branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Дакар-2015: самые яркие моменты ралли-рейда

От феноменального выступления Язида Аль-Раджи до наводнения и трагикомедии переворотов на предпоследнем спецучастке...
Дакар-2015: вспоминаем самые яркие моменты ралли-рейда
Дакар-2015: вспоминаем самые яркие моменты ралли-рейда
Ралли-рейд Дакар завершен. За 13 дней участники проехали 9 тысяч километров, сменили бесчисленное множество колес и не раз сбивались с маршрута. Autonews.ru выбрал самых ярких участников и самые запомнившиеся истории прошедшего марафона: от феноменального выступления Язида Аль-Раджи до трагикомедии переворотов на предпоследнем спецучастке и наводнения в финальный день.

 

Лучший новичок: Язид Аль-Раджи


Запомните это имя. Пилот из Саудовской Аравии Язид Аль-Раджи выступает на Дакаре первый год, но на счету у спортсмена уже есть выигранный спецучасток и половина марафона, проведенная на третьей позиции в общем зачете. Аль-Раджи регулярно выступает в чемпионате мира по классическому ралли, бахах на севере Африки и в многочисленных гонках на Ближнем Востоке. Саудовец должен был дебютировать на Дакаре еще в 2014-м, но в последний момент травмировал спину и отозвал заявку. На сей раз все прошло куда лучше.

Штурманом Аль-Раджи стал победитель Дакара Тимо Готтшальк, машину для Язида подготовила опытнейшая команда Overdive, а источником вдохновения для дебютанта был Нассер Аль-Аттия – триумфатор ралли-рейда и популяризатор автоспорта на Ближнем Востоке. С начала марафона Аль-Раджи нащупал быстрый ритм: в окружении пилотов чемпионской команды X-Raid саудовец оказался единственным представителем Toyota, которому удалось увести победу на «допе» у непобедимых MINI ALL4 Racing. История золушки закончилась на 11-й день марафона: Hilux Аль-Раджи сломался по пути на старт и пилот даже не начал очередной «доп».
 

«Язид – отважный малый, - охарактеризовал саудовца российский штурман Константин Жильцов. – Он постоянно ездит на разных машинах на разные гонки, у него большой вкат. Если он продолжит в том же духе, то очень скоро станет серьезным конкурентом. Что касается его схода, то еще раньше он несколько дней подряд ехал то без одного цилиндра, то без двух. С таким темпом рассчитывать можно только на удачу: пронесет или нет. В итоге он превзошел возможности машины». «Похоже, это случилось из-за того, что на предыдущей неделе Язид атаковал слишком сильно», - в свою очередь отметил Нассер Аль-Аттия.

Так или иначе, восхождение Аль-Раджи оказалось самым ярким событием автомобильного зачета: не каждый год Дакар получает гонщика, в которого мгновенно влюбляются болельщики и которого признают фаворитом все лидеры гонки. Сейчас Язиду 33 года: по меркам ралли-рейдов пилот совсем молод. В следующие 20 лет зрители услышат немало новых историй о триумфах Аль-Раджи.
 

Убитая интрига: КАМАЗы и пустота


О борьбе за победу в категории грузовиков на этом Дакаре не было и речи. Команда КАМАЗ-Мастер захватила лидерство с первых же дней марафона и в дальнейшем никому не давала подобраться на расстояние атаки. Доминирование челнинского коллектива усугубили проблемы у команды De Rooy: по техническим причинам Жерар де Рой и Ханс Стэйси потеряли по нескольку часов и выпали из первой пятерки. Алеш Лопрайс финишировал четвертым в часе от победителей – но для частной команды Лопрайса с горсткой механиков и ограниченным бюджетом даже такой результат следует признать триумфом. В плане затрат, технической подготовки и суммарного опыта на Дакаре соперников у КАМАЗа просто нет.

Единственным намеком на интригу могло стать сражение партнеров по КАМАЗ-Мастеру Айрата Мардеева с Эдуардом Николаевым, но и здесь любители борьбы остались ни с чем: на седьмом спецучастке Николаев потерял более часа из-за поломки турбокомпрессора. К финишу Эдуард сократил свое отставание от напарника до 14 минут, но так и остался вторым. Экс-победитель Дакара Андрей Каргинов занял третье место, первым же стал Айрат Мардеев – спортсмен выбрал консервативную тактику и спокойно финишировал там, где другие старались отыграть время.
 

Сами виноваты: 5 ошибок Дакара

На каждом Дакаре находятся ребята, которые портят себе гонку невынужденными ошибками. Нашлись такие и в этом году. Первым из борьбы выбыл победитель марафона 2014 года Хуан Рома. На первом же спецучастке у пилота сломалась машина, и до бивуака испанец добрался на буксире – в шести с половиной часах от лидера. Во второй день Рома вернулся в гонку, а вскоре даже выиграл спецучасток – но необязательный переворот через крышу на десятом «допе» лишил Хуана всех шансов.


Еще один переворот совершил двукратный чемпион мира по ралли Карлос Сайнс. На пятом спецучастке испанец перекувырнул свой Peugeot 2008 DKR пять раз – проезжавший мимо Айдын Рахимбаев рассказывал, что после аварии машина превратилась в груду металла, а сам Карлос беззвучно плакал, сидя на камне. Поначалу Сайнс шел на четвертом месте в «абсолюте».

