотов своего времени. Ему принадлежал мировой рекорд скорости, установленный в 1903 году в Дублине на 30-сильном французском автомобиле Mors, – 136,4 км/ч. Официально рекорд не был признан по причине использования неутвержденного оборудования для хронометража.

В 1902 году Роллс основал компанию Rolls & Co., занимавшуюся продажей французских “панаров”. Познакомившись в 1904 году с Генри Ройсом, совместно с ним основал фирму Rolls-Royce. Уже в декабре 1904 года был создан первый автомобиль марки Rolls-Royce. В 1906 году дебютировала самая знаменитая модель фирмы – 6-цилиндровый Silver Ghost, признанный “лучшим автомобилем мира”.

Добившись успеха в автобизнесе, Роллс с головой ушел в авиацию. В 1906 году на соревнованиях аэростатов на Кубок Гордона Беннета он занял третье место. А в июне 1910 года Роллс первым из англичан совершил перелет на аэроплане через Ла-Манш: из Англии во Францию и назад без промежуточной посадки на континенте. Увлечение самолетами стало для Роллса роковым – в том же 1910 г. 33-летний Роллс погиб, не справившись с управлением самолетом на авиационном празднике в Борнмуте.

12 июля 1924 года англичанин Эрнест Элдридж на автомобиле FIAT Special Mephistopeles II разогнался в Арпажоне (Франция) до 235 км/ч. Достижение Элдриджа стало последним рекордом скорости, установленным на обычной дороге.

4 июля 1904 года Марк Биркигт основал в Испании фирму Hispano-Suiza (“Испания-Швейцария”) с начальным капиталом 250 тысяч песет и стал ее генеральным директором и главным конструктором.

Hispano-Suiza прославилась выпуском дорогих спортивных машин. Первый спортивный автомобиль Hispano-Suiza 15T Alfonso XIII получил свое имя в честь короля Испании. В 1913 г. Биркигт приехал в Россию и продемонстрировал эту модель на кольцевых гонках в Петербурге во время работы IV Международной автомобильной выставки.

Во время Первой мировой на самолетах с мотором Hispano-Suiza V8 летали знаменитые асы. Когда в 1919 году Hispano-Suiza вернулась к производству автомобилей, радиатор первой послевоенной модели Н6 1919 года в память о воздушных победах марки украсила фигурка в виде взлетающего аиста. С тех пор аисты устанавливали на радиаторные пробки всех легковых моделей Hispano-Suiza вплоть до 1938 года.

Hispano-Suiza H6 славились мягким ходом и при объеме мотора 6,5 или 8 л развивали мощность 120 или 150 лошадиных сил. В СССР на единственном Н6 ездил нарком внутренних дел Менжинский.

С 1931 года Hispano-Suiza начала выпускать роскошную модель J12 c V-образным 12-цилиндровым двигателем. Владельцами J12 стали персидский шах, румынский король, испанский диктатор Франко и Пабло Пикассо.

Ставка на дорогие машины привела Hispano-Suiza к краху – к 1938 году желающих приобретать J12 уже не осталось, и выпуск автомобилей Hispano-Suiza на парижских заводах пришлось свернуть. В Барселоне производство сохранялось до 1944 года.

По окончании войны Биркигт разработал переднеприводный автомобиль с мотором V8, но в 1949 году смог построить только один опытный образец. Он полностью отошел от дел и уединился на вилле на берегу Женевского озера, где и скончался в 1953 году в возрасте 75 лет.

15 июля 1970 года начат массовый выпуск легковой машины ГАЗ-24 “Волга”. ГАЗ-24 разработали еще в середине шестидесятых годов, а первая партия была собрана в конце 1967 года. С 1968 года по июнь 1970-го собрали около 1200 “двадцать четвертых”. Почти все они эксплуатировались в государственных гаражах высокого ранга крупных городов, в основном в Москве и Горьком.

По сравнению с ГАЗ-21 в механике автомобиля всерьез изменилась только коробка передач. Она стала четырехступенчатой. По наследству от ГАЗ-21 новой “Волге” достались такие недостатки, как требующий частого ремонта двигатель, холодная печка, тяжелые руль и педали, большой расход бензина, устаревшие шкворневая передняя подвеска, рессорная задняя подвеска, барабанные тормоза. С годами “Волга” потеряла изюминку – уникальный спидометр с бегущей красной полосой заменили на обычный стрелочный.

Первая серьезная модернизация последовала только в 1986 г. Новая версия получила номер ГАЗ-2410. Выпускающаяся сегодня модель ГАЗ-31105 – это, по сути, глубокий рестайлинг той самой “Волги” ГАЗ-24.

В тот же день, но 27 годами ранее – 15 июля 1953 года – на Горьковском автозаводе был начат выпуск полноприводного автомобиля ГАЗ-69. В армии эти машины служили тягачами для буксировки пушек, минометов и тяжелых пулеметов. Использовали их также для оперативной связи и разведки.

ГАЗ-69 имел раму из листовой стали, а также упрощенный кузов с цельнометаллическим основанием и съемным брезентовым верхом. Автомобиль оснащался четырехцилиндровым нижнеклапанным силовым агрегатом рабочим объемом чуть больше двух литров и мощностью 55 л.с. и развивал скорость до 90 км/ч.

На Горьковском автомобильном заводе ГАЗ-69 выпускался до 1956 года. Затем его производство было передано на Ульяновский автозавод, где после небольшой модернизации он сходил с конвейера вплоть до 1976 года. За двадцать лет с конвейеров Горьковского и Ульяновского автозаводов сошло более 600 тысяч внедорожников. ГАЗ-69 поставлялся в 56 стран мира.