branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

В Москве запускают «автостраховку» по европейским стандартам

Получить деньги по автостраховке станет проще простого, у своей страховой компании и за короткий срок...
В Москве запускают «автостраховку» по европейским стандартам
В Москве запускают «автостраховку» по европейским стандартам
Один из последних опросов на Autonews.ru показал, что свыше половины опрошенных автомобилистов оценивают деятельность своей страховой компании как «крайне неудовлетворительную». Затягивание выплат по страховым случаям, низкий общий уровень сервиса – характерные черты российской «автогражданки». Между тем, у самих страховщиков уже прошла эйфория после введения обязательного страхования автогражданской ответственности, и наступили серые, а для некоторых и черные, рабочие будни.

По данным Российского союза автостраховщиков , уровня допустимой убыточности достигли 23 из 165 российских страховых компаний, занимающихся «автогражданкой», а в 2006 году количество «убыточных» может возрасти до 100.

Большинство компаний поняли, наконец-то, что причина падения их популярности кроется прежде всего в их работе, и спешно предлагают своим клиентам новые, более цивилизованные подходы к своей работе. Одним из самых раздражающих принципов работы нашей «автогражданки» является возмещение ущерба не своей страховой компанией, как принято в цивилизованном мире, а страховщиком виновника ДТП. В результате автомобилист теряет уйму времени, нервов, зачастую без какого-либо положительного для себя результата.

Крупнейшие российские страховые компании решили-таки облегчить жизнь своим клиентам. Пять крупных страховых компаний, контролирующих 1/5 российского и почти половину столичного рынка ОСАГО - "РЕСО-Гарантия", РОСНО, "Альфа-Страхование", "Ингосстрах" и "Согласие" - договорились о взаимном урегулировании убытков.

По мнению страховщиков, соглашение по урегулированию убытков позволит им значительно минимизировать расходы, получать более четкую статистику и эффективнее бороться с мошенничеством.

Пока начинание действует как эксперимент в нескольких регионах (в том числе, в Москве), кроме того, в нем пока не участвует крупнейший страховщик ОСАГО «Росгосстрах». Однако положительный эффект от взаимного регулирования будет виден уже в скором времени, особенно в Москве.
Еще одно полезное новшество, скорее всего, будет принято страховщиками в ближайшее время. Руководитель Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзор) Илья Ломакин-Румянцев выступает за изменения в законе об ОСАГО, предполагающие упрощенное оформление ДТП без жертв и с незначительным ущербом. Такой порядок будет способствовать ликвидации пробок на дорогах, считает он. Если эти нововведения когда-нибудь вступят в силу, количество недовольных «автогражданкой» резко пойдет на убыль.

Однако, пообещав «златые горы», страховщики пока что решили сделать еще один негативный шаг, а именно поменять некоторые из тарифов ОСАГО. Еще в конце сентября появился проект постановления правительства, в котором "автогражданка" для жителей малонаселенных пунктов, благодаря изменению территориального коэффициента, дорожала на 25%. Вышедший из-под пера премьера документ сохранил это положение, но многие и добавил. Правительство изменило и территориальные коэффициенты (КТ) для ряда категорий населенных пунктов, и шкалу коэффициентов по мощности (КМ) автомобилей. Самые любопытные результаты получаются, если свести изменения этих двух коэффициентов при расчете. Тогда в категорию самых невезучих автовладельцев попадут жители отдаленных районов Подмосковья (например, Каширского, Клинского и Талдомского), разъезжающих на авто мощностью 150-160 л.с. Сейчас обязательный полис для них стоит 4752 руб., а с 1 января его цена вырастет до 5722,2 руб.

В категорию проигравших попадут и жители деревень с населением менее 10 тыс. человек, владеющие транспортом мощностью 150-160 л.с. Сейчас их полис стоит 1188 руб., а станет - 1683 руб. Есть и те, кому с нового года правительство приготовило подарки по "автогражданке". Это, к примеру, жители престижной Рублевки и других дорогостоящих поселков близ Москвы, которые ездят на авто мощностью более 200 л.с. Сейчас их полис стоит 6771 руб., а с 1 января станет - 5722 руб. (на 15,5% ниже). Неожиданно в категорию "везунчиков" попали и москвичи, управляющие иномарками эконом-класса - 95-100 л.с. Сейчас они платят за "автогражданку" 5148 руб., а будут - 3960 руб. Если же такой автовладелец живет в ближнем Подмосковье, стоимость его полиса с нового года снизится с 4633,2 руб. до 3366 руб. И это самая большая скидка по цене, предложенная в постановлении правительства.

По словам замгендиректора компании «РЕСО-Гарантия» Игоря Иванова, в основе утвержденных в свое время правительством тарифов лежали объективные и субъективные (волюнтаристские) факторы. Объективно считалось, что по мере удаления от промышленных центров интенсивность движения наряду с вероятностью ДТП в тех или иных населенных пунктах снижается. Волюнтаристские побуждения чиновников при этом подсказывали им, что отдаленность от мегаполисов не позволяет гражданам на местах зарабатывать сопоставимые с москвичами или петербуржцами средства. Научного объяснения тому, почему решено было объединить коэффициенты по Московской области, у страховщиков нет. Скорее всего, в кулуарах заинтересованных министерств это объясняется заработками немалого количества подмосковных жителей на территории Москвы.

Как долго сохранятся текущие ставки и коэффициенты пока никто комментировать не берется. Регулярность пересмотра ставок тарифов и поправочных коэффициентов к ним законодательно никак не регламентируется. Между тем, отмечают страховщики, пересмотреть их все же придется, причем в самое ближайшее время, поскольку за 3 года действия закона об ОСАГО базовая ставка оставалась неизменной, несмотря на инфляцию в стране. К тому же существующая система бонус-малус никак не компенсирует предлагаемые страховщиками бонусы в виде 5-процентной скидки на полис за прошедший без аварий предыдущий страховой год. «В результате текущие тарифы могут поставить под угрозу не только очередных страховщиков, в частности, но и сам рынок в целом», — сетует И. Иванов.

Артур Саруханов