branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Конец эпохи без налогов и штрафов

Время халявы с транзитными номерами подходит к концу. В ситуации разбирался Петр Шкуматов...
Конец эпохи без налогов и штрафов
Конец эпохи без налогов и штрафов
Многие автомобилисты знали, что если машину снять с учета и получить транзитные номера, то водитель сразу получал множество бонусов. Во-первых, полностью переставал начисляться транспортный налог. Во-вторых, штрафы за парковку и «выделенку» тоже переставали приходить. Этих двух преимуществ оказалось достаточно, чтобы большое количество автовладельцев, не признающих нововведения московских властей, сняло свои автомобили с учета, а обратно их на учет не поставило, продолжив ездить с просроченными транзитными номерами. За это нарушение предусмотрено наказание по ст. 12.1.1 КоАП РФ в виде штрафа от 300 до 800 рублей. Сумма 300-рублевых штрафов, набиравшихся за год, была заведомо меньше, иногда на несколько порядков, нежели транспортный налог, не говоря уже о штрафах с дорожных камер. И вот теперь этой схеме приходит конец.

ГИБДД выложила на сайте МВД проект нового административного регламента по регистрации транспортных средств. В этом регламенте содержится ряд нововведений, которые, по сути, упраздняют транзитные номера и делают процесс перехода прав собственности на автомобиль «бесшовным». Вероятно, это связано с планируемым вводом летом этого года платной парковки в пределах всего Бульварного кольца, когда штрафовать автомобилистов сотрудники мэра Москвы Собянина будут уже массово, жестоко и по-крупному. Срубить с нас, по слухам, в этом году планируют больше 14 миллиардов рублей штрафов. Отмена транзитов - очень важная часть этого плана по сравнительно честному отъему денег у автомобилистов.

Я попробовал разобраться в новой схеме. Она отличается от существующей следующими ключевыми моментами. Во-первых, отменяется снятие автомобиля с учета с целью продажи. Это самый важный момент. Согласно новому тексту регламента, снять автомобиль с регистрационного учета можно будет только в следующих случаях:

1. Продажа автомобиля за границу (ПТС изымается навсегда);
2. Утилизация транспортного средства;
3. Хищение транспортного средства;
4. Окончание срока временной регистрации;
5. Заявление прежнего владельца при предъявлении им договора купли-продажи, по истечении 10 суток со дня продажи, при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем;
6. Решение суда;
7. Обнаружение признаков перебивки номеров на осмотре.

Новая процедура продажи автомобиля будет выглядеть примерно так: владелец заключает с прямым покупателем договор в порядке, предусмотренный Гражданским кодексом (например, простая письменная форма) и передает все документы на автомобиль. Все. Никаких справок-счетов, никаких «комиссионок» и прочих посредников. Договор в простой письменной форме, номерные знаки старого хозяина остаются на автомобиле - и новый владелец уезжает на машине к себе домой. Самое интересное начинается дальше. Дело в том, что новый владелец обязан поставить автомобиль на регистрационный учет в течение 10 дней с момента купли-продажи. Если же новый владелец не соблаговолил поставить авто на учет, то смотрим пункт 5: старый хозяин может аннулировать регистрацию автомобиля на себя. После этого документы и номера объявляются в... розыск! Первый же пост ДПС - и новый владелец вынужден отдать гаишнику все документы на автомобиль, номера скручивают, а автомобиль он везет в ГИБДД на принудительную регистрацию уже на эвакуаторе.

Это сделано для того, чтобы автоматически штрафовать за парковки и выделенные полосы настоящего собственника. Если новый хозяин уходит от обязанности зарегистрировать автомобиль, то его объявляют в розыск, ловят и запрещают эксплуатацию автомобиля. Старый же хозяин замотивирован прийти в ГИБДД и аннулировать регистрацию, предъявив договор купли-продажи, так как штрафы с камер за нарушения нового собственника приходят именно ему. Номера то на автомобиле старые. Единственный способ скинуть с себя эти штрафы - написать заявление о прекращении регистрации автомобиля.

Не совсем понятно, как теперь будет работать трейд-ин, комиссионные магазины и частные перекупщики, например, те, которые покупают автомобиль в одном регионе, а продают его в другом. Ведь поставить на учет автомобиль может лишь прямой покупатель или представитель по генеральной доверенности. Продавать же по генеральной доверенности свой автомобиль с учетом большой вероятности прихода гигантских штрафов (в случае продажи «по доверенности» - практически неоспоримых) станет теперь только умалишенный. Вероятно, это приведет к тому, что в ПТС будут заноситься записи о посреднике, что устроит далеко не всех покупателей. Целый пласт бизнеса, формировавшийся много лет, с отменой транзитов уйдет в прошлое и окажется принесенным в жертву платным парковкам и выделенным полосам.

Схема временного ввоза для авто с иностранными номерами пока продолжит действовать, но это до поры до времени. Вполне вероятно, по слухам, что автомобили с номерами других государств, завезенные по схеме временного ввоза, продолжат спокойно ездить по дорогам России не дольше года.

Те люди, которые уже сняли автомобиль с учета и ездят на пластиковых транзитах, скорее всего, смогут на них ездить до тех пор, пока эти транзиты не сгниют. А меня очень интересует, что же придет на смену транзитам? Может быть, грядет эпоха грязных и нечитаемых номеров?..

Петр Шкуматов, «Синие ведерки», специально для Autonews.ru