branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Когда без допинга не обойтись

Сезон скидок может продлиться до весны, но ситуацию это исправит вряд ли – рынок стагнирует...
Когда без допинга не обойтись
Когда без допинга не обойтись
«И минул год. Другой на рубеже. Мне кажется, что все начнется снова». Эти строчки Окуджавы, конечно, не про автомобили и продажи, но удивительно подходят для описания происходящего на российском авторынке, который продолжает стагнировать. На стыке 2013-го и 2014-го Autonews.ru подводит итоги непростого для отечественного рынка года.



Евгения Тетерина, PR-специалист компании «Тойота Мотор», по итогам года прогнозирует объем ритейла на уровне 2,7 млн. машин, что на 8% меньше 2012-го. Грядущий год будет играть на понижение, но в меньших пределах (5%) - таково мнение Сергея Целикова, аналитика агентства «Автостат». И, по всей вероятности, это еще скромный вердикт, ибо с наступлением января заканчивается господдержка кредитного спроса на авто.

Жаль! Ее можно смело называть одним из главных катализаторов покупательского интереса и автомобильного производства. Компенсация более одной трети процентной ставки по займам до 750 тыс. руб. пришлась явно по вкусу российским автолюбителям - свыше 220 тыс. из них получили льготные кредиты на машины преимущественно российской сборки. В результате отечественные предприятия смогли собрать 1,8 млн. «легковушек», работая с минимальными простоями и без массовых сокращений.

Согласно сводкам Росстата, отклонение к успехам 2012-го (на минутку - рекордным за всю историю российского автобизнеса) составляет 2%, что вполне укладывается в рамки статистической погрешности. И это при том, что, помимо падающего спроса, заводчанам по-прежнему мешают такие факторы как высокий уровень налогообложения, недостаток ликвидности и квалифицированных кадров, неопределенность экономической ситуации в целом и инфляционные процессы.

Когда без допинга не обойтись


Кстати, последнее не могло не сказаться на средней стоимости автомобиля. Увеличившись за год, она дотянула до очередного психологического рубежа - без малого 900 тыс. рублей. Причем если для недорогих отечественных экземпляров это, скорее, минус (как правило, шило на мыло не меняют, а пересаживаются на авто большего класса, нередко - и более дорогого сегмента), то у премиума, стартующего ровно с этой ценовой отметки, только растет армия приверженцев.

Татьяна Александрова, менеджер по работе с клиентами Volvo Car Russia, подтверждает: каждый четвертый покупатель нового «Вольво» уже обращался в салон бренда. А каждый пятый совершает покупку в дополнение к уже имеющемуся в семье авто той же марки. Лояльность, превосходящую среднюю по отрасли, демонстрирует новинка уходящего года – V40 Cross Country: почти 40% ее покупателей владели шведским автомобилем ранее.

Ничто не вечно

Под занавес 2013-го прекратило 30-летнюю конвейерную жизнь одно из самых популярных семейств отечественного автопрома - Lada Samara. В посткризисные времена «Самары» расходились как горячие пирожки: свыше 120 тыс. экземпляров за год. Цифра, до сих пор недосягаемая ни для одной массовой иномарки в нашей стране! Простой вазовским мощностям не грозит: завод с компаньонами из альянса Renault-Nissan готовит конвейер под премьерные модели бюджетной марки Datsun и расширение ныне выпускаемой Nissan Almera (ранее мы писали о недовольстве дилеров ее мизерными поставками).

Иномарочное соседство в Тольятти вкупе с закатом эры «Самар» сильно потеснит российские бренды, и без того заметно потерявшие в спросе. По мнению Татьяны Луковецкой, генерального директора ГК «Рольф», именно они тянули рынок вниз. Иномарки же к концу периода практически догнали уровень 2012 года, а в следующем должны «перегнать» его как минимум на 2%. И помогут им в этом «китайцы», которые с нынешним ростом популярности в 19% перещеголяли даже премиум.

Любопытно, что в самом премиуме намечаются серьезные модельные метаморфозы. Infiniti, у которой 84% портфеля заказов приходится на внедорожники, в грядущем сезоне даст бой конкурентам в других категориях. Бизнес-седан G25 уйдет на покой, а его место займет новейший Q50 в перелицованной трехобъемной ипостаси. Позже японский бренд распакует нишу в гольф-классе - по образу и подобию Lexus, чей хэтчбек CT с недавних пор начал отбирать покупателей у немецкого триумвирата.

По нашей информации, дебютант получит пятидверный кузов с пятиместной компоновкой салона, а его выпуск начнется в 2015-м на британском заводе в Сандерленде. Кстати, выстраиваться в очередь за этой и другими премиум-моделями предстоит молодому поколению. Согласно планам Infiniti, к концу десятилетия на молодых покупателей придется до 80% всех сделок, а модельная гамма марки увеличится более чем вдвое. Нынешним клиентам (с возрастной вилкой 35-45 лет для мужчин и 30-40 - для женщин) приходится делать выбор из шести моделей.

Кто заплатит за скидки

В целом, для большинства компаний 2013-й оказался непростым. Не считая упомянутых представителей Поднебесной и "премиума", на плаву смогли удержаться только корейцы (+5% Kia, +3% Hyundai, +10% SsangYong) и японцы (+17% Honda, +7% Mitsubishi, +20% Subaru, +31% Isuzu). Остальные участники падали вместе с рынком. Глава «Мазда Мотор Рус» и председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер сообщил о первых признаках регресса еще в ноябре 2012-го. С тех пор отрицательная динамика только набирала обороты. Апогей пришелся на лето, совпав с сезонной потерей покупательского интереса. Возвращение россиян с дач и отпусков, плюс участие в деле кредитных дотаций все большего числа банков немного исправило ситуацию в сентябре. Но вскоре стало ясно: дальнейшего падения не избежать. Тогда и началась агрессивная скидочная борьба за покупателя в стане дилеров. Причем поводом для нее послужили новогодние праздники, хотя на дворе стояла осень. Но что будет, когда праздники кончатся?

Не исключено, что правительство вернется к «допингу» с льготными автокредитами. Что до праздничных скидок, то по опыту предыдущих лет они могут продержаться вплоть до весны, когда распродадут последнее из стока прошлогодних машин. Важно помнить: дилеры будут изо всех сил пытаться компенсировать заниженные ценники, а путей для этого хватает. По словам госпожи Луковецкой, прибыли продавцов слагаются по принципу кумулятивной маржи: помимо собственно доходов от автомобильных продаж плюсуется выручка от сбыта допоборудования, финансовых и страховых услуг, trade-in. И, конечно, нетрудно догадаться, как и за чей счет изменится стоимость гарантийного и технического обслуживания у дилера, отпустившего автомобиль себе в убыток.

Павел Ганин, специально для Autonews.ru