branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

«Мы ориентируемся на корейцев»

Autonews.ru узнал, как планирует развиваться UAZ и чего ждать покупателям отечественных внедорожников...
«Мы ориентируемся на корейцев»
«Мы ориентируемся на корейцев»
Сегмент кроссоверов и внедорожников настолько популярен в России, что даже при общем сокращении автомобильного рынка в стране демонстрирует рост. О том, как воспользуется этой тенденцией отечественный производитель брутальных внедорожников UAZ, Autonews.ru рассказал директор управления дистрибуцией автомобилей марки Антон Карпов.



- Модель Patriot недавно была обновлена. Автомобиль получил новую раздаточную коробку корейского производства, управляемую уже современным селектором, а не рычагом. Такой шаг дает понять, что продукция компании будет развиваться в направлении повышения комфорта. Какие еще усовершенствования ждут внедорожники UAZ в будущем?

«Мы ориентируемся на корейцев»

- Я бы хотел начать с того, почему мы совершаем такие шаги. Как известно, сейчас российский автомобильный рынок особо радужных перспектив для производителей не несет. В 2013 году ожидается снижение на 7-9%. Насчет следующего года эксперты прогнозируют падение продаж еще на 5-10%. Но несмотря на то, что весь рынок сокращается, спрос на кроссоверы растет...

- Вы имеете в виду именно кроссоверы, или весь сегмент SUV вместе с внедорожниками?

- Основной прирост сегмента SUV идет за счет кроссоверов. По нашей классификации, их отличает от внедорожников отсутствие рамного кузова, раздаточной коробки с понижающими передачами, а также наличие независимой подвески. Так вот, люди пересаживаются с когда-то ставших популярными в России седанов габаритных классов В, С и D на кроссоверы. То есть идет замещение одного класса машин другим. Почему это происходит? По известным причинам, кроссовер более функционален, чем седан, что позволяет использовать его, по сути, во всех случаях жизни.

Patriot же в сегменте SUV относится к внедорожникам с размерами где-то между С+ и D. Его конкурентное окружение, которое лимитируется свойствами продукта и ценой, состоит из двух автомобилей: это корейский Ssang Yong Kyron и китайский Great Wall Hover. Эти машины располагаются в ценовом сегменте от 550 000 до 1 млн рублей, который занимает порядка 5% от всего рынка SUV. С ростом этого рынка доля сегмента будет сокращаться. Но не в количественном выражении.

В рамках нашего конкурентного сегмента мы чувствуем себя достаточно уверенно. Patriot занимает в нем около 38%, и мы рассчитываем к 2016-2017 годам увеличить эту долю до 60%.

- Вы говорили о большом потенциале кроссоверов, но не внедорожников. В 2014 году, согласно вашим планам, продажи УАЗа вырастут или снизятся?

- У каждого продукта по разному. В целом по марке задача минимум сохранить долю независимо от изменения объемов рынка. Даже если он упадет на 10%.

- А Patriot?

- Он, по нашим планам, в своем снижающемся конкурентном сегменте должен сохранить объем продаж на уровне этого года.

- Планируете переманить потенциальных покупателей у Ssang Yong и Great Wall?

- Да. Потребители SUV ориентированы на автомобили, максимально удобные для ежедневной эксплуатации. Чем и объясняется высокий спрос на кроссоверы. Поэтому мы будем развивать Patriot в этом направлении. Это касается многих параметров: и наличия необходимого перечня опций, и улучшения ездового комфорта, и снижения затрат на эксплуатацию автомобиля.

Я сейчас не говорю о необходимости повышения качества и надежности. Для нас это очевидно. Сегодня это – цель номер один.

- Есть такая известная пословица: «Плох солдат, который не метит в генералы». Вы только что назвали конкурентов Patriot. Но это далеко не самые лучшие представители сегмента внедорожников. Возможно, для вашей модели уже приготовлены какие-то более сильные ориентиры? Вот, скажем, корейские Hyundai и KIA в России нередко сравнивали свои машины с премиум-классом. И судя по всему, это помогает расти им.

- Если говорить о стратегии развития, которая не ограничивается несколькими годами, то, безусловно, мы ставим перед собой более высокие цели, не ориентируясь на названные продукты.

Итак, насчет совершенствования Patriot. Можно было бы пойти другим путем: развивать исключительно нишевый продукт по аналогии с Land Rover Defender, который будет прекрасным внедорожным проходимцем, но для ежедневной эксплуатации крайне неудобен. Такая машина будет иметь очень маленькие продажи. В случае с Patriot мы не видим целесообразности двигаться по этому пути. И даже не только потому, что он узкий. Он и не перспективный.

