Вокруг внедорожника Toyota Land Cruiser 300 сложилась экстраординарная ситуация. Из-за высокого спроса и производственных задержек очередь на эту модель в Японии растянулась на целых четыре года, а подержанные экземпляры уже стоят вдвое больше новых — люди готовы переплачивать за возможность ездить на машине сейчас, а не через несколько лет. Как выясняется, этот пример самый экстремальный, но далеко не единственный: дефицит новых автомобилей наблюдается по всему миру.
Главные тому причины — последствия пандемии и дефицит полупроводников, от которого автопром до сих пор не оправился. По оценкам экспертов, к концу 2022 года фактические объемы производства окажутся примерно на 13 млн автомобилей меньше, чем планировалось.
Ситуация диаметрально противоположная относительно той, что наблюдается в России. У нас сейчас можно мгновенно получить любой автомобиль из тех, что остались в наличии, но клиенты не спешат это делать из-за драматически завышенных цен. За рубежом же ассортимент формально бесконечен, цены стабильны, но очереди на некоторые марки и модели достигают нескольких месяцев, а то и целого года.
Например, британское издание Carbyer сообщает, что средний срок ожидания новых BMW составляет около девяти месяцев, но может быть еще больше в случае отдельных гибридных и электрических моделей. Ford приостанавливал прием заказов на Focus из-за дефицита телематических компонентов, а доставки электрических кроссоверов Mustang Mach-E клиентам приходится ждать более полугода.
По данным Carbyer, очередь на «большой» Range Rover нового поколения составляет не меньше года, около восьми месяцев займут поставки большинства моделей Genesis. К весне обещают привести Tesla Model 3 (при этом Model Y обещают доставить за три-четыре месяца), а некоторые модели вообще оказались временно недоступны для заказа — например, Jaguar F-Pace или Ford Fiesta.
Есть ли при этом какие-нибудь модели, которых не надо ждать? Газета Public News Time из той же Великобритании провела исследование и пришла к неутешительным выводам. Самым «быстрым» оказался кроссовер Nissan Qashqai, который производится на местном заводе в Сандерленде — его придется ждать «всего» 13 недель, то есть три месяца.
Схожие сроки названы для электромобиля Hyundai Ioniq, кроссовера Volkswagen T-Roc и седана BMW 3-Series. Следующие в рейтинге — Volkswagen Polo, его нужно ждать уже 20 недель. VW Tiguan и Golf, Nissan Juke, Opel Corsa — более полугода. Аналогичные данные приводит портал Carwow, отдельно отмечая, что автомобилей в наличии у дилеров практически нет, не считая нескольких моделей.
Похожая ситуация и в других странах. Портал Fleeteurope на основе данных немецкого подразделения Carwow сообщает, что в Германии наблюдается аналогичная картина. Меньше всего — от трех до четырех месяцев — ждать придется покупателям Alfa Romeo, не больше полугода занимает ожидание Jeep. А вот с другими брендами все сложнее.
Сроки поставок новых Audi, в зависимости от модели и версии, занимают от пяти месяцев до двух (!) лет. Очередь на BMW — 9–12 месяцев, до 16 месяцев придется ждать некоторых Jaguar и Land Rover, до 18 месяцев могут растягиваться очереди на Skoda и Mercedes-Benz, особенно если речь об электромобилях.
Кстати, о них. Кризис не обошел стороной и Tesla, причем в родной для компании Америке. По данным Tom's Guide, очереди на кроссоверы Model X и Model Y растянулись на год: если заказать такую машину сейчас, приехать она может только следующим летом.
Впрочем, есть способ ускорить процесс: добавить в машину опций или просто заказать самую дорогую версию. Например, тот же Model X, только в экстремальной модификации Plaid, вам могут доставить уже через месяц-два. Базовый седан Model S придется подождать как минимум до февраля, но если вы закажете опциональный цвет кузова, большие колеса или контрастную отделку салона, то новенький электрокар получите уже в октябре—ноябре.