Еще больше шансов на победу в общем зачете имел Орландо Терранова. На Дакаре-2015 аргентинский пилот MINI выиграл четыре спецучастка и впервые за все время участия в ралли-рейде показал темп, достойный чемпиона. Все перечеркнул четвертый день ралли-рейда: Терранова потерял шесть часов и откатился на 46-ю позицию – без этого Орландо мог бы завершить марафон на подиуме.

Наконец, в предпоследний день Дакара свои результаты ухудшили еще два экипажа. Литовско-белорусский дуэт Бенедиктаса Ванагаса и Андрея Рудницкого мог бы забраться в первую двадцатку, если бы не досадный переворот на 12-м спецучастке. Пока машина лежала на крыше, мимо Toyota Ванагаса проехал Марек Дамбровски – поляк был основным соперника Бенедиктаса, и авария литовца автоматически позволяла спортсмену отыграть позицию. Все, что оставалось Дамбровски – спокойно добраться до финиша. Вместо этого Марек попал в аварию сам – на том же самом «допе». В итоге оба спортсмена остались за пределами топ-20.
 

Прорыв: Васильев, Рахимбаев и МАЗы


Для поклонников Дакара из СНГ марафон-2015 запомнится успехом российских и казахстанских гонщиков в автомобильном зачете. Дуэт Владимира Васильева и Константина Жильцова из команды G-Energy Team занял пятое место и даже выиграл один из «допов», а недавний новичок Айдын Рахимбаев, выступающий в паре с российским штурманом Антоном Николаевым, финишировал девятым. В обоих случаях львиная часть заслуг принадлежит штурманам: и Жильцов, и Николаев завершили множество ралли-рейдов и по праву считаются корифеями марафонских гонок.

В грузовой категории лучший результат в истории показала команда МАЗ: Александр Василевский финишировал десятым. Первый пилот белорусского коллектива Сергей Вязович остался 34-м – но до своей аварии на восьмом спецучастке спортсмен занимал шестую позицию.
 

Штрафы вместо борьбы: мотозачет


Мотоциклетный Дакар-2015 начался со зрелищного противостояния Марка Комы и Хуана Барреды. Последний вышел в лидеры гонки во второй день и добрую неделю отражал атаки более опытного соперника: казалось, испанец, наконец, прервет серию побед Комы и принесет команде Honda первую победу на Дакаре с 1989 года. Все закончилось на восьмом «допе». Преодолевая брод, Барреда залил мотор своего байка и не смог продолжить движение: до бивуака Хуана дотянул его напарник Иеремия Исраэль Эскуэрре.

Тогда инициативу перехватил напарник Барреды Пауло Гонсалвеш: португалец начал теснить Кому и уже мог выйти в лидеры Дакара, когда техническая неисправность вынудила команду заменить мотор на мотоцикле пилота. За это нарушение к времени Гонсалвеша прибавили 15 минут – и Пауло оставил Кому в одиночестве. К финишу гонки суммарный штраф Гонсалвеша достиг 17 минут – в то время как отставание от Комы было равно 16 минутам 53 секундам. Если бы не эти наказания, победитель Дакара в мотозачете был бы совсем другим…
 

Сорванный финал: наводнение в последний день

В заключительный день Дакара пилоты должны были преодолеть 174 километра зачетной дистанции и торжественно финишировать в Буэнос-Айресе. Праздничного «допа» не получилось: в Аргентине произошло небольшое наводнение, дожди размыли дороги, и организаторам пришлось урезать маршрут до 34 километров. Лидеры абсолютного зачета преодолели такую дистанцию за 15 минут – ничтожное время для гонки, где отрывы меряются часами.


Впрочем, церемония награждения все равно прошла на ура: на подиуме в Буэнос-Айресе собрались тысячи зрителей, которые радовались каждому гонщику, добравшемуся до финиша. Из 420 экипажей, начавших марафон 4 января, до победного подиума добрались 216: 79 мотоциклистов, 18 пилотов на квадроциклах, 68 гоночных внедорожников и 51 грузовик. В зачете мотоциклов и автомобилей победы достались опытным бойцам: на двух колесах свой пятый Дакар выиграл Марк Кома, а на четырех лучшим стал катарец Нассер Аль-Аттия – во второй раз в карьере.

Массовые сходы лидеров квадроциклетного зачета вывели на первое место Рафала Соника. После того, как в десятый день гонки из борьбы выбыл действующий триумфатор ралли-рейда Игнасио Касале, Соник оказался на первой строчке с феноменальным отрывом в три часа: в такой ситуации поляку было сложнее проиграть, чем выиграть. В свои 48 лет Рафал стал самым возрастным победителем Дакара-2015. Наконец, в грузовом зачете первенствовал Айрат Мардеев – на подиуме гонщик посвятил победу своему отцу Ильгизару, который долгое время пилотировал боевой «КАМАЗ» в Африке, а затем переключился на организацию работы на бивуаке. В 2014-м Мардеев-старший погиб.


По слухам, следующий Дакар заедет в Эквадор, но основная часть маршрута, как всегда, пройдет в Аргентине. Будущий ралли-рейд стартует в январе 2016-го.
 

Антон Погорельский

Фото: overdriveracing.be, vrtsport.ru, Getty Images
Видео: Youtube