Статьи, 09 июн 2012, 09:17

Россияне уедут в светлое будущее на иномарках

Автомобильный рынок является хорошим индикатором общего состояния национальной экономики. По мере приближения кризиса спрос падает, но с улучшением экономической конъюнктуры начинает расти с удвоенной силой. Российский же авторынок растет вопреки кризису...
Читать в полной версии
Автомобильный рынок является хорошим индикатором общего состояния национальной экономики. По мере приближения кризиса спрос падает: люди экономят деньги и откладывают покупку новых автомобилей до лучших времен. Но с улучшением экономической конъюнктуры спрос начинает расти с удвоенной силой. Российский же авторынок растет вопреки кризису.В прошлом году продажи автомобилей росли на эффекте посткризисного «отложенного спроса», который был, к тому же усилен правительственными мерами по стимулированию продаж (утилизационная программа, субсидирование ставок по автокредитам). Однако в первые месяцы этого года, несмотря на сгущающиеся над Европой новые кризисные тучи и прекращение государственных стимулирующих программ, наш авторынок рос еще активнее. По данным российских и европейских аналитических агентств, за прошлый год рынок вырос на 39%: россияне потратили на покупку новых автомобилей $63,6 млрд. А за первый квартал текущего года – еще $17,1 млрд., что почти вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наиболее динамично растут столичные рынки, причем на Москву и Санкт-Петербург с областями приходится около 30% продаж.Правда, в дальнейшем зарубежные эксперты ожидают замедления роста: по оценкам Ассоциации европейского бизнеса в России, по итогам года авторынок вырастет всего на 12%: будет продано 2,8-2,85 млн. автомобилей. Но при этом рынок хотя бы сравняется с докризисными показателями: в 2008 году было продано 2,9 млн. машин. Прогноз Price-WaterhouseCoopers еще ниже: эта компания ожидает общего объема продаж на уровне 2,6 млн. автомобилей. Все кивают на европейский кризис: он застопорит развитие отечественного авторынка. И если какой-то рост все же сохранится, то исключительно из-за недостаточной пока «автомобилизации» россиян и чрезмерного устарения имеющегося у них автопарка. Впрочем, пока все выглядит не столь уже плохо.Настроения потребителей указывают на то, что рынок будет расти еще быстрее. Согласно данным майского опроса ВЦИОМ, приобрести машину в течение года планируют 5% россиян, тогда как в прошлом году намеревались это сделать только 3% опрошенных. Правда, сумма, которую они готовы потратить на нового «коня» несколько уменьшилась: с $13,36 тыс. до $12,92 тысячи.Надо заметить, что отличительной чертой нынешнего роста является то, что его обеспечивают почти исключительно иностранные автомобильные бренды: в первом квартале этого года 92% от общей суммы затрат на автомобили ($15,6 млрд.) народ выложил за иномарки; на долю «исконно» отечественного автопрома пришлось лишь 8% выручки (в прошлом году – 10%). В «личном зачете» лидером на рынке пока по-прежнему остается «АвтоВАЗ»: в прошлом году его выручка составила $5,92 миллиарда. Однако Toyota уже наступает ему на пятки: ее выручка достигла $5,77 млрд. В этом году лидер, скорее всего, поменяется. Год назад «АвтоВАЗ» удержался на первом месте во многом благодаря правительственной программе утилизации
, которая способствовала резкому росту продаж самых дешевых автомобилей (вазовской «классики»). Впрочем, возможно, на первом месте окажется Nissan. Дальше идут Kia, Volkswagen, Hyundai, Chevrolet, Mercedes-Benz, Mitsubishi и Ford. Самыми же популярными моделями среди иномарок в России являются Hyundai Solaris, Ford Focus и Renault Logan.Что же касается рынка подержанных автомашин, то его ждут тяжелые времена. В этом году он едва стабилизировался после прошлогоднего сокращения, вызванного программой утилизации: она увела с рынка 600 тысяч единиц «авторухляди», причем 70% от этого числа пришлось на продукцию «АвтоВАЗа».По мере роста производства в стране иномарок, они начинают вытеснять отечественные бренды и со вторичного рынка: здесь активнее всего растут позиции у таких моделей, как Ford Focus и Renault Logan. Правда, вскоре (буквально с конца лета) вторичный рынок иномарок тоже могут ждать неприятности. Дело в том, что, как обещает российское правительство, к августу будет введен утилизационный сбор с ввозимых автомашин – импортеры будут вынуждены заранее оплатить расходы на утилизацию своего товара. Причем с подержанных авто на границе будут взимать такую сумму, что везти их уже вряд ли кому-нибудь захочется: от 40 до 600 тысяч рублей в зависимости от объема двигателя.Следующий удар придется по рынку авто с пробегом, уже находящихся на территории РФ. В правительстве обсуждаются новые ставки транспортного налога: для пятилетних авто их предлагают сделать двукратными, для десятилетних – трехкратными. То есть, покупать и эксплуатировать старые машины станет весьма накладно. От этого вторичный рынок, по идее, должен будет сократиться. Но непонятно, куда в этом случае денется все множество вполне еще пригодных к эксплуатации машин, обложенных высокими налогами
? В стране практически нет предприятий, занимающихся авторециклингом (утилизацией с выгодой).Поэтому, скорее всего, вторичный рынок сохранится в своем нынешнем виде, или даже будет расти – по мере роста продаж новых автомобилей. Просто подержанные машины станут еще дешеветь по мере их «старения» еще быстрее. Таким образом, государство – посредством повышенной ставки транспортного налога – просто станет забирать у продавца подержанного автомобиля часть его прежней цены. Андрей Миловзоров