- И у компании есть Hunter. Он будет оставаться утилитарным?

- Да. Он будет оставаться нишевым.

- А Patriot будет оставаться хорошим внедорожником?

- Я бы сказал, хорошим по проходимости. Потому что внедорожником принято считать автомобиль, имеющий раму. Но, как показывает практика, она не нужна для хорошей проходимости. Посмотрите на развитие Land Rover. Жесткость кузова уже давно обеспечивается другими конструктивными особенностями. Единственный параметр, который со временем будет отделять кроссовер от внедорожника, - это наличие специальных электронно-управляемых систем, которые будут помогать передвигаться машине по бездорожью. Это технологическая тенденция, и нам от нее не уйти. В долгосрочной стратегии у нас заложен переход к такой конструкции, ближе к классу кроссоверов. Но существующие и вновь создаваемые модели УАЗа должны оставаться номер один по проходимости среди конкурентов.

- На какой внедорожник вы бы хотели ориентироваться, совершенствуя Patriot?

-Оставлю этот вопрос без ответа. Потому что не совсем корректно называть этот продуктовый «бенчмарк». Но я полностью согласен с тем, что вы говорили об ориентирах. И в этом плане мы ставим перед собой достаточно высокую планку. Если говорить об уровне, как продукта, так и производства, то мы ориентируемся как раз на указанных вами корейских автопроизводителей. Они уже достаточно сильные.

- Когда Patriot станет существенно конструктивно отличаться от своего нынешнего варианта?

- Жизненный цикл модели на существующей платформе с ее модернизацией и доработкой продлится до 2018 года. Потом появится совершенно новый продукт.

- И тогда начальная цена Patriot заметно вырастет.

- Ориентируясь на нынешние цены, прогнозируем на уровне 700-750 тыс. рублей. Мы не собираемся сильно перепозиционировать модель.

- Значит, до 2018 года цена модели меняться не будет.

- Стартовая цена останется на прежнем уровне – ниже 600 тыс. рублей. Произойдет рост верхнего порога за счет изменения комплектаций с появлением новых опций.

- Инфляция тоже не окажет существенного влияния на цену ваших автомобилей?

- Как показывает практика, наши цены растут медленнее, чем инфляция. Если мы будем равняться на инфляцию и прибавлять к цене по 7%, то наш автомобиль через два года будет стоить под 700 тыс. рублей.

- До какого уровня можно увеличивать ценовой диапазон продуктов УАЗа, чтобы они сохраняли свою конкурентоспособность?

- Наши продукты точно не будут дороже 1 млн рублей в самых дорогих исполнениях. Даже в далекой перспективе – в 2020 году.

- В компании не планируют создать компактный SUV? Ведь они очень популярны в России. Экономическая целесообразность в этом есть?

- Сегодня в этот сегмент идут все без исключения компании. Так каковы в этом случае шансы, риски и экономическая целесообразность для компании, даже не обязательно нашей, которая вступает в агрессивный высококонкурентный сегмент?

В умах потребителей наш бренд – это вместительные внедорожники. В ценовом диапазоне до 1 млн руб. вы не найдете автомобиль с таким большим объемом салона и багажного отделения, как у Patriot. Сопоставимый по внутреннему пространству вариант можно купить не меньше, чем за 1,6 млн рублей. Поэтому внедорожники УАЗ будут оставаться таким же вместительным и не менее проходимыми, чем сейчас. Они будут иметь сильные конкурентные преимущества.

- Тогда давайте вернемся к тому, как компания собирается делать свой внедорожник Patriot комфортнее. Какие изменения ждут его до 2018 года?

- Мы уже сейчас предлагаем предпусковой подогреватель, подогрев задних сидений, индивидуальный отопитель для пассажиров заднего ряда, hands free, подогрев всего лобового стекла. Для нашего класса некоторые из этих опций являются уникальными.

В начале 2014 года на модели начнут устанавливаться новые сидения. В конце 2014 года планируется фейслифтинг ее внешности – новыми будут все пластиковые детали, крылья, оптика, включая противотуманные фары. Также значительно вырастет количество предлагаемых опций. Появится камера заднего вида, большой многофункциональный дисплей с функцией тач-скрин, навигация. Сейчас у модели 16-дюймовые диски, со следующего года опционально будут предлагаться 18-е. Будет развиваться система подушек безопасности, совершенствоваться блок управления бортовыми системами, куда входит климат-контроль.

К 2016 году мы готовимся к переходу на Евро-5. Также мы работаем с рядом инжиниринговых компаний над тем, чтобы повысить в наших двигателях крутящий момент и мощность. В том числе прорабатывается вопрос установки турбины. Стоит задача снижения расхода топлива. Все это мы планируем сделать до 2018 года.

