Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Праворульные авто все-таки придется ввозить по новым правилам
Праворульные авто все-таки придется ввозить по новым правилам
Статьи 10 октября 2005
Статьи 10 октября 2005
Праворульные авто все-таки придется ввозить по новым правилам
Сколько бы не длились акции протеста на Дальнем Востоке против повышения пошлин на праворульные автомобили, вчера центральное таможенное руководство недвусмысленно дало понять: введение новых тарифов - дело решенное, ввозить автомобили с правым рулем придется по новым правилам. Похоже, что и большая часть дальневосточников смирилась с нововведениями - ДВТУ договорилось-таки с представителями местного автобизнеса…
Многодневным акциям протеста на события на дальневосточной таможне так и не суждено было сделать ввоз автомобилей из Японии дешевле. Успевшим ввезти машину до 5 октября посчастливилось растаможить ее по старым правилам. Остальным не избежать подорожания этой процедуры на 1,5-3 тыс. долларов. Впрочем, поле для маневров для частников и юридических лиц остается – за счет несовершенства нововведений.

Вчера представители Федеральной таможенной службы (ФТС) решили расставить все точки над i в продолжающихся около недели дебатах вокруг введенных Дальневосточным таможенным управлением (ДВТУ) так называемых «мини-каталогов». Напомним, о новой оценочной сетке при растаможивании автомобилей на Дальнем Востоке стало известно еще неделю назад. До сих пор таможенники использовали в работе так называемые «тарифные сетки», в которых приводились средние цены на импортные автомобили с учетом только трех параметров: марки, года выпуска и объема двигателя. Новый «мини-каталог» учитывает стоимость авто в зависимости от марки, модели, модификации, типа двигателя, объема двигателя, марки кузова и года выпуска до 1998 года включительно.

Реакция жителей региона, автопарк которого примерно на 95% состоит из праворульных «японок» (всего, по самым скромным подсчетам, владельцами б/у автомобилей из Японии уже стало около 1,5 млн. россиян), не заставила себя долго ждать. Начавшиеся еще при появлении первых новостей о «мини-каталоге» стихийные акции протеста продолжались еще вчера. Если учесть факт ввоза через дальневосточные рубежи в первом полугодии текущего года автомобилей и прочих транспортных средств на сумму около 8,7 млн. долларов (против 2 млн. долларов годом ранее) и удельный вес автомобилей в общей структуре дальневосточного импорта-экспорта на уровне 85%, несложно оценить масштабы потерь не только для местного бизнеса, но и рядового населения региона в целом.

Однако, по словам заместителя руководителя ФТС Татьяны Голендеевой, все нагнетаемые страсти по этому вопросу ни к чему. Правила заявления таможенной стоимости на дальневосточных таможнях были более чем либеральными, и теперь усилия таможенников направлены на выравнивание ситуации с более дисциплинированными контрольно-пропускными пунктами. ФТС обратилась в адрес ряда японских производителей с просьбой предоставить ценовую информацию о производимых ими автомобилях. Результатом представленных ими и обработанных таможенниками данных и стали «мини-каталоги».

Сам факт введения новых правил «растаможки» японских автомобилей - не праздный. Из-за многочисленных фактов уклонения от уплаты таможенных платежей, а также таможенных махинаций на дальневосточных рубежах федеральный бюджет, по приблизительной оценке ФТС, за первые 7 месяцев этого года недополучил 120-130 млн. долларов. По словам Т. Голендеевой, обескураживающим стал факт заявления на дальневосточной таможне микроавтобуса повышенной проходимости марки Toyota 1999 г.в. по цене 200 долларов. Кроме того, широко распространенной стала практика ввоза так называемых «автомобилей-конструкторов», когда ввозимый автомобиль пересекает границу в разобранном виде и лишь после «растаможки» собирается вновь для продажи. Если в 2002 году импорт кузовов авто из Японии составлял 16,9 тыс. штук, то в 2004 году эта цифра выросла в 2,6 раза до 43,8 тысяч. При этом по другим направлениям вместе взятым таможенники выявили лишь 57 фактов ввоза б/у кузовов, предназначенных для последующей продажи в виде готовых автомобилей.

Характерно, что вводимые в обиход «мини-каталоги», подчеркивают в ФТС, будут не иначе как ценовой ориентировкой для погрязших в нюансах автобизнеса таможенников, которые, тем не менее, будут калькулировать окончательную стоимость авто на основе его прочих особенностей (состояние и пр.). Иными словами, процедура «растаможки» машин на Дальнем Востоке так и не лишается субъективного начала, ведь по сути «мини-каталоги» — ни что иное, как предмет торга хозяина/сопровождающего ввозимого автомобиля и инспектора таможни.

А то, что Восток в этой связи — дело тонкое, формально признали в ФТС, так и не сумев ответить на вопрос, почему ДВТУ в свое время отмежевалось от централизованного ввода в обиход «мини-каталогов» (в Центральном и Европейском таможенном регионе давно руководствуются ценовыми справочниками при растаможивании автомобилей).

Как бы там ни было, центральное таможенное руководство, что в целом действия ее коллег из ДВТУ соответствуют стратегии, которую осуществляет ФТС для наведения порядка на таможенных пунктах. Поэтому от нововведений дальневосточных таможенников никто отказываться не будет, речь лишь может идти о поэтапном их внедрении. А именно — физические и юридические лица, успевшие ввезти автомобили до 5 октября, получат возможность растаможиться по старым правилам, более поздние же поставки машин (в том числе заключение серыми дилерами контрактов и договоров на будущие поставки) будут осуществляться по новым тарифам.

Именно об этом договорились вчера заместитель начальника ДВТУ Александр Воробьев на встрече с представителями местного автобизнеса. А уже сегодня в ДВТУ начала работу специально созданная из дальневосточных таможенников и представителей заинтересованных сторон согласительная комиссия по этому вопросу.

Пока дальневосточные таможенники получили первую часть каталога, содержащую информацию об автомобилях марок Toyota и Mitsubishi. Так, согласно новым раскладкам, ввоз Toyota Supra 1999 г.в. с 3-литровым двигателем обойдется уже на 3 860 долларов дороже, а в среднем «растаможка по-новому» обойдется уже на 1,5-3 тыс. долларов дороже. Скоро поступят и новые ценники на Daihatsu, Subaru и машины других японских марок. Кроме того, ДВТУ начинает подготовку к созданию каталога ценовой информации на автомобили, ввозимые из Кореи.

Артур Саруханов
Комментарии