Autonews
Личная жизнь автомобилистов под угрозой. Что случилось?
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Статьи
Алина Распопова
Статьи 8 июля
Алина Распопова
Личная жизнь автомобилистов под угрозой. Что случилось?
В МВД не нашли признаков преступления в обнародовании данных о миллионах парковочных сессий россиян. Соответствующие сайты не заблокировали после обращений в прокуратуру

Громкий скандал с утекшими в Сеть данными о парковочных сессиях миллионов автомобилистов получил продолжение. О том, что на профильном портале и при помощи телеграм-бота можно по номеру мобильного телефона или госномеру автомобиля узнать, где, когда и как долго абсолютно любой водитель пользовался услугами платных парковок в Москве, ранее писал Autonews.ru. Материал стал поводом для обращения адвокатов в профильные ведомства с требованием провести проверку и защитить личные данные россиян.

Соответствующую жалобу в столичную прокуратуру направил адвокат Александр Липатников (позже сменил фамилию на Леманн). В обращении (есть в распоряжении редакции) юрист назвал сложившуюся ситуацию грубейшим нарушением прав граждан, которое допустили при получении, хранении и обработке персональных данных. По мнению Леманна, работа подобного портала подпадает под признаки преступного деяния, совершенного как в отношении конкретного лица, так и неопределенного круга лиц.

«Незаконное распространение персональных данных граждан имеет корыстный интерес и направлено исключительно на получение материальной выгоды, что недопустимо в правовом государстве, — говорится в направленном в прокуратуру Москвы документе. — Конституция России гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Федеральный закон «О персональных данных» устанавливает принципы и условия обработки персональных данных, закрепляя общее правило, согласно которому такая обработка осуществляется с согласия субъекта персональных данных».

В своем обращении Леманн, чьи персональные данные также оказались в открытом доступе, потребовал назначить прокурорскую проверку и изучить законность работы известного портала, предлагающего соответствующие услуги. Кроме того, адвокат направил запрос о возможности установить ответственных за слив данных лиц, в том числе должностных, и при обнаружении признаков преступления направить материалы в следственные органы для принятия вопроса о возбуждении уголовного дела.

Прокуратура спустила дело до участкового

В прокуратуре Москвы решили перенаправить обращение от 1 марта 2019 г. в Роскомнадзор, а также в Следственный комитет. 25 марта Роскомнадзор в ответе на обращение заявил, что факт нарушения прав адвоката отсутствует. Что касается миллионов других водителей, перемещения которых может отследить любой желающий, то без личных обращений от автомобилистов Роскомнадзор проверять работу сайта и телеграм-бота отказался.

«В обращении отсутствуют сведения документального характера, подтверждающие нарушение конкретно его прав как субъекта персональных данных, — заявили в Роскомнадзоре. — Рассмотрение обращения о нарушении прав в области персональных прав граждан будет возможным в случае их личного обращения».

По теме:

В Следственном комитете Москвы перенаправили запрос в столичное МВД, где обращение спустили до районного уровня. Ответ на запрос о незащищенности личных данных паркующихся в Москве автомобилистов 18 апреля дал участковый по Мещанскому району, старший лейтенант Степанов. Согласно документу, в полиции все-таки попытались выяснить, кто является владельцем сомнительного сайта, хорошо известного в кругах автомобильных перекупщиков.

«В ходе проведения проверки был направлен запрос в ООО «Регистр доменных имен», ответ не получен, — заявили в полиции. — Прихожу к выводу, что в данном материале отсутствует событие преступления, предусмотренное ст. 330 УК России, так как имеющиеся объективные данные не подтверждаются».

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Личная жизнь под угрозой

Сам Леманн передачу заявления участковому назвал странным решением. «Участковые не занимаются такого рода вопросами — это не их компетенция, они в принципе не знают, как реагировать на такие заявления, как их проверять, — сказал адвокат. — Отсутствие события преступления — это стандартная формулировка. Уголовное дело либо возбуждается, либо нет. Такое чувство, что этим делом просто никто не хочет заниматься. Чтобы понять, кто несет за все это ответственность, необходимо проделать большую и кропотливую работу, кроме того, это может задеть чьи-то материальные интересы. Автомобилисты, которые обнаружат свои данные в Сети, должны писать в прокуратуру и Роскомнадзор — тогда, возможно, дело сдвинется».

Адвокат Сергей Жорин в беседе с Autonews.ru назвал стандартной ситуацию, когда госорганы не стремятся оперативно вставать на защиту персональных данных граждан. По его мнению, работа подобного сервиса ставит под угрозу не только личную жизнь автомобилистов, но их безопасность. Ведь с его помощью можно отследить наиболее посещаемые адреса.

«Первое, что я рекомендовал бы недовольным такой ситуацией автомобилистам и их защитникам, — обратиться в суд с требованием признать незаконным распространение сведений о частной жизни согласно ст. 150 ГК России «Нематериальные блага», — объяснил адвокат. — Можно обратиться к ответчику в порядке искового производства либо в порядке особого производства, если установить ответчика невозможно. В полиции говорят, что не смогли установить владельца проблемного сайта и состав преступления отсутствует. Но если гражданин, чьи права нарушены, не может найти владельца доменного имени, можно подать заявление в порядке особого производства в суд по своему месту жительства и признать эту информацию запрещенной к распространению на территории России. Такая практика существует и действительно работает».

Сайты и Telegram-каналы, о которых идет речь, хорошо известны перекупщикам автомобилей, а также тем, кто помогает искать подержанные машины. В описании к базе указано, что в ней собрана информация о более чем 30 млн владельцев с 2012 года. При заказе отчета можно получить подробные данные из баз ГИБДД, включая госномера всех когда-либо зарегистрированных на гражданина автомобилей, VIN-номера, номера ПТС и СТС. Доступ к базе можно получить при оплате подписки: 750 руб. за сутки или 2500 руб. за месяц.

После первой публикации Autonews.ru функция отслеживания парковочных сессий пропала, но вскоре снова стала доступной в Telegram-канале. В департаменте транспорта Москвы проблему не комментируют.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Комментарии