branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Российский бизнес пошел в автоспорт

В течение последнего уикенда корреспондент Autonews.ru следил за прохождением гонки "24 часа Ле Мана", и увидел на автодроме много русских...
24 часа Ле Мана
24 часа Ле Мана
В течение последнего уикенда Autonews.ru следил за прохождением гонки "24 часа Ле Мана". К сожалению, российской команде "Convers MenX Team" не удалось дойти до финиша, но она показала себя как одного из сильнейших участников. Эксперты уверены, что пусть медленно, но верно автоспорт превращается в коммерческий инструмент для российского бизнеса. Правда, большинство игроков предпочитает вкладывать деньги в подготовку пилота для международных автосоревнований, считая, что российский автоспорт – дело бесперспективное.

Находясь в Ле Мане, остро чувствуешь истинную цель всего мероприятия - это выставка технологий. Спортивные болиды для автопроизводителей и спонсоров - натуральное доказательство собственных возможностей. Восторг зрителей и уровень шоу, недоступный пока Росси в принципе и, дают ощутимый PR-эффект. Автоспорт во всем мире - эффективнейший маркетинговый инструмент, который позволяет успешно продвигать самые разнообразные товары и бренды. Что-то похожее хотят создать и российские предприниматели.

Многие игроки российского бизнеса признают, что коммерческий автоспорт в России, в принципе, мог бы состояться. Основная проблема, тормозящая развитие автоспорта в России – отсутствие профессиональных трасс. Проекты отечественных автодромов реализуются вяло. Самыми известными из них стали – автодром в Мячково (Московская область), который строит компания "Арт Лайн" совместно с "АККС", Ульяновский автодром, который строит компания "Max Motor", тольяттинский проект "LADA Ring" уже был представлен Правительству РФ, но пока четкого решения о его реализации не принято. Инвесторы полностью лишены каких бы то ни было государственных льгот при выделении земли и строительстве. Существенные затраты при реализации подобных проектов приходятся на сертификацию самого автодрома и оплату квалифицированных специалистов. Таким образом, говорить об автоспорте как о рынке в России рано, и вряд ли когда-нибудь будет возможно. Для этого нужны действительно крупные компании с большими капиталами. Быть крупной компанией, имеющей лишние деньги для такого "баловства" как автоспорт, в нашей стране на сегодняшний день невыгодно.

Активнейшие вливания в мировой автоспорт в свое время осуществляла компания "ЮКОС". Именно в составе команды YUKOS Freisinger Motorsport долгое время ездили российские гонщики Николай Фоменко и Алексей Васильев. Участники отмечают, что организация гонок проходила на высочайшем уровне. Результаты были достойные – например, в 2004 году Фоменко с Васильевым стали чемпионами мира в чемпионате FIA GT. Всем известная участь, постигшая компанию, не дала развивать это направление. Профессиональные гонщики были вынуждены искать новых спонсоров. Это оказалось не так просто.

Российский бизнес пока только приглядывается к направлению, и делать инвестиции не спешит. Еще бы: вступительный взнос для участия в соревновании международного уровня составляет не менее 30 тыс. евро. Цена автомобиля при этом достигает 1 млн. евро. Единственный резон как-то окупить эти деньги – вкладываться в международный пиар. Вместе с тем, травмы, аварии - ко всему этому спонсор должен быть готов и трезво оценивать свои возможности, не забывая о чисто спортивной составляющей соревнования. Например, за прошедший уикенд в Ле Мане сошло больше половины команд – и среди них известнейшие пилоты. В этом году из 50 участников до финиша доехало лишь 27 участников.

Рискуют только фанаты и крупнейшие игроки. Инвестиции в развитие автоспорта делают лишь самые крупные компании –"YUKOS", "LUKOIL", "ГАЗПРОМ" - имеющие реальные перспективы на западном рынке и заинтересованные в продвижении продукта, постоянно пользующегося спросом, а именно – топлива. Еще одной целью в данном случае являются исследовательские работы – большинство из этих компаний в ходе подготовки к гонкам, занимаются испытаниями новых видов масел, например, и других продуктов. И все же, как сообщил пресс-атташе команды "LUKOIL Racing" Константин Копылев, основная цель – вывести плотов на конкурентоспособный уровень, а потом, естественно, зарабатывать на этом. LUKOIL сделал ставку на пилотов Михаила Алешина и Сергея Афанасьева и в настоящее время реализует многоступенчатую программу подготовки пилотов к "Формуле-1", в ходе которых они должны участвовать в самых разных престижных чемпионатах мира. Рыночные отношения в российским спорте только начинают развиваться – и если "продажа" футболиста или хоккеиста уже считается делом нормальным, то гонщики едва начинают набирать очки. И имеют все шансы сформировать свою международную нишу – европейцы признают, что русские гонщики очень талантливы, и за последние годы совершили серьезный прорыв. Правда, в настоящее время на международной арене работают единицы.

Радует, что количество российских компаний, пытающихся вкладывать в автоспорт, все же увеличивается, хотя и в мизерных долях. По данным исследования, проведенного компанией "Арт Лайн", за последние два года целевая аудитория автоспорта от общего рекламного рынка увеличилась с 1, 8 до 2%. По мнению главы МФГ "Конверсбанк" Владимира Антонова, на данном этапе в России сравнение с другими видами спорта в части краткосрочных перспектив идет не в пользу гонок, но у направления огромный потенциал, способный принести существенный результат.

Елена Костякова