branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«Камера задавать вопросов не будет». Что ждет ОСАГО в 2016 году

Кто будет проверять полисы, и почему в следующем году страховка снова может подорожать...
В следующем году проверкой полисов ОСАГО займутся камеры видеофиксации нарушений. Об этом рассказал президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. Нововведение опробуют в Москве, Казани и других крупных городах, после чего к системе подключат камеры по всей стране. Внедряемая система сможет автоматически проверять наличие полиса у владельца каждой машины, которая проезжают мимо камер, и отправлять штраф тем из них, у кого документ не оформлен. В РСА полагают, что нововведение позволит выявить автомобилистов, уклоняющихся от покупки полиса, а также тех, кто ездит с фальшивыми документами. Сейчас количество подделок, по оценкам РСА, в некоторых регионах доходит до 10% от общего числа полисов.

В РСА подчеркнули, что в первую очередь проверке будут подвергаться автомобили, которые нарушают ПДД, хотя технически система видеоконтроля способна отслеживать весь поток. Другое дело, что многие камеры установлены таким образом, чтобы фиксировать определенный вид нарушений (например, осуществляют контроль полосы для общественного транспорта), поэтому могут отследить только нарушителей, заехавших на выделенку.

«Проверить, вписан ли сидящий за рулем человек в полис, камера не может».
Источник Autonews.ru в Центре организации дорожного движения пояснил, что камеры, контролирующие выделенные полосы и скоростной режим, действительно устанавливаются и настраиваются по-разному, но в большинстве случаев все они способны отслеживать широкий спектр нарушений сразу на нескольких полосах движения: «Распространенная в Москве «Стрелка» считывает все полосы и может измерять скорость движения, пересечение сплошных линий и проезд на запрещающий сигнал светофора. «Крис-С» и «Автоураган» видят по одной полосе, но размещаются обычно целыми комплектами на мачтах над дорогой».

По задумке РСА, автовладельцы, оформившие страховой полис менее 5 дней назад, не получат штраф, поскольку именно такой срок отводится страховщикам для внесения полиса в единую базу данных АИС РСА. Однако совершенно незащищенными оказываются те, кто только что совершил сделку по купле-продаже подержанного автомобиля. Новому автовладельцу закон отводит на покупку полиса уже 10 дней, но база данных АИС РСА о сделке ничего не знает и вполне может считать конкретный автомобиль нарушителем, уверяет юрист издательского дома «За рулем» Сергей Смирнов: «У меня на руках договор купли-продажи, но система не знает, что я только что купил машину. Все это можно объяснить сотруднику ГИБДД, но камера задавать вопросов не будет и выпишет штраф. В итоге мне придется оспаривать незаконное взыскание – это реально, но кто захочет иметь такую дополнительную нагрузку?»

Проблемы могут возникнуть и у тех, кто передал свою машину кому-либо во временное пользование, возложив на него и бремя оформления полиса ОСАГО. В этом случае штраф получит не водитель, а сам собственник, поясняет Смирнов: «В случае фиксации камерами постановление выносится в отношении собственника, который, например, давно отдал машину и понятия не имеет, что с ней происходит». При этом проверить, вписан ли сидящий за рулем человек в существующий полис, камера не может, хотя фактически за рулем может сидеть кто угодно.

«Страховщики приближают момент, когда государство сделает ОСАГО добровольным».
Представители РСА уточнили, что нарушение будет фиксировать каждая камера, мимо которой проедет автомобиль без полиса, но правозащитники считают такую практику незаконной, поскольку она противоречит статье 4.1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно закону, недопустимо наказывать за одно и то же правонарушение несколько раз, напоминает генеральный директор ООО «ГлавСтрахКонтроль» и президент Ассоциация защиты страхователей Николай Тюрников: «Представьте, что каждая камера будет присылать человеку штраф. Мне, например, за день встречается 20-30 камер, и каждая их них выпишет по 800 рублей – это 16 тысяч за один только день. Наказание несоразмерно проступку».


Тюрников уверен, что нововведение вызовет шквал негатива у автовладельцев: «Страховщики каждым изменением приближают момент, когда государство откажется их защищать и сделает ОСАГО добровольным. Все мы понимаем, что в таком случае его цена уйдет в район 2–4 тыс. рублей за полис в отличие от нынешних 6–15 тысяч».

