Перезапуск проекта при поддержке Volvo
Autonews
Перезапуск проекта
при поддержке Volvo
Статьи

Китайский Great Wall хочет делать в России свои машины

Китайская угроза российскому автомобильному рынку стала по настоящему реальной после московского мотор-шоу. Китайский производитель пикапов и внедорожников Great Wall ищет в России производственную площадку...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Great Wall Hover
Great Wall Hover 
Китайская угроза российскому автомобильному рынку стала по настоящему реальной после московского мотор-шоу. Если до этого, продажи китайских автомобилей шли не шатко ни валко (за полгода китайцы продали в России около 350 автомобилей), то на Красной Пресне прозвучало сразу несколько громких заявлений. Одно из них – китайский производитель пикапов и внедорожников Great Wall ищет в России производственную площадку, которая смогла бы организовать производство. Европейские коллеги открестились от создания совместных производств с российскими автопроизводителями – Renault и Ford уже имеют собственные заводы, Toyota построит через два года, да и Volkswagen, который никак не может решиться придти в Россию, планирует создать в России собственную площадку. Китайцы же готовы к созданию СП или же простому размещению заказов на сборку автомобилей. Объясняется это просто – требования к качеству китайской продукции гораздо ниже, нежели предъявляемые крупнейшими мировыми автопроизводителями. Если Ford или Renault боятся потерять свое имя, то китайцам терять нечего – их продукция практически неизвестна за пределами Поднебесной.

Претендентов на звание партнер Great Wall пока два. Это ЗАО «Рослада», входящая в группу «СОК» и калининградский «Автотор». Оба эти предприятия сейчас находятся в достаточно тяжелом положении и их владельцы спешно пытаются найти новых партнеров. На ЗАО «Рослада» сегодня собираются хорошо известные «девятки», однако объем поставок машинокомплектов с ОАО «АВТОВАЗ» постоянно снижается – поставок требуют внешние рынки, в первую очередь Украина, где начался настоящий автомобильный бум и спрос на российские автомобили заметно вырос. При этом «Рослада» является классическим сборочным предприятием в западном понимании этого словосочетания – современный емкий конвейер, минимум персонала и гибкость производства. Закрывать такое предприятие «СОК» не хочет, поэтому после тщетных попыток найти партнеров на Западе, обратил свое внимание на Восток. По данным Autonews.ru, «СОК» сейчас ведет переговоры сразу с несколькими производителями автомобилей из Китая и малазийским Proton.

Другое российское сборочное предприятие – ЗАО «Автотор» пострадало как раз из-за группы «СОК», которая в обмен на покупку конвейера для сборки Kia Spectra «выторговала» себе и новую модель (ее название объявят позднее) и некоторые другие преференции у своего корейского партнера. А «Автотор» вынужден сворачивать сборку самых ходовых моделей – Kia Rio и Kia Sportage. Естественно, что у калининградского предприятия остаются другие партнеры – BMW и GM, однако, по нашим данным, отчисления от сборки автомобилей этих концернов не приносят «Автотору» большого дохода. На «Автоторе» говорят, что готовы дополнительно к имеющимся объемам собирать до 30 тыс. автомобилей в год без переналадки оборудования или дополнительных инвестиций.

Кого выберет китайская сторона пока неизвестно. Однако, скорее всего, все будет зависеть от российских компаний – кто предложит более выгодные условия, тот и получит сборку. В Great Wall понимают, что и «Рослада» и «Автотор» сегодня находятся в таком положении, когда не могут диктовать свои условия, поэтому размер маржи за сборку автомобилей определяют сами китайцы. Российским же компаниям будет уготована роль простых сборщиков, которые в лучшем случае будут варить и окрашивать кузова, а в худшем – прикручивать бамперы и колеса. Впрочем, пока неизвестна и модель, которую китайцы хотят собирать в России.

Устаревшие «рамники» SUV, Deer или Sokol, которые «в базе» не имеют даже полного привода пока в России не прижились несмотря на выгодную цену. Остается новинка компании – внедорожник Hover, имеющий достаточно современный дизайн и двигатель Mitsubishi. Импортируемая модель будет стоить около 24 тыс. долл. В случае, если в России организовать мелокоузловую сборку этих автомобилей, да еще и воспользоваться достопамятным постановлением N166, разрешающим беспошлинно ввозить автокомпоненты, то стоимость автомобиля упадет до отметки в 16-18 тыс. долл. А это будет означать появление мощного конкурента как для российских автомобилей типа Chevrolet Niva или UAZ Patriot, так и для иномарок начального уровня. Впрочем, гадать осталось недолго – по нашим данным Great Wall объявит свое решение относительно России до конца I квартала 2006 года.


Антон Максимов