branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Как гаишники стали милиционерами

Кто был настоящим создателем VW Beetle. Как молодой адвокат повлиял на ручку селектора автомата. Почему “Ягуару” хорошо с “Фордом”. Кого прозвали “отцом пассивной безопасности”. Откуда взялось имя “Татра”...
Гитлер поручил Фердинанду Порше разработать фольксваген в кратчайшие сроки
Гитлер поручил Фердинанду Порше разработать фольксваген в кратчайшие сроки
26 февраля 1936 года Адольф Гитлер представил прототип “народного автомобиля”. Гитлер поручил Фердинанду Порше разработать “фольксваген” в кратчайшие сроки, поэтому велика вероятность, что из-за спешки конструктору пришлось воспользоваться наработками инженеров Белы Барени и Ганса Ледвинки. Осенью того же года фюрер совершил пробный тест-драйв машины, первоначально носившей пафосное имя “Kraft durch Freude” (“Сила через радость”). Завод по производству будущих “жуков” открылся только в 1939 году, а массовый выпуск начался только по окончании Второй мировой войны.

27 февраля 1934 года в Коннектикуте в семье ливанских эмигрантов родился Ральф Надер. Молодой адвокат стал знаменит в 1965 году после выхода книги “Опасно на любой скорости: врожденные угрозы американского автомобиля”, в которой подверг жесткой критике стандарты безопасности, точнее их отсутствие у автомобилей, выпускаемых “Большой тройкой”.

Надер, в частности, обратил внимание на неудачную конструкцию селектора автоматической коробки передач многих тогдашних американских автомобилей. Положение “R” (задний ход) находилось в самом низу. Водители, привыкшие к тому, что внизу “должна” находиться “первая” передача, случайно выбирали задний ход, и это приводило к авариям. Замечания Надера привели к тому, что на смену принятой на большинстве тогдашних машин с автоматом схеме “P-N-D-L-R” пришла “P-R-N-D-L”, в которой случайный выбор заднего хода был сведен к минимуму.

Особенно Надер нападал на модель Chevrolet Corvair. Заднемоторный Corvair начала 60-х с развесовкой 37:63 требовал установки шин определенного давления и имел проблемы с подвеской. Малейшая неосторожность могла привести к переворачиванию автомобиля. General Motors постарался исправить указанные Надером недочеты, но в то же время попытался дискредитировать его, устроив за адвокатом слежку и подсылая ему проституток. Однако все попытки оказались неудачными, и тогдашний президент GM Джеймс Роч вынужден был извиниться перед Надером в Сенате.

Книга Надера получила резонанс и серьезно повлияла на американскую автоиндустрию. Уже в ноябре 1966 года сенат США принял Национальный свод законов о безопасности движения. Повышенным требованиям к безопасности автомобиля и водителя мы во многом обязаны этому человеку.

28 февраля 1990 года Ford закрыл сделку по приобретению компании Jaguar Cars. Британский производитель обошелся американцам в 2,5 миллиарда долларов и за полтора с лишним десятилетия ни разу не принес прибыли. “Ягуару”, напротив, годы, проведенные под началом Ford, пошли только на пользу. В 70-80-е качество автомобилей английской марки оставляло желать лучшего, но уже к концу 90-х по степени удовлетворенности клиентов он обошел Audi and Mercedes-Benz, а модель XJ8 заняла первое место в исследовании надежности журнала Top Gear 2003 года. Несмотря на убыточность, Ford пока не собирается продавать Jaguar, о чем заявил новый президент концерна Алан Малалли на Детройтском автосалоне 2007 года.

1 марта 1907 года родился австрийский инженер Бела Барени. Главной разработкой его жизни стал запатентованный в 1952 году основной принцип пассивной безопасности (жесткая “клетка” салона и зоны деформации), который впервые появился на Mercedes 220 S с кузовом W111 (1959 год). Вполне вероятно, что и сверхпопулярный “жук” Фердинанда Порше формой и конструкцией во многом обязан именно Барени. В 1925-1926 годах студент механического отделения Венского технического училища Барени на серии эскизов изобразил автомобиль, похожий на будущий Volkswagen Beetle: аэродинамический кузов, продольно расположенный оппозитный мотор воздушного охлаждения за задней осью, коробка передач перед ней. Правда, в отличие от “жука” в основе автомобиля Барени лежала хребтовая трубчатая рама. Но ранние прототипы “жука” тоже имели трубчатую раму. После смерти Порше Барени даже выиграл дело о признании его истинным изобретателем первого Volkswagen.

