branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Радары "помогают" водителям превышать скорость

Превышение скорости – самая распространенная причина штрафов на российских дорогах. Главный «свидетель обвинения» против водителя в таких случаях – табло радара...
Радары не могут правильно определить скорость автомобиля
Радары не могут правильно определить скорость автомобиля
Превышение скорости – самая распространенная причина штрафов на российских дорогах. Главный "свидетель обвинения" против водителя в таких случаях – табло радара, на котором высвечены роковые цифры. Но если радиолокационные радары еще можно как-либо одолеть, хотя бы с помощью радар-детекторов , то с лазерными измерителями скорости воевать сложнее.

Наряду с традиционными стационарными радарными установками, фотографирующими автомобиль, превысивший скорость, гаишники чаще всего работают "на месте", а именно используют лазерные пистолеты, также служащие для замера скорости автомобилей. В отличие от радаров, лазерный пистолет не выдает фотографий-свидетельств. Все намного проще: полицейский сохраняет измерения на дисплее до тех пор, пока с ними не ознакомится водитель-нарушитель, либо водитель получает лишь информацию о месте правонарушения и сумме штрафа.

Преимущества лазерных пистолетов очевидны: в отличие от радарных камер, они мобильны, не требуют специального монтажа, да и цепочка от нарушения до выплаты штрафа во много раз короче и дешевле. Лазеры могли бы, пожалуй, в будущем и вытеснить радары, если бы не многочисленные ошибки, о которых настойчиво заявляют пострадавшие от таких "замеров" водители.

Если исключить ошибки настройки, что также не следует сбрасывать со счетов, в сухом остатке остаются ошибки замера, допущенные даже на правильно настроенных приборах. Данной проблемой заинтересовался немецкий автомобильный клуб ADAC и провел собственные испытания лазерных пистолетов, смоделировав на специальном полигоне наиболее спорные дорожные ситуации. Дистанция замера составляла от 150 до 1000 метров.

Первое испытание состояло в замере стоящего на полосе движения автомобиля. Сзади него по этой же полосе двигался второй автомобиль. Несмотря на то, что луч лазера был направлен на стоящий автомобиль, прибор при каждом замере показывал скорость от 20 до 30 км/ч, так как луч лазера проходит через лобовое стекло стоящего автомобиля и замеряет скорость движущегося за объектом автомобиля. «Тест показывает, что причиной ошибки служит не прибор, а сам принцип измерения», - считает эксперт ADAC Дитер Рахель.

Следующее испытание состояло также в замере припаркованного автомобиля, за которым по средней полосе движется автомобиль. Опять же, несмотря на то, что прибор направлен на стоящий автомобиль, показывается скорость его движения. Объяснение такому чуду тоже имеется: лазер замеряет не определенную точку, на которую он направлен, а кругообразное поле. Чем оно больше, т.е. чем больше дистанция замера, тем больше объектов в него попадают. Получается, что второй автомобиль, следующий параллельно или обгоняющий, попадает в поле замера. Истинная картина схемы замера смазывается еще и тем, что многие лазерные пистолеты маркируют на сообщении-замере не поле измерения, как следовало бы, а только точку - середину диапазона измерения.

Результаты измерений зависят и от цвета автомобилей. В одном направлении движутся два автомобиля: серебряного цвета автомобиль движется со скоростью 40 км/ч, красный - со скоростью 20 км/ч. Замер скорости красного автомобиля соответствует реальной. Когда же серебряный начинает обгон красного, прибор показывает, что и красный автомобиль движется со скоростью 39 км/ч. То же касается и замеров разных по величине автомобилей. Больший по размеру автомобиль отражает лучи активнее меньшего, соответcтвенно, меряя скорость маленького Smart’а, можно получить на дисплее скорость обгоняющего его LandRover’a.

Как предсказывает Дитер Рахель, если лазерные измерительные приборы не будут усовершенствованы, судам прибавится работы, поскольку число исков по незаслуженно выписанным штрафам растет с каждым месяцем. Однако, как показывает практика, выигрывают иски немногие из пострадавших, поскольку судья скорее поверит показаниям официальных лиц, нежели незаслуженно обиженным водителям. Поэтому объективности ради ADAC рекомендует в будущем оснастить лазерные пистолеты либо видеооборудованием, либо регистрационным фото, как уже сделано в Швейцарии, где нарушителю обязательно предъявляют фотодокумент. Однако остальная европейская полиция не спешит запрашивать и внедрять усовершенствования, невыгодные им самим. "Слишком много работы, - говорят они, - да и дорого..."


Алисс Зигманн