Строительство и ремонт дорог в России на данный момент входят в зону ответственности органов власти практически всех уровней. Ежегодно на эти цели тратят миллиарды рублей. Например, в 2019 г. дорожные работы суммарно обойдутся более чем в 800 млрд рублей. Кроме строительства новых трасс и улучшения существующих, деньги потратят на установку дополнительного освещения, обустройство пешеходных переходов, установку барьерного и тросового ограждения, а также на дорожные знаки и светофоры.
Тем не менее, одной из главных причин аварий в России продолжает оставаться ненадлежащее состояние дорог. По данным МВД, в минувшем году каждая третья авария произошла из-за плохих трасс. Главные проблемы — недостаточная видимость разметки и светофоров, отсутствие знаков, ограждений и пешеходных переходов. Состояние российских автомобильных трасс все чаще становится объектом критики со стороны чиновников, депутатов и даже президента России.
В начале июля депутат Госдумы Николай Валуев был неприятно удивлен качеством дорог в Хабаровском крае. Поездка по федеральной трассе Лидога — Ванино в итоге обернулась для бывшего спортсмена поломкой Dodge Ram 1500, о чем он сообщил в своем Instagram.
Депутат Госдумы Николай Валуев о дорогах в Хабаровском крае:
«Все-таки мы доездились! Отъехали от дорожников несколько километров. И чтобы вы представили — у рамного Dodge не выдержала ось. Да это же настоящая дорога смерти! Яма на яме. Неужели эта трасса считается федеральной?»
Президент России Владимир Путин о линиях освещения на трассах:
«С этим у нас, прямо скажем, беда. За пределами агломераций практически на всех дорогах — кромешная темень. И дело не только в неразвитой инфраструктуре. Дело в объективном дефиците средств: ночной тариф на электроэнергию достаточно дорогой. Это вынужденная экономия, и она приводит, к сожалению, к авариям и трагедиям».
Премьер-министр Дмитрий Медведев об улучшении качества дорог:
«Надо признаться, что ситуация меняется не теми темпами, как всем бы хотелось, жалоб и претензий водителей огромное количество».
Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка об аварийности в регионах:
«Во многих субъектах нормативные акты, касающиеся сохранности дорог, определения аварийно опасных участков, не соответствовали федеральному законодательству. По-прежнему одной из основных причин аварий остаются недостатки транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети. Повсеместно дороги регионального и местного значения не соответствуют требованиям государственных стандартов».
Депутат Госдумы Владимир Жириновский о причинах аварийности:
«Только в России есть нерегулируемые переходы на загородных трассах шире двух полос. Из-за этого происходит множество аварий, в которых гибнут и калечатся люди. Нужно повсеместно заменять наземные пешеходные переходы подземными или надземными».
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков о дорогах в регионах:
«В ряде регионов состояние дорог находятся за гранью реального. Есть регионы, где состояние местных дорог не соответствует нормативам на 60–80%, то есть практически бездорожье».
Первый заместитель председателя комитета ГД по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов:
«Муниципальные дороги в ужасном состоянии. Если сравнивать их с областными и федеральными, то муниципальные дороги — самая уязвимая часть в дорожном хозяйстве».
Мэр Орла Владимир Новиков о состоянии дорог:
«Вы вообще в этом городе живете? Или мне лично вас на корыте по этим кочкам прокатить, чтобы вы поняли ситуацию?»
Депутат Госдумы Виталий Милонов о ремонте дорог в России:
«У нас только покрыли трассу асфальтом, полгода не прошло — а мы уже шкандыбаем по ямам. И никто не виноват! Нас грабят, ежегодно латая дороги. Деньги на «заплатки» идут из бюджета, то есть из наших карманов. И асфальт делают из всякой ерунды».