branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Штрафы снизят через месяц

Окончательное решение по снижению штрафов в Москве и Санкт-Петербурге примут до 18 апреля...
Конституционный суд провел слушание по делу о жалобе депутатов Госдумы на неравные автомобильные штрафы для Москвы и Санкт-Петербурга. В течение двух лет жители столиц платят за некоторые нарушения ПДД в два раза больше, чем все остальные россияне, что противоречит главному закону страны. Депутаты обратили внимание на явные логические противоречия в законе. Autonews.ru пообщался с экспертами и узнал, когда штрафы понизят.

Неравные штрафы для Москвы и Санкт-Петербурга вызывают споры с момента их вступления в силу в 2012 году. Но пристальное внимание им уделили только сейчас, после того как группа депутатов ЛДПР достучалась с жалобой до Конституционного суда, требуя уравнять права жителей двух столиц с остальными россиянами. Последних, например, за неправильную парковку или движение по выделенке штрафуют в большинстве субъектов РФ на 1500 рублей, тогда как автомобилистов из Москвы и Петербурга за то же нарушение наказывают в два раза строже.

«Нарушение ПДД не может быть основанием для принятия закона, ограничивающего права и свободы человека».
Фракция ЛДПР предлагала Госдуме проект обращения в КС от всех депутатов. Но коллеги по парламенту инициативу не поддержали. Глава комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин позицию большинства сформулировал так: «Нелогично обращаться депутатам в Конституционный суд после того, как Дума закон приняла». После этого либерал-демократы составили жалобу от своей партии.

Единственное слушание дела состоялось 18 марта, финальное решение по жалобе будет принято максимум 18 апреля. На открытом заседании выступили представители президента, прокуратуры, Совета Федерации, несогласных депутатов и правительств двух столиц.

«Нарушение ПДД не может быть основанием для принятия закона, ограничивающего права и свободы человека и гражданина. Исходя из этого, они считают оспариваемые законоположения нарушающими принцип равенства перед законом, установленный Конституцией Российской Федерации, ее статьей 19 (часть 2) во взаимосвязи со статьями 6 (часть 2), 55 и 62 (часть 2)», - говорится в депутатской жалобе.

Еще до вступления в силу новых правил правозащитники называли их дискриминационными. Поддерживающие повышенные штрафы законодатели объясняют свою позицию тем, что не видят в данной мере нарушения конституционных прав кого-либо. Дело в том, что введенные штрафы в Москве и Санкт-Петербурге действуют не только для жителей этих городов, но и для водителей из других регионов страны. Если парковку в Москве нарушит автомобилист из Казани или Ростова, ему выпишут штраф по повышенному московскому коэффициенту, а не по ставке, действующей в его городе.

«Мы не понимаем, почему законодатели не соблюдают принцип соразмеренности».
«Это дело очень оригинальное не только потому, что депутаты оспаривают позиции друг друга, но и потому что обе позиции подкреплены с юридической точки зрения. Авторы поправок говорят, что повышенные штрафы в столицах действуют для всех жителей страны. Сторона оппонентов же утверждает, что вся Россия — единое конституционное пространство, а Москва и Питер не являются особыми правовыми регионами», - прокомментировал ситуацию корреспонденту Autonews.ru адвокат и правозащитник Леонид Ольшанский.

Один из разработчиков текста и содержания жалобы депутат ЛДПР Ярослав Нилов рассказал, что главным вопросом в столичных штрафах является нелогичность. По его словам, благодаря высоким штрафам пополняется бюджет регионов, поэтому совершенно понятно, почему городские власти не видят нелогичности в этом вопросе.

«Мы не понимаем, почему законодатели не соблюдают принцип соразмеренности. Кто и почему установил штраф в 3 тысячи рублей? Ответа нет. Почему не 4 и не 5? Кроме того, откровенно отсутствует логика. На момент вступления в силу повышенных штрафов территория Новой Москвы была областью, и штрафы там были другими. Условия там не менялись, люди лучше жить не стали, но штрафы выросли. Движение по выделенкам обычных машин создает помехи всем пассажирам общественного транспорта. В регионах что, другие пассажиры?», - объясняет свою позицию депутат.

«Если уж на то пошло, то давайте в промышленных регионах введем более высокие штрафы по экологии».
По его мнению, принято считать, что в Москве и Санкт-Петербурге живут богатые люди, и они должны платить больше. «Если уж пошло такое разделение, то давайте в промышленных регионах введем более высокие штрафы по экологии, в Москве будет жестче наказывать нелегальных мигрантов. Это же фактически разделение страны на Москву, Сантк-Петербург и все остальное. Так быть не должно. С юридической точки зрения есть надежда на справедливое решение суда, и мы надеемся, что таким оно и будет», - резюмировал депутат Нилов.

В российском законодательстве часто применяется промежуточный вариант, который, скорее всего, будет уместен и в этом случае. Речь идет как раз о соразмеренности. «Как адвокат я могу сказать, что обе стороны имеют равные шансы на победу, но самый вероятный сценарий развития событий — штрафы в Москве и Санкт-Петербурге снизят, но не до уровня регионов. Обе стороны будут довольны, потому что доводы обеих сторон будут услышаны», - считает Леонид Ольшанский.

С юридической точки зрения данный вопрос действительно не имеет однозначного решения. Дальнейшая судьба повышенных штрафов полностью в распоряжении суда. В течение месяца, пока Фемида будет раздумывать над решением, вопрос останется открытым, а штрафы для Москвы и Санкт-Петербурга пока остаются по-прежнему выше региональных.

Екатерина Рзянина