Европа экономит на безопасности водителей и пассажиров
Статьи 31 октября 2005
Статьи 31 октября 2005
Европа экономит на безопасности водителей и пассажиров
Машина, которая сама принимает правильное решение в аварийных ситуациях, и, более того, способна их предотвратить, уже давно является не абстрактной фантазией, а конкретной целью автопроизводителей. К достижению этой цели стремятся все ведущие поставщики автокомпонентов. Однако, под прессом производителей, требующих сокращения затрат, поставщики систем безопасности вынуждены экономить как на времени для испытаний, так и на стоимости разработок и материалов...
Машина, которая сама принимает правильное решение в аварийных ситуациях, и, более того, способна их предотвратить, уже давно является не абстрактной фантазией, а конкретной целью автопроизводителей. К достижению этой цели стремятся все ведущие поставщики автокомпонентов. Однако, под прессом производителей, требующих сокращения затрат, поставщики систем безопасности вынуждены экономить как на времени для испытаний, так и на стоимости разработок и материалов. К достижению этой цели стремятся все ведущие поставщики автокомпонентов. Время, когда ремень, а потом и подушка безопасности были единственными средствами, призванными смягчить последствия от столкновения, осталось в прошлом веке.

Время скоростей, для которого 130 км/ч является рекомендуемой скоростью на автобане, а максимальная скорость в 360 км/час у серийного Mercedes SL 65 AMG стала уже реальностью, требует чего-то эффективнее, чем ремень, которым, тем не менее, многие неосмотрительно пренебрегают за пределами Европы.

Поэтому на последних автосалонах производители комплектующих начали активно продвигать интегрированные системы безопасности, призванные обеспечить больше надежности и комфорта как водителю, так и пассажирам. Например, система V360 от Valeo соединила воедино систему контроля дистанции и парковки, ассистирующую систему маневрирования и опознавания объектов в «мертвой зоне», инфракрасную систему ночного видения, переключающую автоматически ближний - дальний свет. «Автомобиль должен быть цельным как кокон», - поясняет управляющий по развитию Valeo Мартин Хауб, говоря о том, что системы безопасности должны быть подчинены вспомогательным системам управления автомобилем. Развитие получили также прожектора передных фар, комплектуемые светодиодами. Они по всем показателям лучше своих предшественников, поскольку не вырабатывают тепла, компактнее, и, как предполагают разработчики, должны эксплуатироваться без замены на протяжении всей жизни автомобиля.

Американская TRW, производящая, кроме всего прочего, системы безопасности для автомобилей S-Klasse, представила интегрированный концепт известной системы круиз-контроля (ACC) (Adaptive Cruise Control). Он способен автоматически регулировать заданную дистанцию с идущим впереди автомобилем. С помощью радаров и сенсоров определяется дистанция до впереди идущего автомобиля, и если расстояние становится слишком маленьким, включается автоматическое торможение, система натяжителей ремней безопасности, а звуковой и световой сигнал предупреждают водителя о возможности столкновения. Таким образом, функционирование тормозов, подушки и ремня безопасности теперь централизованно регулируется электроникой.

В аналогичном направлении движется и компания Continental Automotive Systems, предложившая систему безопасности APIA (Active Passive Integration Approach), также включающую в себя совместно функционирующие активные и пассивные средства защиты водителя и пассажиров. В систему включены круиз-контроль (ACC), электронная система тормозов, тормозное и рулевое управление, стабилизаторы, система автоматического регулирования динамики автомобиля ESP, датчики дверей и сдвижной крыши, преднатяжитель ремня и подушка безопасности, внешние сенсоры. Последние разработки компании подчинены одной идее: это развитие систем безопасности, работающих по принципу сценарного развития. Такая система способна через наблюдение и своевременное опознавание дорожной ситуации, потенциально возможной развиться в аварийную, предотвратить ее с помощью предупредительных и ступенчато включающихся средств безопасности. На сегодняшний день компания готова к серийному производству системы сценария движения в полосе. Разработка будущего называется системой сценария маневрирования, и разработана на базе вспомогательной системы LGS (Lane Guard System). К примеру, водитель перестраивается из своей полосы на полосу обгона. Система, согласно сценарию маневрирования, тут же «утяжеляет» гидроусилитель рулевого управления переменной производительности. Если водитель и далее совершает опасное маневрирование, система активирует натяжитель ремня, закрывает открытые окна, люки, сдвижную крышу автомобиля и устанавливает сидения и подголовники в положение, оптимальное для ремня и открытия подушки безопасности. Дополнительно включаются звуковые и световые датчики автомобиля. Понятно, что наряду с собственно обеспечением безопасности, система служит и психологическим средством «образумить» идущего на неоправданный риск водителя, подвергающего опасности как свою жизнь, так и жизнь окружающих его участников движения.

Новая система безопасности водителя, разработанная немецким отделением корпорации Delphi Automotive Systems в Вуппертале, основана на технологиях механики и должна сократить на четверть вероятность повреждений конечностей при столкновении. Система обеспечивает лучшую защиту ног водителя при фронтальном ударе. Защитный модуль состоит из рулевой колонки, коленного валика и качественно новой системы педалей. При столновении модуль отодвигается от водителя, давая воздушной подушке больше времени для открытия. Воздушная подушка и коленный валик под рулевой колонкой перераспределяют удар на приборную доску. Педали при столкновении изменяют направление, продвинувшись наверх, снижая риск повреждения ног. Новая система должна, по сообщению предприятия, выйти на рынок к 2010 году.

Безусловно, никто не станет оспаривать положительный потенциал всех интегрированных систем. Однако, как было критически замечено профессором Вольфгангом Майнигом, возглавляющим кафедру исследований в автомобилестроении Бамбергского университета, поставщики автокомпонентов, к сожалению, находясь в настоящее время под прессом автопроизводителей, требующих сокращения затрат, вынуждены экономить как на времени для испытаний, так и на стоимости своих разработок и материалов. А ведь известно, что безопасность как раз и определяется ее стопроцентной надежностью...

Алисс Зигманн (Гамбург)
Комментарии