Вопрос либерализации тарифов поднимало само государство – в конце ноября глава Центробанка Эльвира Набиуллина поручила РСА проработать возможность для страховых компаний самостоятельно определять стоимость полиса ОСАГО. Сейчас тарифы регулирует Банк России и он же устанавливает коридор, в пределах которого страховые компании могут устанавливать цену полиса. Но дальше идеи дело пока не сдвинулось. Президент Ассоциация защиты страхователей считает, что либерализация тарифов – это перспектива следующих двух-трех лет, но предостерегает о том, что в предложенном государством виде она приведет к еще большему росту стоимости полисов: «У нас на 10 страховых компаний приходится больше 30% рынка. ФАС постоянно уличает страховые компании в сговорах. В случае со свободными тарифами они опять сговорятся, поднимут цены, а все мелкие компании потянутся за ними».

«У нас на 10 страховых компаний приходится больше 30% рынка».
Правозащитник считает, что единственно верным путем является принципиальный отказ от государственного регулирования тарифов ОСАГО. Необязательность страховки вернет на этот рынок конкуренцию, а с ней и справедливые тарифы, говорит эксперт: «Обязательность ОСАГО дает колоссальные возможности для злоупотребления. Например, палатная парковка дает выбор – ехать в центр или не ехать, пользоваться или нет. Но с ОСАГО выбора нет, и сейчас граждане снова начинают играть с государством в кошки-мышки. То есть мы опять увидим непонятные номера, поддельные документы».

Пока же стоимость ОСАГО будет только расти. Регуляторы уже дважды увеличивали тарифы, а в первом квартале 2016 года обещают ввести дополнительные коэффициенты для водителей, которые являются злостными нарушителями ПДД, или для тех, чьи действия попадают под несуществующий пока термин «опасное вождение». Механизмы работы системы и сами коэффициенты уже обсуждаются с МВД и РСА. На данный момент известно, что повышающие коэффициенты планируется привязать к количеству и составу правонарушений, поэтому в их разработке принимают активное участие представители ГИБДД. Сейчас оба ведомства занимаются обработкой статистических данных о нарушениях ПДД и авариях, а также их привязкой к размерам выплат страховых компаний по системе ОСАГО.

Как пояснил корреспонденту Autonews.ru руководитель управления методологии компании «АльфаСтрахование» Денис Макаров, с точки зрения страхователя включение истории нарушений в общую историю водителя будет логичным: «Это будет более точно отражать уровень риска конкретного водителя по сравнению с историей его выплат, которая формируется постфактум». Эксперт подчеркнул, что система должна работать не только в сторону повышения, но и снижения коэффициента для аккуратных водителей: «Распределение премий по ОСАГО между безаварийными водителями и нарушителями будет склоняться в сторону вторых, что сделает тарификацию в целом более справедливой, и первым не придется оплачивать убытки вторых».

«Введение коэффициента за нарушение ПДД недопустимо, потому что договор ОСАГО является обязательным».
Тюрников полагает, что единственным объективным показателем степени аварийности водителя является коэффициент бонус-малус, а дополнительные не нужны: «Введение коэффициента за нарушение ПДД недопустимо, потому что договор ОСАГО является обязательным и публичным. То есть его обязан иметь каждый водитель, и со всеми автомобилистами он должен быть заключен на одинаковых условиях».

Единственным позитивным изменением системы ОСАГО Тюрников считает проект поправок к закону «Об организации страхового дела в РФ», который предусматривает наделение представителей общественных организаций и ассоциаций правом входить в состав коллегиальных исполнительных органов объединения страховщиков. Это значит, что в 2016 году общественники смогут реально влиять на деятельность страховщиков, говорит правозащитник: «Существует дисбаланс в защите интересов клиентов и страховщиков. Страховщики так грубо лоббируют свои интересы, что это давно уже вызывает большое отторжение у граждан. Теперь же общественники по крайней мере смогут заниматься проверкой обоснованности страховых тарифов и справочников автозапчастей по ремонтным работам».

Иван Ананьев
Фото: Lori.ru