branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Российские заводы боятся отзывать автомобили

Отзывы автомобилей для большинства иностранных автопроизводителей – почти обязательная процедура...
Российские заводы боятся отзывать автомобили
Российские заводы боятся отзывать автомобили
Отзывы автомобилей для большинства иностранных автопроизводителей – обычное дело. Например, только в мае имели место крупные партии отзывов: Toyota Motor Corp. – около 210 тыс. автомобилей марки Land Cruiser Prado, Volvo – 217 000 внедорожников XC90 2003-2006 модельных годов, Volkswagen AG – 362 тысячи автомобилей моделей Jetta и New Beetle. Поводы могут быть самыми неожиданными: например, 160 000 внедорожников Ford, Mercury и Mazda попали в мае под отзыв из-за того, что слой обивки стен салона недостаточно толст.

Причина отзывов не столько в реальных неполадках – они встречаются не так уж часто, приоритетным направлением становится профилактика безопасности автомобиля, предупреждение каких-либо проблем. Поэтому сегодня большинство сервисных кампаний носят почти рекламный характер, цель которых – показать свою заботу о безопасности производимых ими автомобилей и заслужить доверие своих клиентов.

Отечественным автозаводам до дорогостоящих пиар-технологий еще далеко. Пока ни один из них, кроме АвтоВАЗа, официальные отзывы не практикует. Например, как рассказал руководитель Департамента по связям с общественностью ООО УК “РусПромАвто” (ГАЗ) Владимир Торин, ГАЗ предпочитает работать напрямую с дилерами: если обнаруживается какой-то дефект, то дилеры устраняют его в частном порядке за счет завода. “Если мы посчитаем, что есть необходимость ввести процедуру официальных отзывов, мы сообщим руководству, и оно будет принимать решение”, – добавляет он. Ульяновский автомобильный завод, входящий в состав “Северсталь-групп”, также не занимается профилактикой безопасности своих автомобилей. Хотя, по мнению дилеров, есть уверенность, что однажды компания перейдет к такой практике, поскольку пытается позиционировать себя как прогрессивного европейского игрока на авторынке.

Единственным отечественным автопризводителем, пытающимся заявлять о себе как о полноценном участнике мирового авторынка, является АвтоВАЗ. Хотя по сравнению с мировыми монстрами он ведет профилактику мизерного количества своих автомобилей: обычно дело ограничивается лишь тысячей автомобилей при годовом объеме производства в 600 тыс. автомобилей.

Первый отзыв АвтоВАЗ провел в 2002 году: около 1000 моделей ВАЗ-21213 и 21214 “Нива” были отозваны для устранения дефекта гидроусилителя руля. Через год были отозваны 900 автомобилей ВАЗ четвертой, пятой и седьмой моделей из-за отклонений в технологии сварки вала руля. В январе 2004 года отозвано 184 автомобиля, в октябре того же года – 1086 автомобилей из-за отклонений в технологии при изготовлении направляющих колодок переднего тормоза. В апреле 2005 года отозвано 900 автомобилей ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2107 из-за отклонений в технологии сварки вала руля. Самая большая партия, которую когда-либо отзывал АвтоВАЗ, составила 7 тыс. автомобилей. Наконец, в этом месяце отозвали 171 Lada Kalina.

Говорить об отзыве ради имиджа, скорее всего, преждевременно, а кроме ВАЗа и УАЗа этим вообще вряд ли кто-нибудь будет заниматься. В конце концов, крупные компании не стесняются анонсировать затраты на сервисные компании, демонстрируя таким образом свою успешность. Например, в 2004 году Honda потратила на отзыв чуть более 500 тысяч автомобилей около 72,5 млн долл. АвтоВАЗ, к примеру, комментировать убытки не стал.

Именно потому, что отзыв остается весьма дорогостоящим и нецелесообразным мероприятием в России, пока к этой мере прибегают в случаях, если речь идет о действительной возможности наличия неполадок. Как объяснили AutoNews.ru в Департаменте по связям с общественностью ОАО “АвтоВАЗ”, отзыв автомобилей объявляется при обнаружении в процессе производства, испытаний или эксплуатации критического дефекта. Чаще всего это связано с несоблюдением технологии. Конечно, при таких обстоятельствах российские заводы не стремятся анонсировать крупные партии отзывов. На АвтоВАЗе AutoNews.ru пожаловались, что проведение отзыва чревато потерей имиджа марки “из-за стойкого предубеждения, что отзыв автомобилей Lada говорит не о заботе о потребителе, а об автомобилях плохого качества”. Отметим, что несмотря на то, что у российского потребителя действительно существует крайне негативное отношение к любой информации, касающейся отзывов, российские автозаводы ведут себя крайне закрыто и не стремятся формировать позитивный имидж, тяжело идут на контакт как с потребителями, так и со СМИ.

Таким образом, пока сервисные кампании российских заводов представляются неубедительными. Впрочем, постепенно АвтоВАЗ пытается использовать отзывы себе во благо. “До недавнего времени АвтоВАЗ продавал машины в огромных объемах через “серых” дилеров, но сегодня ситуация меняется, – говорит директор по поставкам компании “Автомир” (одного из крупнейших дилеров АвтоВАЗа и ГАЗа) Игорь Кроливец. – То, что АвтоВАЗ начал проводить отзывы по “Калинам”, это хорошо и свидетельствует только о том, что присутствует некое сопровождение. В данном случае речь идет о формировании системы контроля качества и укреплении дилерской сети. Подобные вещи позволяют четко объяснить покупателю преимущества работы через официального дилера. Хотя партия в 171 автомобиль как информ-повод – это просто смешно”.

Елена Костякова