branding imagebranding image
Autonews
Статьи Иван Ананьев
Подписаться на Telegram-канал

«Говорить не может, но у него корочка». Кто получил иммунитет на дорогах

Инспекторы ДПС больше не могут задерживать пьяных судей и составлять на них протоколы. Зачем регламент ДПС вернули в каменный век и чем это все грозит
«Говорить не может, но у него корочка». Кто получил иммунитет на дорогах

В России вновь изменен регламент работы инспекторов ДПС. Теперь инспектор не может арестовать водителя за отказ предоставить машину полицейскому. Но главное изменение состоит в том, что обновленный регламент запретил сотрудникам автоинспекции составлять протоколы в отношении судей и отправлять их на медицинское освидетельствование.

Последний раз регламент работы ДПС менялся в октябре 2017 года. Тогда полицейские получили право останавливать машины вне стационарных постов, ставить патрульные автомобили в местах с ограниченной видимостью и устанавливать камеры в местах ремонтных работ. Кроме того, регламент более четко описал правила общения с водителем и обращения с документами, а также фактически отменил справки о ДТП. Документ предусматривал возможность ареста за отказ водителя предоставить свою машину сотруднику полиции.

Осенью прошлого года из регламента исчезла норма о неприкосновенности судей, а инспекторы получили право отстранять их от управления машиной и проводить освидетельствование на состояние опьянения. Однако корректировка вновь лишила сотрудников ДПС этого права. Отныне они не могут не только отстранить судью от управления, но и составить протокол, даже если водитель имеет все внешние признаки алкогольного или наркотического опьянения.

В России судьи являются спецсубъектами, в отношении которых используется особый порядок делопроизводства. Помимо судей, спецсубъектами являются следователи, прокуроры и их помощники, сотрудники следственного комитета. Особый порядок, полагают в МВД, позволит оградить их от возможных злоупотреблений и давления.

«Говорить не может, но у него корочка». Кто получил иммунитет на дорогах

Осенью прошлого года в Азове ростовской области пьяный судья на BMW X3 выехал на встречную полосу, совершил столкновение, а потом, прямо на глазах у сотрудников ГИБДД, начал менять на своей машине номерные знаки. В те же дни аналогичное ДТП в Волгограде устроила судья районного суда, протаранив на внедорожнике Toyota сразу четыре других автомобиля. У виновницы аварии в крови обнаружили 1,1 промилле.

В августе прошлого года в Иркутской области пьяный судья на внедорожнике Hummer устроил ДТП и отказался проходить медосвидетельствование. Судья не был привлечен к ответственности, а вот инспекторы ДПС были уволены — якобы за то, что избили виновника аварии и насильно влили в него алкоголь.

Особый порядок делопроизводства в отношении спецсубъекта подразумевает, что инспектор ДПС может лишь составить рапорт и передать его руководителю своего подразделения. Тот, в свою очередь, должен передать материалы в соответствующее ведомство, где и решат, стоит ли наказывать виновника, и как именно, объяснил автоюрист Сергей Смирнов.

Новости 27 августа 2012 В Томске пьяная судья протаранила три машины
Судья, сбивший в нетрезвом виде пешехода, избежал наказания Новости 27 октября 2011 Судья, сбивший в нетрезвом виде пешехода, избежал наказания

«Инспектор составляет только рапорт, который через его руководство уходит, например, прокурору. Прокурор начинает думать, есть ли основания наказать нарушителя, или нет. И даже если судья действительно был пьян, то на момент принятия решения никаких доказательств нет», — привел пример Смирнов.

При этом инспектор ДПС и раньше не имел полномочий наказывать судей. Привлечь судью к уголовной или административной ответственности можно только по решению квалификационной коллегии судей. В прошлом году инспекторы получили возможность составлять первичные документы и отстранять таких водителей от управления, но теперь они не могут делать и этого.

«И раньше их было проблематично наказать. Если дело расходилось через соцсети и получало огласку, тогда чиновники вынуждены были реагировать. А если все прошло тихо, то чаще всего никто ничего не делал. Сейчас все отдали на откуп прокурорам», — добавил Смирнов.

Депутат Госдумы и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков уже более десяти лет пытается отменить иммунитет спецсубъектов на дорогах.

«Десять лет назад я подавал в суд по поводу отмены этих положений, но прокуратура провела переговоры с МВД, и ничего менять не стали. Закон по-прежнему не позволяет по отношению к спецсубъектам применять обеспечительные меры», — пояснил Лысаков Autonews.ru.

«Говорить не может, но у него корочка». Кто получил иммунитет на дорогах

Аналогичный законопроект о равенстве всех перед законом и судом депутат внес два года назад, но он также не был принят. «Сейчас была очередная попытка дать возможность отстранять пьяных водителей, и опять она кончилась неудачей», — пожаловался Лысаков.

Лидер «Автомобильной России» уверен, что пьяных водителей нельзя делить по признаку принадлежности к какой-либо профессиональной группе, потому что он в любом случае рискует жизнью других участников движения.

«Конституция гарантирует право жизни гражданину РФ, есть закон о полиции, который обязывает сотрудников защищать жизнь и здоровье граждан. А какая тут защита, если сотрудник вынужден отпускать пьяного? Водитель говорить не может, но у него корочка. Полицейский не может отстранить судью силой, может только предлагать или уговаривать», — объяснил депутат.

Лысаков добавил, что неприкосновенность спецсубъектов должна иметь отношение только к их прямой деятельности: «Когда он сидится за руль, то становится простым водителем. Иммунитет дается не для того, чтобы нарушать на дороге».