branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Суд разрешил ездить на нелегальных иномарках

2 августа сего года Конституционный суд Российской Федерации вынес поистине эпохальное решение: была принята презумпция невиновности добросовестного владельца неправильно растаможенного автомобиля...
Суд разрешил ездить на нелегальных иномарках
Суд разрешил ездить на нелегальных иномарках
2 августа сего года Конституционный суд Российской Федерации вынес поистине эпохальное решение: была принята так называемая “автоамнистия”, точнее, презумпция невиновности добросовестного владельца неправильно растаможенного автомобиля.

До 2001 года Таможенный кодекс позволял изымать некорректно растаможенный автомобиль не только у виновного в нарушении лица, оформлявшего ввоз автомобиля, но и у покупателя, который вполне мог и не подозревать о сомнительном происхождении приобретенного авто. В конце 2001 года Конституционный суд вынес постановление со следующей формулировкой: “Транспортные средства, ввезенные с нарушением таможенных правил, не могут быть конфискованы у лиц, которые приобрели их в ходе оборота на территории РФ, если эти лица не могли каким-либо образом влиять на соблюдение таможенных формальностей и если, приобретая их, они не знали и не должны были знать о незаконности ввоза”. Однако уже в 2003 году был принят новый Таможенный кодекс, в котором запрет на использование нерастаможенного автомобиля вновь был узаконен, а постановление 2001 года теряло силу. История помнит огромное количество случаев, когда добросовестному автолюбителю приходилось оплачивать растаможку автомобиля на основании заключения ГИБДД , даже несмотря на халатность сотрудников автоинспекции, которые когда-то что-то где-то не досмотрели и не “пробили по базе”.

2 августа сего года Конституционный суд Российской Федерации вынес решение: “Лица, которые на момент приобретения транспортного средства не знали и не должны были знать о незаконности его ввоза на территорию Российской Федерации, не могут рассматриваться как ответственные за таможенное оформление соответствующих транспортных средств, включая уплату таможенных платежей, поскольку на момент ввоза на территорию РФ не состояли в каких-либо отношениях по поводу указанных транспортных средств”. То есть теперь у владельца не имеют права отбирать автомобиль по подозрению в неправильном таможенном оформлении.

Толчком к принятию этого постановления стало громкое дело Владимира Кириллова, который приобрел в 2000 году автомобиль Nissan Patrol и проездил на нем четыре года, даже не подозревая, что автомобиль не растаможен. ПТС этого автомобиля был оформлен в Нижнем Новгороде, причем на совершенно другой автомобиль. Все неприятные подробности темного происхождения автомобиля всплыли, когда автомобиль решили продать.

В материалах следствия значилась во многом спасительная для господина Кириллова пометка: “Сложившаяся ситуация возникла из-за халатности сотрудников органов ГИБДД”. Но сначала нижегородский Канавинский суд отказал Кириллову в выдаче нового ПТС, а действия сотрудников ГИБДД были признаны законными. И только Конституционный суд, уже не в первый раз сталкивающийся с подобными проблемами автовладельцев, встал на сторону добросовестного покупателя Nissan Patrol.

Но как обычно, не все так радостно. Постановление касается только сомнительных именно с таможенной точки зрения автомобилей. По поводу автомобилей, значащихся в угоне, там нет ни слова, а соответственно, если приобретенный вами автомобиль есть в базе данных угнанных, его имеют право изъять до выяснения обстоятельств, и не важно, добросовестный вы владелец или не очень.

В. В. Похмелкин, депутат Госдумы РФ, полностью поддержал данное постановление, однако, по его мнению, оно было принято относительно поздно, поскольку проблема с подобными “мутными” автомобилями назрела давно. “Жаль, что для принятия этого постановления пришлось обращаться в Конституционный суд, – говорит В. В. Похмелкин. – И жаль, что постановление не распространяется на угнанные авто, приобретенные на законных основаниях. Эта проблема очень актуальна, а попыток решения пока нет”.

Кроме проблемы с угнанными автомобилями может появиться новая схема махинаций, связанных именно с этой "автоамнистией". По какой схеме будут действовать злоумышленники – вполне понятно, описывать в подробностях не станем. Ясно только, что машин с “туманным таможенным прошлым” станет гораздо больше.

Евгений Липовицкий