branding imagebranding image
Autonews
Отечественный автопром Ярослав Гронский
Подписаться на Telegram-канал

«Русский Hummer», «Гном» и другие легковушки КамАЗа

Микролитражка, появившаяся до «Оки», огромный внедорожник с 11-литровым мотором, микроавтобус с автопилотом и другие легковые машины от главного отечественного производителя грузовиков
Фото: КамАЗ
Фото: КамАЗ

За свою полувековую историю КамАЗ выпустил около 2,5 млн грузовых машин, которые продаются по всему миру, «служат» во многих армиях и регулярно побеждают в «Дакаре». При этом в разное время в Набережных Челнах велась разработка и небольших автомобилей, которые по тем или иным причинам так и не добрались до конвейера.

КамАЗ-1101 «Мишка»

КамАЗ-1101 «Мишка»
КамАЗ-1101 «Мишка» (Фото: autowp.ru)

Экспериментировать с легковыми машинами вне в Набережных Челнах начали еще более 40 лет назад. Так, в 1980 году в управлении главного конструктора КамАЗа разработали микролитражный автомобиль с заводским индексом «1101», который назвали «Мишкой» — в честь младшего сына ведущего инженера завода Владимира Баруна. При этом модель задумывалась не просто как смелый эксперимент, а в качестве массовой машины, производство которой должны были наладить на КамАЗе.

КамАЗ-1101 «Мишка»
КамАЗ-1101 «Мишка» (Фото: autowp.ru)

Первый прототип оказался двухместным автомобилем с крепкой стальной рамой и кузовом из стеклопластика, который не имел дверей и крыши — водителя и пассажира защищали лишь боковые дуги безопасности, а для укрытия от непогоды был предусмотрен тент из ПВХ. Предполагалось, что подобный автомобиль получит интерес со стороны любителей активного отдыха.

Впоследствии было создано еще несколько вариантов «1101», в том числе с дверьми и вторым рядом сидений, который занял все свободное место в маленьком багажнике. В движение «Мишку» приводил двухцилиндровый моторчик мощностью 23 л.с. В серию микролитражка так и не была запущена — в конце 80-х на конвейер встала вазовская «Ока».

ЗМА-1901 «Гном»

ЗМА-1901 «Гном»
ЗМА-1901 «Гном» (Фото: KhaDm.drive / zen.yandex.ru)

КамАЗ не имел прямого отношения к разработке «Оки», однако субкомпактную отечественную модель выпускали в том числе и в Набережных Челнах. Ее производили на дочернем Заводе малолитражных автомобилей (ныне «Соллерс») параллельно с ВАЗом и серпуховским СеАЗом.

В разные годы в Татарстане создали несколько опытных версий микролитражки, самой необычной из которых, пожалуй, был ЗМА-1901 «Гном», появившийся в 2000 году. Он представлял собой маленький пикап с небольшой грузовой платформой, сделанной на базе автомобильного прицепа. Спереди автомобиль был идентичен классической «Оке», однако сзади появились фонари от ВАЗ-2106. Кроме того, от «шестерки» грузовичку достались и усиленные амортизаторы. Правда, грузоподъемность оставалась все равно «лилипутской» — «Гном» мог взять на борт не более 300 кг.

ЗМА-1901 «Гном»
ЗМА-1901 «Гном» (Фото: KhaDm.drive / zen.yandex.ru)

ЗМА-1901 «Гном»
ЗМА-1901 «Гном» (Фото: KhaDm.drive / zen.yandex.ru)

Необычным был и силовой агрегат. Стандартный вазовский бензиновый двухцилиндровый двигатель заменили 725-кубовым дизелем, разработанным на базе небольшого сельскохозяйственного мотора. 25-сильный «Гном» не мог похвастаться динамикой, но зато обладал завидной экономией — агрегат «съедал» всего около 4 л солярки на 100 км. В серию пикап запущен не был — разработчики ограничились выпуском лишь нескольких опытных образцов.

КамАЗ «Бархан»

Этот автомобиль, выпущенный в 2006 году на Камском заводе топливной аппаратуры, хоть и не имеет прямого отношения к КамАЗу, но при этом получил фирменную эмблему со «скакуном» на капоте. В основу огромного внедорожника, окрещенный в свое время «Русским Hummer», легло шасси двухосного армейского грузовика КамАЗ-43501 «Мустанг» с полным приводом и рессорной подвеской. В качестве силового агрегата использовали восьмицилиндровый 10,9-литровый турбодизель, выдающий 240 л.с. и 931 Нм крутящего момента. Двигатель работал вместе с 10-ступенчатой коробкой передач с электропневматическим управлением и джойстиком.