- А когда в компании, наконец, откажутся от рессорной подвески?

- Сейчас ведутся работы над изменением ее конструкции с одной инжиниринговой иностранной компанией, имя которой я пока назвать не готов. Подвеска действительно требует больших изменений. Сейчас она очень жесткая, особенно для задних пассажиров.

Касательно повышения ездового комфорта: в ближайшие годы будет улучшена управляемость, в том числе информативность руля, плавность хода, эргономика салона, снижены шумы и вибрации. Кстати, новая раздаточная коробка позволила снизить шум примерно на 70%.

- Будет ли до 2018 года еще дорабатываться трансмиссия?

- Она имеет достаточно большой потенциал, значительные изменения в ней не планируются. Сейчас способ подключения пониженной передачи занимает достаточно много времени, и мы решили сделать его более быстрым. Это будет реализовано в ближайшие месяцы. Кроме этого, сейчас пониженная передача при выключении зажигания отключается. На бездорожье это может мешать, и мы также устраним этот недостаток. Чтобы повысить динамические показатели автомобиля, будем изменять соотношение пары главной передачи. Рассматривается вопрос установки для нее параметра 4,625.

- Когда у Patriot может появиться автоматическая коробка?

- В 2016-2017 годах.

- У нее будет не меньше пяти ступеней?

- Не меньше.

- Какие характеристики могут быть у нового турбомотора? Он будет бензиновый?

- Да, бензиновый. По характеристикам решение окончательно не принято, но речь идет о повышении крутящего момента до 300-350 Нм и увеличении мощности до 150 л. с. Дальнейшее повышение количества лошадиных сил будет зависеть от политики государства относительно транспортного налога. Потому что если можно выжать из двигателя 175 л. с., но за это потребителю придется платить 50-70 тыс. рублей в год, нужна ли такая мощность?

А турбированный дизель у нас уже есть. Мы создали его совместно с Bosch на базе двигателя ЗМЗ. Он имеет совершенно новую систему управления Common Rail. Так как доля участия Bosch и в разработке, и по части комплектующих очень большая, мы получили согласие со стороны партнера на использование его бренда. На этом двигателе стоит маркировка «Design by Bosch».

- Правильно ли я понимаю, что в дальнейшем внедорожники УАЗ будут совершенствоваться преимущественно за счет привлечения иностранного инжиниринга?

- И существующие, и новые модели будут дорабатываться процентов на девяносто с участием иностранных специалистов. Как правило, это делается на контрактной основе. И такая стратегия уже начала реализовываться наУАЗе.

- Соответственно у Patriot будет расти и доля иностранных комплектующих?

- Конечно. И эта тенденция напрямую связана с увеличением в России количества производств иностранных поставщиков.

- Какова доля компонентов иностранных поставщиков в модели сейчас?

- Около 60%.

- Увеличение количества иностранных комплектующих и технологий может привести к повышению цены. А вы говорили, что цена будет оставаться на прежнем уровне. Или маржинальность продукта будет снижаться?

- Будет сохраняться начальная цена. А расширение комплектаций за счет новых опций безусловно будет влиять на повышение верхней ценовой планки. Мы не можем работать за счет снижения своей маржинальной доходности.

- Но главные конструктивные доработки применимы ко всем комплектациям.

- Эти доработки не повлияют на увеличение себестоимости автомобиля. Не всегда иностранное означает дороже. Во-первых, у нас происходит снижение стоимости закупки комплектующих. Мы будем использовать детали, которые закупаются сразу несколькими российскими автопроизводителями. Ведь чем выше объемы выпуска детали, тем ниже ее цена. Скажем, УАЗ выпускает 50-70 тыс. автомобилей в год, а производственные объемы среднего ОЕМ — от полумиллиона деталей в год. То есть мы уходим от уникальных деталей за счет унификации компонентов с другими автомобильными компаниями. Но, конечно, там, где это возможно.

Во-вторых, мы снижаем стоимость самого производства. В следующем году мы сделаем его полную перепланировку, значительно сократим площади для выпуска автомобилей, повысим автоматизацию.

- Персонал тоже будет сокращаться?

- У нас не было специальной программы по сокращению персонала. На предприятиях существует так называемая естественная убыль кадров, которой мы воспользовались при оптимизации технологических процессов.

- Внутри модельной линейки УАЗа унификация компонентов тоже будет происходить?

- Да, если в этом будет экономическая целесообразность. Но тут важно понимать, что основной эффект именно от унификации с другими автопроизводителями.

- Какая доля таких деталей в Patriot сегодня?

- С небольшой для нас доработкой порядка 30%.

Дмитрий Панов, специально для Autonews.ru