branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Россия не получит экологичные автомобили

Введение экологических требований «Евро-2» к автомобилям российского производства вновь откладывается. И еще как минимум полгода российские заводы смогут выпускать с конвейеров автомобили, не удовлетворяющие никаким экологическим требованиям…
Россия не получит экологичные автомобили
Россия не получит экологичные автомобили
Говорить о том, почему в России опять отложили введение экологических требований Евро-2, сродни поиску ответов на вечные вопросы русской интеллигенции: «Что делать?», «Кто виноват?» и «Едят ли курицу руками?». Однако, проблема гораздо шире и заключается она, по большей части, в нежелании государства стимулировать производителей и потребителей переходить на "экологически чистые" автомобили.

История началась несколько лет назад, когда тогдашний премьер-министр России Михаил Касьянов попросил разработать концепцию развития российского автопрома. Министерство промышленности быстренько наваяло план, согласно которому все автопроизводители были обязаны производить автомобили, удовлетворяющие требованиям «Евро-2» с 1 января 2004г. Однако российские автопроизводители не были готовы к такому развитию событий и попросили отсрочить введение требований на полгода, чтобы успеть подготовить производство. История умалчивает о том, кому удалось доказать правительству, что с введением норм «Евро-2» стоит повременить, однако именно с этого момента вся концепция развития начала трещать по швам. Минпромэнерго в лучших традициях советской бюрократии не успело согласовать технический регламент, без которого введение экологического стандарта невозможно, и российские заводы получили отсрочку до 1 января 2005 года. В конце года все автопроизводители отрапортовали о своей готовности с этого года начать производить автомобили, удовлетворяющие стандартам «Евро-2». Однако, введение требований «Евро-2» так и не последовало. Нельзя сказать, что все автопроизводители вздохнули с облегчением. «АВТОВАЗ» начал оснащать автомобили «десятого» семейства и Samara-2 двигателями «Евро-2» в добровольном порядке, а КАМАЗ инвестировал приличные средства в модернизацию двигателей для своих грузовиков.

В марте этого года, на конференции Adam Smith Insitute, на вопрос «Когда же будут введены требования «Евро-2», директор департамента промышленности Минпромэнерго Николай Сорокин заявил «А нам спешить некуда», чем вызвал бурю саркастического смеха в зале. Позднее всем было объявлено, что проект технического регламента об экологических стандартах будет одобрен правительством до 1 июня 2005г. Это означало, что в случае его одобрения в первом полугодии автомобили «Евро-2» начали бы выпускать с начала 2006 года – по существующим правилам с момента принятия технического регламента должно пройти полгода, после чего он и становится обязательным к выполнению. Однако, согласовать его не успели и внесли в правительство только летом.

Первоначально проект специального технического регламента "О требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ колесных транспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации", согласованный со всеми ведомствами и компаниями автомобильной промышленности был внесен в правительство РФ в начале года. Аппарат правительства отправил его на рассмотрение экспертной комиссией по техническому регулированию, которая 18 марта 2005г. вынесла свое заключение и предложила несколько изменений к этому проекту. Минпромэнерго России внесло эти изменения, «в большей степени они носили редакционный характер», и отправило доработанный проект в правительство. По результатам рассмотрения в правительстве, к документу были предложены очередные поправки, которые Минпромэнерго внесло в документ и 14 мая 2005г. отправило на согласование в федеральные органы исполнительной власти. Далее, по процедуре, он должен быть внесен в установленном порядке в правительство и рассмотрен на одном из заседаний правительства РФ.

Но как оказалось, правительство намерено рассмотреть проект регламента экологической безопасности автомобилей «до конца 2005 года». Об этом заявил руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Григорий Элькин. А это означает, что введение обязательных норм «Евро-2» на территории России произойдет не ранее II полугодия следующего года. Впрочем, Минпромэнерго надеется, что правительство рассмотрит техрегламент уже в ближайшее время и утвердит его своим постановлением. «Технический регламент об экологической безопасности автомобилей будет рассмотрен правительством в ближайшие 2 недели, возможно, до конца этой», - сообщили Autonews.ru в Минпромэнерго. Но в любом случае, даже если поверить в оптимизм министерства, получается, что производить автомобили «Евро-2» в России станут не раньше апреля следующего года. А в Европе, меж тем, уже с января следующего года будут введены обязательные требования «Евро-4».