КамАЗ «Бархан»
КамАЗ «Бархан» (Фото: carakoom.com)

Кузов «Бархана» представлял собой самый настоящий конструктор. В нем использовали элементы кабин серийных большегрузов КамАЗ, хотя ряд деталей, включая капот, был изготовлен из листового металла вручную. Задние фонари взяли у МАЗа, а в форме передней оптики без труда можно угадать родство с вазовской «десяткой». «Зубастые» колеса с централизованной системой подкачки позаимствовали у грузовика «Урал».

КамАЗ «Бархан»
КамАЗ «Бархан» (Фото: carakoom.com)

Огромный вездеход мог взять на борт до 12 человек, которые проникали в кабину через необычные распашные двери, или 2 тонны груза. Полная стоимость «Бархана» превышала 100 тыс. долларов, поэтому автомобиль так и остался лишь смелым экспериментом. В качестве потенциального заказчика рассматривали МЧС, однако спасатели оставили дорогой внедорожник без внимания.

КамАЗ-1221 ШАТЛ

Пять лет назад Камский автозавод совместно с НАМИ разработал беспилотный электрический микроавтобус под обозначением KAMAZ-1221 ШАТЛ, дебютировавший в августе 2016 года в рамках Московского автосалона. В салоне автомобиля могут разместиться 12 человек — половина на сиденьях и половина стоя. У ШАТЛа отсутствует кабина водителя и какие-либо органы управления — за передвижение отвечает искусственный интеллект. Он ориентируется в пространстве благодаря двум лидарам на крыше, а также комплексу видеокамер и ультразвуковых сенсоров, установленных по периметру машины.

КамАЗ-1221 ШАТЛ
КамАЗ-1221 ШАТЛ (Фото: КамАЗ)

В качестве силовой установки выступает электромотор на 74 кВт (100 л.с.), питающийся от литий-ионных батарей на 3,5,5 кВт-ч, установленных в днище. Аккумуляторы позволяют проехать без подзарядки до 120 км. ШАТЛ способен разгоняться до 100 км/ч, однако его максимальная скорость ограничена 40 км/ч — ради безопасности и стабильности работы беспилотных систем.

КамАЗ-1221 ШАТЛ
КамАЗ-1221 ШАТЛ (Фото: КамАЗ)

Автомобиль следует по заранее запрограммированному маршруту с «вбитыми» в память пунктами остановки, однако функционал машины позволяет пассажирам самостоятельно выбрать место высадки в случае необходимости. ШАТЛ уже испробовали в деле: летом 2018 года четыре аппарата развозили в Казани болельщиков в рамках Чемпионата мира по футболу. Массового статуса ШАТЛ пока не получил, однако испытания беспилотного автобуса продолжаются.

КамАЗ «Кама-1»

Самой свежей разработкой российского производителя грузовиков стал компактный электрокар «Кама-1», который создатели называют «смарт-кроссовером». Прототип, показанный в 2020 году, был создан совместно с Санкт-Петербургским политехом.

КАМА-1
КАМА-1 (Фото: КамАЗ)

Автомобиль длиной 3,4 м оснастили литий-ионным аккумулятором емкостью 33 кВт-ч и электродвигателем мощностью 80 кВт (109 л.с.). «Кама-1» способна взять на борт до четырех человек и проезжать без подзарядки около 250 км. Разгон до сотни занимает 6,7 с, а максимальная скорость составляет 150 км/ч. Новинка получила ряд необычных решений в салоне. Например, в качестве приборной панели выступает вмонтированный в рулевое колесо планшет, тогда как подушку безопасности разместили над головой водителя.

Серийный автомобиль, как ожидается, появиться в 2024 или 2025 году. При этом он должен получиться заметно больше прототипа, а также стать мощнее и дальнобойнее — запас хода на одном заряде достигнет 450 км. Кстати, оригинальную «Каму-1» уже протестировал президент Татарстана Рустам Минниханов, который остался доволен электрокаром. Глава республики не упустил случая обратиться и к руководителю Tesla на родном языке: Ничек сиңа бу, Илон Маск? («Как тебе такое, Илон Маск?»)