branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

С дорогим бензином борются гибридами и газом

Резкий рост цен на бензин заставил общество в очередной раз заговорить об альтернативах классике. Впору пришлись и велосипеды, и гибриды, и газ. Последний вариант для нашей страны, где есть «Газпром» и Сибирь, - похоже, лучший выход, если уж бензин вырастет в цене до неприличия...
С дорогим бензином борются гибридами и газом
С дорогим бензином борются гибридами и газом
С начала сентября ценники на АЗС в США, Европе и России лезли вверх как одержимые. Американский ураган «Катрина», сокращение переработки нефти в Норвегии и прочие природные и экономические катаклизмы поставили очередные рекорды цен на нефть и, как следствие, на розничный бензин. На московских заправках цена литра 95-го уже перевалила за 19 рублей, на европейских – преодолела рубеж 1,5 евро. При этом все ждут еще более худших времен.

Еще пять лет назад неплохой заменой бензиновым авто считались машины, работающие на дизельном топливе, когда литр последнего обходился примерно в 1,5 раза дешевле. Сейчас же от этой арифметики не осталось и следа, ведь солярка сравнялась по цене с дешевыми марками бензина.

Цивилизованный мир нашел для себя иной выход в виде так называемых гибридных автомобилей. Из серийно выпускаемых в основном речь идет о машинах с электробензиновыми двигателями. Только в США, по данным консалтинговой фирмы J.D.Power and Associates, с начала года было продано более 220 тыс. авто (против 9 тысяч в 2000 году), использующих при скоростной езде традиционный бензиновый мотор, а маневрирование и езду в городском цикле осуществляющих при помощи электромотора. Основным тормозом в маркетинговых стратегиях производителей, активно изучающих и претворяющих в жизнь гибридные технологии, является цена гибридов. В результате подорожания базовой версии автомобиля с бензиновым двигателем при установке на него электробензинового мотора на 4-9 тысяч долларов владельцами гибридов, как показывают исследования, пока становятся лишь высокообразованные, состоятельные мужчины в возрасте, а также «зеленые» активисты.

Россия, ясное дело, как всегда пошла своим путем. В стране, где, судя по расхожей поговорке, с умным населением (карманы которого вдобавок опустошили политико-экономические реформы) всегда были проблемы, борьба с дорогим бензином вылилась в сравнительно бюджетное русло — газовое. Кулибины, которые на заре 90-х осваивали установку на автомобили в основном отечественного производства газового оборудования скорее интереса ради, пришлись современной России как нельзя кстати. Арифметика проста: при нынешней стоимости литра АИ-92 в 16,8 рублей, а газа — 9 рублей установка самого дорогого оборудования, скажем, для водителя ВАЗ-21074 (она же «семерка») окупается уже через 14 тыс. километров пробега.

Если в начале 90-х установка газобаллонного оборудования (ГБО) была чем-то из разряда экзотики, а счастливчикам оно доставалось лишь по большому блату, то сегодня в одной Москве орудуют, по меньшей мере, полсотни фирм, готовых "посадить на газ" отечественные авто за 300 долларов, иномарок — от 400.

Как рассказали Autonews.ru в компании «Альфа Газ», занимающейся установкой ГБО, теоретически существует возможность перевода на газ любого автомобиля. При этом, учитывая октановое число газа, равное 103-105, больше шансов заправки газом имеют автомобили, у которых рекомендованное производителем качество бензина выше (АИ-95 и т.д.). Впрочем, это не мешает работающим на 80-м бензине «Волгам» и «Газелям» переходить на экономичное топливо. В «Альфа Газ» отмечают, что к осени поток «любителей газа» традиционно увеличивается. Это связано как с ростом цен на бензин, так и с повышающейся после сезона отпусков активностью россиян.

Из-за аварии на московском НПЗ в Капотне газ на столичных АЗС поддержал динамику бензина и подрос в цене с конца августа с 7,5 до почти девяти рублей за литр. При этом, согласно статистике, при увеличении расхода потребляемого топлива при переходе на газ мощность двигателя падает примерно на 10%. Связано это в основном с некорректной методикой измерения объемов газа на АЗС в литрах (предпочтительнее — в килограммах). Впрочем, отмечают специалисты, водители отечественных авто с объемом двигателя до 2-х литров могут такое ослабление и не заметить.

Сами установщики не скрывают, что примерно в 90% случаев водитель нового автомобиля, рискнувший связать жизнь своей машины с газом, теряет возможность гарантийного обслуживания у дилеров производителя. Сервисы аргументируют свой отказ просто — автовладелец самостоятельно вмешался в систему впрыска двигателя. Характерно при этом, что «сервисмены» остаются неумолимыми и при наличии сертификата на оказываемые услуги от компании-установщика, а также предъявлении сертификата на само газовое оборудование. Впрочем, несговорчивость сотрудников сервисов лежит, скорее, в другом. Достаточно привести пример с самостоятельной установкой аудиосистемы на автомобиль, также приводящей в большинстве случаев к потере гарантии. Только вот если магнитолу на СТО дилера установить можно, пусть и втридорога, то на газ вас здесь никто не переведет.

Между тем, среди иностранцев появились пионеры, рискнувшие привезти в Россию первые гибриды. Продажи внедорожника Lexus RX400h стоимостью 77300 долларов, оснащенного гибридной силовой установкой, стартовали в июне. В российском представительстве Toyota Motor официальных данных о первых продажах гибрида пока нет, поскольку собираются эти данные поквартально. Однако как рассказал Autonews.ru начальник отдела продаж автосалона «Лексус Бизнес-кар» Михаил Сомов, за лето его компания продала 43 гибридных внедорожника. Причем эти цифры далеки от спроса, отмечает М.Сомов, поскольку модель находится в дефиците. Хотя перед ее запуском на российском рынке проводилось маркетинговое исследование, в Toyota признают, что спрос на этот гибрид станет во многом определяющим для вывода в продажу «последышей». Поэтому пока зарекомендовавшей себя в Европе Toyota Prius россиянам придется подождать.

Артур Саруханов