В 1939 году Барени устроился на работу в отдел пассивной безопасности компании Daimler-Benz, проводил крэш-тесты, внедрял травмобезопасное рулевое управление. Оставив около 2500 патентов, Барени не оставлял мечты построить автомобиль собственной конструкции и даже начал проект под кодовым обозначением K-55. У концепта были съемные кресла, сдвижные двери и плоская крыша. На плоской крыше можно было перевозить вещи, ровный пол превращался в кровать, а прикрепленные к кузову стойки позволяли быстро поставить палатку. Чтобы избежать травм пешеходов при столкновении, Барени применил убирающиеся под капот щетки стеклоочистителей. На серийном автомобиле (Mercedes S-класса W126) “скрытые дворники” появились только в 1985 году. Барени также принадлежит идея знаменитой вогнутой крыши на родстерах и купе Mercedes 230 SL (W113) “Пагода” дизайнера Поля Брака.

В 80-х Daimler-Benz присвоил Барени неофициальное звание “отца пассивной безопасности”. “Отец” дожил до 90 лет и умер в 1997 году.

2 марта 1967 года умер австрийский инженер Ганс Ледвинка. С 1921 по 1945 год он занимал пост главного конструктора чешской фирмы Tatra. Имя Tatra марка из Копживнице получила в 1919 году, когда экспериментальная модель Ледвинки с тормозами на всех колесах (редкость по тем временам) смогла обогнать на обледенелой дороге сани. Находившиеся в санях люди воскликнули: “Это машина для Татр”.

В качестве конструктора “Татры” Ледвинка предложил конструкцию, основанную на безрамном трубчатом шасси с полностью независимой подвеской, качающимися осями колес и расположенным сзади двигателем воздушного охлаждения. Первой моделью, разработанной Ледвинкой, стала выпущенная в 1923 году Tatra T11. Это была простая надежная машина, позволившая многим чехам и словакам обзавестись первым автомобилем.

Другое знаменитое творение Ледвинки – Tatra 77, первый в мире массовый автомобиль с аэродинамическим кузовом. Идеи Ледвинки “очень близко к тексту” пересказал в своем KdF-Wagen Фердинанд Порше. Это сходство заметил и послевоенный суд, обязавший после войны VW выплатить "Татре" компенсацию в 3 миллиона немецких марок.

Сам Ледвинка, отсидев за сотрудничество с нацистами пять лет, после освобождения вышел на пенсию и удалился на покой в Мюнхен. В 1992 году Ледвинку реабилитировали, а в 2007 году включили в Европейский зал автомобильной славы.

3 марта 1932 года в Болонье умер Альфьери Мазерати – один из пяти братьев Мазерати, основателей одноименной компании. Альфьери был заядлым гонщиком, выиграл в 20-х годах несколько гонок и умер от последствий травм, полученных в аварии 1928 года. Руководство компанией перешло к брату Эрнесто. Своего сына Эрнесто назвал в честь брата – Альфьери.

3 марта 1936 года Совет народных комиссаров СССР включил Госавтоинспекцию в состав Главного управления Рабоче-Крестьянской милиции НКВД СССР. Основанная в 1934 году, Госавтоинспекция первоначально входила в состав ЦУДОРТРАНСа (Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог при СНК СССР.

4 марта 1887 года “бензиновый моторный экипаж” Готтлиба Даймлера совершил первую пробную поездку на шоссе Эсслинген – Каннштат (Штутгарт). На четырехколесном экипаже (первый автомобиль Карла Бенца был трехколесным) стоял одноцилиндровый четырехтактный двигатель с водяным охлаждением головки цилиндра, который Даймлер разработал совместно с Вильгельмом Майбахом. Для охлаждения воды применялся пластинчатый радиатор, установленный наклонно в задней части экипажа. Испытания 1960 года показали, что мотор развивает мощность 1,11 л.с. при 690 об/мин, что позволило автомобилю разогнаться до 18 км/ч.

Сохранившийся до наших дней экземпляр хранится в музее DaimlerChrysler в Штутгарте.

4 марта 1929 года ВСНХ СССР подписал приказ о строительстве автомобильного завода в Нижнем Новгороде. Для сооружения этого предприятия была выбрана площадь на месте деревни Монастырка. Первые автомобили ГАЗ выпустил в январе 1932 года.