У российских автопроизводителей неоднозначная оценка экологических инициатив. Так, руководитель пресс-службы УК «РусПромАвто» Владимир Торин заявил Autonews.ru, что введение стандартов «Евро-2» для России должно быть «последовательным и тщательно продуманным». По его мнению, здесь кроется очень много нюансов: например, действительно ли необходимы экологические нормы для двигателей большегрузных автомобилей, работающих в тайге у буровых или в воинских частях Дальневосточного округа. Кроме того, Торин задается вопросом – «А насколько одинаковым должен быть экологический стандарт при оценке выхлопа автомобилей в Москве или, скажем, в городе Североколымске?». По его мнению, эти нормы хороши для Швейцарии или Голландии - страны маленькие, в городах много автомобилей. «Конечно, об экологии нужно заботится , но решение о введении на территории всей нашей страны каких-либо экологических стандартов должно быть взвешенным и хорошо спланированным. Пока чиновники этим похвастаться не могут», заключает он.

А вот представители АВТОВАЗа заявляют о том, что готовы к введению новых требований давно. «С прошлого года все переднеприводные машины и внедорожник «Нива» выпускаются только в комплектации «Евро-2». А все экспортные модели и Kalina соответствуют «Евро-3», говорит главный конструктор завода Владимир Губа. По его словам, в этом году завод произведет более девяноста тысяч автомобилей, удовлетворяющих нормам «Евро-3». Плюс к этому в настоящее время начинается выпуск «десяток» и внедорожников, удовлетворяющих стандартам «Евро-4». В следующем году к ним присоединится Kalina. Омологационные испытания успешно завершены во французской лаборатории UTAC. «Другими словами, на сегодняшний день практически вся наша продукция соответствует международным экологическим стандартам, и может продаваться на любом рынке», говорит В.Губа.

Представим на секунду, что «Евро-2» для отечественных автомобилей все же будет введено с апреля следующего года. Но что делать со стандартами «Евро-3» и «Евро-4», вводить которые раньше планировалась, соответственно, в 2008 и 2010 годах? Доведение инжекторных двигателей до стандартов «Евро-2» гигантских инвестиций не требует – необходимы катализатор, некоторые доработки выпускного тракта и современный блок управления. Все это делает дороже «нашемарку» примерно на 500 долларов. А вот требования «Евро-3» значительно строже и требуют значительных инвестиций. По сути, сегодня только «АВТОВАЗ» может позволить себе капвложения таких объемов. Но и он не спешит этого делать, пытаясь создать СП с концерном General Motors по производству двигателей. В принципе, у тольяттинского завода есть разработка, которая удовлетворяет требованиям «Евро-4», но с нового 2006 года такими двигателями будет оснащаться едва ли двадцатая часть всех выпускаемых автомобилей – для экспорта в страны Западной Европы. А уж «Евро-4» и вовсе пока российским заводам не под силу – слишком большие затраты, которые к тому же нельзя переложить на покупателя – российский потребитель просто не поймет, зачем ему переплачивать 1 000 – 1 500 долларов. В Западной Европе пошли по пути стимуляции потребителя – некоторые послабления для производителей, налоговые льготы для владельцев автомобилей, экологические показатели которых обгоняют действующие требования, широкая пропагандистская кампания. К примеру, в Германии два года действовала налоговая льгота в 1 000-1 500 евро (в зависимости от автомобиля) для автомобилей, удовлетворяющих нормам «Евро-4», а сегодня меньше налогов заплатит владелец автомобиля, дизельный двигатель которого оснащен сажевым фильтром. Ну а российский покупатель не привык заказывать даже подушку безопасности пассажира и ABS, и с радостью отключает датчики не пристегнутого ремня, что уж тут говорить о «Евро-4». А завлечь покупателя рублем государство не собирается.

Антон Максимов