branding imagebranding image
Autonews
Тест-драйвы Роман Фарботко
Подписаться на Telegram-канал

Потерянный класс. Тест-драйв Peugeot 308 и Ford Focus

Есть еще одна теория или, точнее, стереотип – о том, что автомобиль должен стоить около шести месячных зарплат
Потерянный класс. Тест-драйв Peugeot 308 и Ford Focus
Потерянный класс. Тест-драйв Peugeot 308 и Ford Focus
В России всегда было очень трудно понять, кого считать средним классом. По версии Credit Suisse, в эту группу входит человек, который зарабатывает $18 000 в год, то есть около 100 тыс. руб. в месяц. Такой суммы ему должно хватать, чтобы, согласно экономической теории, обеспечивать себе «достойный уровень жизни» и откладывать деньги на случай затяжного кризиса и безработицы. Есть еще одна теория или, точнее, стереотип – о том, что автомобиль должен стоить около шести месячных зарплат. Так что в переводе с общеэкономического на авторыночный средним классом теперь следует считать наиболее доступный из всех B-сегмент с его «Солярисами» и «Логанами». Неудивительно, что гольф-класс вымер.


А еще шесть лет назад именно «Фокусы» и 308-е «Пежо» массово раскупали люди, которые начинали формировать из себя средний класс, пусть москвичи и посмеивались над их представлениями, глядя из окон своих «трешек» BMW. Например, Ford Focus второго поколения разлетался так, что дилеры не успевали заполнять ведомости, а потом пришло третье поколение и новые цены, с которыми не смогла смириться даже самая лояльная аудитория. Впрочем, Ford и сейчас пытается биться за лидерство в сегменте, пусть и биться уже почти не с кем. С Peugeot другая история – французы решили подняться над массовым рынком и выбрали для этого самый неудачный период из возможных.
 

Пустая парковка, выцветшая вывеска, размытый дождем подъезд и все еще приветливые девушки – нет, это не российская глубинка, смирившаяся с собственной безысходностью. Автосалон Peugeot, где еще пять лет назад толпились покупатели 308-го, в новой реальности превратился в клуб по интересам. В 2008-м Peugeot 308 уложил на лопатки всех одноклассников, но уже через три года продажи стремительно пошли вниз. Не помогли ни рестайлинг, ни постоянные скидки, ни расширенный список опций – 308-й, как и Focus, оказался заметно дороже небольших седанов B-класса.

Peugeot 308 второго поколения на дороге рассматривают с неподдельным интересом: французский хэтч с ценником Infiniti Q50 встречается реже, чем праворульные Lada. Это при том, что в России новый 308 продается уже полтора года. У французов нет локализованного производства, поэтому цены на хэтчбек они вынуждены пересчитывать с каждым вздохом трейдеров на Московской бирже. Сейчас базовый 308-й со 115-сильным мотором и «механикой» стоит 1 349 000 руб., хотя в 2014-м такой хэтчбек можно было заказать за 799 000 рублей.
 

Такой расклад – это еще и последствия новой системы координат концерна PSA, где Peugeot превратился в полупремиальный бренд. Citroen теперь полностью отвечает за масс-маркет, а DS, став отдельной маркой, пытается конкурировать в премиуме. Выглядит Peugeot 308 если не на миллион, то уж точно дороже большинства одноклассников из масс-маркета. Силуэт хэтчбека очень напоминает Mercedes A-Class: схожие с «немцем» фонари-кляксы, узкое стекло на пятой двери и ажурные выштамповки на дверях. Ford Focus хотя и не замахивается на другую классовую принадлежность, но на фоне 308-го выглядит не хуже. После рестайлинга хэтч принарядили пресловутой решеткой радиатора а-ля Aston Martin и оптикой в стиле последней Fiesta. Еще Focus получил дополнительные опции и новый мотор. Впрочем, в Ford не решились на такие глобальные изменения, как Peugeot, поэтому прежние атмосферники не убрали из линейки и, более того, запустили их производство в Елабуге. В результате базовый ценник Focus оказался ниже, чем у 308, на полмиллиона рублей – от 789 000 рублей.
 

Стоит завести мотор и тронуться, как тут приходит осознание того, что российская адаптация – это не всегда хорошо. К нашим дорогам Peugeot 308 никто не готовил, поэтому его европейская подвеска ведет себя чересчур правильно и местами даже филигранно: с запасом отрабатывает мелкие стыки и честно срабатывает на отбой, когда яма на Каширском шоссе оказывается больше допуска по ГОСТу. Предыдущий 308-й тоже был построен на качественном шасси, но второе поколение – это совершенно другая лига. Хэтч базируется на модульной платформе EMP2 (Efficient Modular Platform 2), в конструкции которой использована сталь, алюминий и композитные материалы. Текущий Peugeot стал легче первого 308-го на 140 кг – это рекорд для гольф-класса. В результате в виражи 308 ныряет, как герой Жюль Верна за морским чудовищем – самонадеянность иногда приводит к сносу передней оси, но в целом хэтчбек справляется неплохо, не напрягая пассажиров лишними кренами.
 

