Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
За каждую аварию придется доплачивать
За каждую аварию придется доплачивать
Статьи 10 ноября 2006
Статьи 10 ноября 2006
За каждую аварию придется доплачивать
Очередная реформа в автостраховании снова внесет полную неразбериху в едва начавшее развиваться направление...
Страховщиков и автовладельцев ждет обоюдное потрясение. Через три месяца в силу вступит новая редакция закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”. Очередная реформа в автостраховании снова внесет полную неразбериху в едва начавшее развиваться направление.

Три года действия ОСАГО выявили множество недочетов – о том, что поправки в закон необходимы, говорили давно. Правда, ощутимых подготовительных действий большинство страховых компаний в этом направлении не предпринимало. Вот и сейчас выяснилось, что закон поменяли, а как он будет действовать – не знают сами страховщики.

Госдума РФ приняла в третьем чтении поправки к закону ОСАГО, которые устанавливают порядок применения коэффициента в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат (“бонус-малус”). Новый закон вступит в силу через 90 дней после его опубликования.

Система “бонус-малус” (бонусы за безаварийную езду и повышенные тарифы за частые аварии) действует в страховании и сейчас. Все различие в том, что раньше страховая история привязывалась к автомобилю, а сейчас она будет “вешаться” на самого водителя. Большинство считает, что так будет более справедливо. Действительно: в действующем варианте Закона об ОСАГО при смене владельца транспортного средства страховая история “обнуляется”, что выгодно прежде всего неаккуратным водителям. Законопослушный гражданин выплачивает страховые взносы страховой компании, а когда меняет автомобиль, ему приходится начинать страховую историю с чистого листа. Конечно, если ты все это время водил автомобиль без аварий, обидно терять заслуженные льготы по страховке. Депутаты решили: хватит. Если водитель постоянно нарушает правила дорожного движения, то какая разница, на каком автомобиле он будет это делать и дальше? Теоретически жесткие санкции к систематическим нарушителям должны были бы способствовать большей безопасности на дорогах.

Но, видимо, стремительность введения законов – это крест нашей страны. Депутаты все сами решили, а вот страховщиков не спросили. Страховщики честно предупреждают: с новым законом будут проблемы.

Например, непонятно, как именно будет вестись учет аварийности по каждому водителю. Выяснить подлинную историю водителя и его машины страховщику фактически невозможно. “К сожалению, сегодня большая часть страховых компаний, входящих в РСА, вообще не имеет собственной централизованной единой базы данных договоров по ОСАГО, – констатирует первый заместитель генерального директора “Росгосстраха” Дмитрий Маркаров. – Так что, прежде чем приступать к созданию единой базы данных РСА, необходимо пройти первый этап – большинству членов РСА создать собственные базы данных. И этот процесс должен проходить по единым для всех стандартам, иначе как потом создавать единую базу?”

Только вот стандарты эти никто не разработал. Участники рынка подтверждают: депутаты не поинтересовались, в каком виде у страховщиков базы данных, как будет происходит обмен информацией. К тому же единой методики, как будут производиться расчеты нового “бонуса-малуса”, не существует – на ее разработку понадобится время. Этим проблема не ограничивается. В стране сегодня действуют тысячи офисов продаж, десятки тысяч страховых агентов. Сумеют ли страховщики за 90 дней после принятия закона внедрить базу данных, а затем – обеспечить доступ к ней всех продающих подразделений и агентов по всей стране? – эксперты в этом сомневаются.

Не совсем корректная формулировка новой редакции закона может спровоцировать разночтения и выйдет боком автовладельцам. Упрощенно, в первой редакции сказано, что коэффициент “бонус-малус” действует в отношении владельца “указанного транспортного средства”. Вся новая редакция ограничилась вычеркиванием слова “указанного”, теперь “бонус-малус” действует в отношении “владельца транспортного средства”. Какого именно транспортного средства, в законе не прописано. А если у владельца их, к примеру, пять штук, то ему придется платить повышенный коэффициент за все пять автомобилей.

Более того, тариф будет повышен для всех автомобилей, где “аварийный” водитель указан в качестве лица, допущенного к управлению. “Теперь учет аварийности должен вестись по каждому водителю в отдельности, то есть все ДТП, которые совершил водитель на любой машине, повысят для него стоимость ОСАГО, – комментирует начальник управления ОСАГО СК “Русский Мир” Андрей Знаменский. – Например, нарушил ПДД водитель на работе и попал в ДТП – теперь и при страховании своего личного автомобиля он заплатит повышающий коэффициент “бонус-малус”.

Но повышение тарифов – это еще не все. Главное неудобство – необходимость подтверждать страховую историю каждого лица, допущенного к управлению, при смене страховой компании. Езда по доверенности в России – весьма распространенное явление: сегодня среднестатистический российский водитель допущен к управлению тремя автомобилями. Увы: все это лишь значительно усложнит соответствующие процедуры и увеличит сроки оформления документов. Сведения об истории страхования каждого водителя теперь понадобятся не только при переходе из одной страховой компании в другую, но и при продлении договора в той же страховой компании, при внесении изменений в договор, добавлении нового водителя в список лиц, допущенных к управлению ТС. Но где их взять, эти сведения? Как доказать, что ты “не верблюд” в случае, если лицо, имея права, ранее не было допущено к управлению каким-либо транспортным средством? Ведь нельзя же принести справки от всех страховщиков о том, что ни у одного из них ответственность конкретного лица не была застрахована!

Во всех странах Европы никаких списков водителей, допущенных к управлению, в полисах ОСАГО нет. Страховая компания выплатит потерпевшему вне зависимости от того, кто находился за рулем автомобиля виновника. “Список лиц, допущенных к управлению ТС, в полисе ОСАГО, да еще и административные штрафы за использование ТС лицом, не указанным в нем, – это чисто российское изобретение, попытка государства сделать полис ОСАГО максимально дешевым для граждан, – комментирует А. Знаменский. – Полис получился дешевле, чем в Европе, но зато насколько неудобнее для всех! Кажется, уже все понимают, что список лиц, допущенных к управлению, из полиса надо убирать, очевидно и то, что это не приведет к повышению цены полиса на 50%, как сейчас, – максимум на 10-15%”.

Елена Костякова
Комментарии