На заводе Ford под Питером заговорят по-немецки
На заводе Ford под Питером заговорят по-немецки
Статьи 4 октября 2005
Статьи 4 октября 2005
На заводе Ford под Питером заговорят по-немецки
Новый директор российского завода Ford хорошо известен в качестве борца с издержками производства на действующих заводах. В России ему предстоит решить нелегкую задачу вывода завода на прибыльный уровень...
С понедельника у залога успеха всеволожского конвейера по сборке Focus компании Ford появилось новое лицо. Им стал немец Тео Штрайт, сменивший на посту генерального директора ЗАО «Форд Мотор Компани» австралийца Маррея Гилберта. Срок трудового контракта последнего истек еще 1 июля, однако его присутствие на российском предприятии концерна было обусловлено наладкой выпуска второго поколения Focus. Известному своей склонностью к сокращению издержек Т.Штрайту придется в ближайшее время решать вопрос с зарплатами недовольных рабочих завода.

Впрочем, ничего революционного в такой ротации руководящего состава нет. С налаживанием выпуска в Ленинградской области второго поколения Ford Focus необходимость в продлении российского контракта М.Гилберта отпала сама собой. Напомним, бывший глава российского завода Ford известен, прежде всего, своими способностями запускать производство. Новый же управляющий хорошо известен в качестве сильного игрока на поле борьбы с издержками на действующих заводах.

Помимо сборки на запущенном в 2002 году заводе во Всеволожске (Ленинградская область) автомобилей Focus российская «дочка» американского концерна импортирует и продает автомобили Ford на местном рынке. Прошлогодние российские продажи «Форд Мотор Компани» составили 39 241 автомобиль, 28 059 из которых пришлось на Ford Focus российской сборки. Выручка компании в 2004 году составила порядка 24 млрд. рублей (около 860 млн. долларов), а чистая прибыль — 332 млн. рублей (около 12 млн. долларов). При этом на строительство завода было потрачено около 150 млн. долларов, еще 30 млн. руководство американского концерна планирует инвестировать к началу следующего года в удвоение ежегодных мощностей всеволожского конвейера до 60 тыс. автомобилей. Инвестиции пойдут на автоматизацию линии окраски, оптимизацию конвейера и расширение складских помещений.

Первой задачей нового 51-летнего главы завода с говорящей фамилией (Streit нем. — ссора, спор) станет утихомирить внезапно заявивший о себе трудовой коллектив всеволожского предприятия. На прошлой неделе работники завода выступили с требованием повысить на треть их зарплаты, пригрозив в противном случае забастовкой. По данным завода, в настоящее время средний месячный оклад рабочего составляет 17-20 тыс. рублей (600-700 долларов). Несмотря на достаточно высокую зарплату для Северо-Западного региона, профсоюз завода, по всей видимости, насмотрелся на опыт своих иностранных коллег из развивающихся стран, которые постоянно пытаются выбить себе повышение зарплат. Правда, президент «Форд Мотор Компани» Хенрик Нензен заявил, что руководство завода готово обсуждать с представителями профсоюза возникшие вопросы, хотя на заводе созданы хорошие условия труда — работники обеспечены достойными заработками и социальным пакетом.

Чем бы ни закончились переговоры с недовольными, понятно, что на рабочих Т.Штрайту сэкономить не удастся. Поэтому, по мнению генерального менеджера компании «Рольф» Валерия Тараканова, у всеволожского предприятия остается, пожалуй, единственный возможный путь к сокращению издержек — наращивание темпов локализации производства. Однако отечественная индустрия качественных автокомпoнентов оставляет желать лучшего, поэтому «Форд Мотор Компани» (и не только ей) остается лишь уповать на открытие в России производств иностранцами.

Между тем, теоретически еще один ресурс у завода все же есть, правда, он скорее в духе отечественных автопроизводителей. Речь идет о повышении цен на собираемые во Всеволожске Focus теперь уже второго поколения. Напомним, до сих пор производитель играл на четко расписанных квотах предоставления дилерам своей продукции. Так, на самую бюджетную комплектацию Ambiente подешевевшего по сравнению со своим предшественником почти на добрую тысячу долларов Focus II (нижняя ценовая планка установлена на уровне 11 720 долларов) его продавцы вправе оформлять заказы, не превышающие 4% от их совокупного количества. Машин в версии Comfort (от 12 810 долларов) положено продавать не более 30% от всех продаж, Trend (от 13 960 долларов) — не менее 41% и еще не менее 25% заказов должно приходиться на заказы Focus II в самой дорогой комплектации Ghia (15 160 долларов).

Такая тактика неплохо сочеталась с очередями на все еще дефицитный автомобиль. Опрошенные Autonews.ru дилеры американского концерна пока никак не комментируют возможное подорожание бестселлера, говоря лишь о том, что в Ford знакомы с конкуренцией не понаслышке (хотя бы по американскому рынку). К тому же в отличие от повышающего отпускные цены на свои автомобили «АВТОВАЗа» американский концерн не был долгие годы монополистом в своем сегменте на отечественном рынке. Хотя и тольяттинский гигант сталкивается с оборотной стороной желания немного подзаработать — стоимость десятого семейства «ВАЗов» вплотную приблизилась к цене узбекских «кореянок» Daewoo Nexia и Matiz, а также московской «француженки» (точнее «румынки») Renault Logan. Поэтому в такой спор Т.Штрайту лучше не ввязываться. Так что, скорее всего, новый руководитель завода сосредоточится на повышении эффективности и производства и дальнейшей его локализации, ведь по сути, «жить» с таможенным складом, который позволяет беспошлинно ввозить комплектующие, российскому заводу Ford осталось недолго. А руководство ЗАО «Форд Мотор Компани» неоднократно заявляло о том, что продолжит путь по локализации производства. Тем более, что к этому его обязывает и инвестсоглашение с Россией, которого никто не отменял.

Артур Саруханов
Комментарии