Ford легко прописывает траекторию за Peugeot и свысока смотрит на инновации «француза». Архитектуре Focus уже 12 лет, но она по-прежнему хороша. Благодаря задней многорычажке хэтч склонен к контролируемым заносам и не прочь влететь в скольжении в затяжной поворот. На небольших скоростях Focus должен был стать заметно комфортнее благодаря иным сайлент-блокам и амортизаторам, но на деле этого не чувствуется: характерная раскачка вкупе с продольными колебаниями при смене передач неумолимо напоминают, что я еду именно на «Фокусе».



Турбомотор Ford – это уже не прорыв: дорестайлинговый вариант тоже комплектовался не только атмосферниками. Полуторалитровый EcoBoost выдает 150 л.с. и в целом очень хорош, но на трассе не обеспечивает Focus должным крутящим моментом. Ждешь, что выехав на встречную полосу, хэтч взорвется, но он лишь отзывается монотонным жужжанием и пытается разогнаться из последних сил. Паспортных 9,2 секунды до «сотни» в городе, конечно, хватает, но с турбированными Opel Astra на светофорах лучше не связываться.
 

Эра турбомоторов и быстрых трансмиссий в С-классе началась с заметным опозданием, но Peugeot 308 был одним из первых, кто получил наддувные моторы. Хэтч предлагали с двигателями 1,6 мощностью 140 и 150 л.с., но продажи таких версий были исчезающе малы. Клиенты более производительным моторам предпочитали раздельный климат-контроль, электропривод складывания зеркал, штатный ароматизатор, дорогую акустику и панорамную крышу размером с Пьяцца Навона. Поэтому львиная доля 308-х продавалась с атмосферниками EP6 (1,6 л, 120 л.с.), которые в паре с задумчивым четырехступенчатым «автоматом» AL4 разгоняли хэтч уж слишком тоскливо.

У текущего 308 есть и атмосферники, и наддувные моторы. Во втором случае это 1,6-литровый агрегат с отдачей 150 л.с., который работает в паре с шестиступенчатым «автоматом» Aisin, перебирающим передачи явно быстрее предшественника. И рыночный расклад теперь совершенно другой: Peugeot с топовым мотором продается значительно лучше, чем с «атмосферником».
 

Первый Peugeot 308 щеголял монохромными дисплеями, которые, кстати, в мороз частенько зависали, белоснежными циферблатами на приборной панели и кучей кнопок. Лавину новаторства, присущую французам, концерн, видимо, растратил на Citroen C4 - с его рулем без ступицы и электронной приборкой. Зато во втором 308-м производитель разгулялся по полной: стрелки справа налево, самый маленький в сегменте руль, приборы где-то рядом с воздуховодами и минимум кнопок – теперь здесь даже климат-контролем руководит сенсорный экран мультимедиа.

Focus внутри совершенно другой – с классической компоновкой, не такой стильный, но от этого не менее узнаваемый. К ладно скроенному и очень аккуратному салону Focus нет ни единого вопроса по части эргономики – здесь все всегда под рукой. А вот в 308 отрегулировать, скажем, работу вентилятора сложнее, чем настроить навигационную систему. Но самый-самый Peugeot – это хэтч в версии GT-Line с ненавязчивым обвесом и красной прострочкой. Один миллион семьсот двадцать девять тысяч сначала мне показались ошибкой, потом насмешкой, а после я начал считать, сколько в 308-м «Солярисов». Focus со всеми доступными опциями стоит тоже на уровне вчерашних хот-хэтчей – около 1,3 млн – это пускай и очень близко, но еще не за гранью.
 

Вчерашние короли авторынка сегодня борются уже за совершенно другие доли. Французы открыто смотрят на Mercedes A-Class и Audi A3 и мечтают составить им конкуренцию, а американцы не пытаются играть в премиум, последовательно совершенствуя хэтчбек. Но несмотря на глобальные изменения на рынке, Focus и 308 свысока смотрят на седаны В-класса – время правильных хэтчбеков еще обязательно вернется.
 

Роман Фарботко
Фото: Полина Авдеева

Выражаем благодарность ЖК "Олимпийская деревня Новогорск. Квартиры" за помощь в проведении съемок.