branding imagebranding image
Autonews
Автоньюсъ-1917 Евгений Багдасаров
Подписаться на Telegram-канал

«Какой мне купить автомобиль». Цены, обслуживание и другие затраты

Самым доступным четырехколесным видом транспорта были различные вуатюретки – двухместные колясочки с двигателем около 6 л.с. и весом полтонны
«Какой мне купить автомобиль». Цены, обслуживание и другие затраты

«Купцы быстро захватили инициативу, насытив рынок новинками иностранных фирм. Некоторые из них, например, знаменитый торговый дом «Победа» в Петербурге, предлагали сразу несколько марок автомобилей, мотоциклов, велосипедов и моторных лодок», – рассказывает историк Иван Баранцев.

Первоначально с больших автомобилей взимали более 237 руб. пошлины, а двухместных – 162 рубля. За законченную отделку кузова кожей или плюшем брали еще 20%. Плюс 2 руб. 10 коп. с пуда (16,38 кг) двигателя. Позже за 4-местную машину брали 220, а за 2-3-местную нужно было заплатить 140 рублей. Для сравнения за ввоз велосипеда нужно было выложить 30 рублей.

Зачастую автомобили ввозили без кузова – только шасси. В этом случае на них распространялась еще меньшая пошлина – 70 руб., как на грузовик. В 1907 г. ввезли 147 шасси, а в 1911-м – уже 387. Кузов же можно было заказать прямо в России, благо экипажные фабрики быстро переключились на автомобили: некоторые занимались продажей автомобилей, некоторые пытались создать собственное автопроизводство. Одни обещали привлекательные цены, другие, как «Иван Брейтигам», изысканность форм. В любом случае продукция российских кузовостроителей, как отмечал журнал «Автомобилист», отвечала «требованиям русских дорог, мостовых и климата».

«Какой мне купить автомобиль». Цены, обслуживание и другие затраты

Самым доступным четырехколесным видом транспорта были различные вуатюретки – двухместные колясочки с двигателем около 6 л.с. и весом полтонны. Некоторые из них, например, Peugeot Bebe авторства Этторе Бугатти напоминала уменьшенный автомобиль. Такая оснащалась 10-сильным мотором и стоила всего 1900 рублей. Николай II приобрел такую ради забавы для царевича Алексея.

«Какой мне купить автомобиль». Цены, обслуживание и другие затраты

Если новоиспеченного автомобилиста поначалу устраивала небольшая двухместная коляска для прогулок с женой, то постепенно он увеличивал район выездов. Приходилось катать друзей и знакомых, брать с собой багаж. Поэтому автор книги «Какой мне купить автомобиль» советовал выбирать машину с запасом. То же самое и с мощностью мотора: автовладелец постепенно привыкал к скорости 50 верст в час и уже выжимал акселератор до конца, а такая езда «весьма быстро приводит двигатель в совершенную негодность».

За автомобиль достаточной мощности и размеров нужно было выложить 5000-7000 рублей. Отечественные «Руссо-Балты» стоили как иномарки. За самое простое шасси серии К просили 4300 руб., столько же стоил самый простой Daimler. C заводским кузовом торпедо цена «балтийского мотора» увеличивалась до 5500 руб., а ландоле и лимузин обходились минимум в 6300 рублей.

«Какой мне купить автомобиль». Цены, обслуживание и другие затраты

Руководство РБВЗ объясняло дороговизну высокими пошлинами на станки и некоторые сорта стали, и подобно современным российским заводам требовало господдержки и заградительных пошлин на ввоз автомобилей. Спортивный Mercedes с 6-цилиндровым двигателем мощностью 95 л.с стоил 12500 руб., императорский Delaunay-Belleville, сделанный по индивидуальному заказу, почти вдвое дороже.

Более дорогие и спортивные модели вместо деревянных колес могли оснащаться спицованными, некоторые производители предлагали их в качестве опции.


«Единственный недостаток металлических проволочных колес – то, что их гораздо труднее держать в чистоте. Кроме того, многие лица находят эти колеса некрасивыми. Это объясняется тем, что глаз еще не успел привыкнуть к металлическим колесам. На тяжелых закрытых автомобилях деревянные колеса, пожалуй, производят лучшее впечатление своей большей массивностью, но на открытых автомобилях проволочные металлические колеса следует безусловно предпочесть колесами деревянным».

Н.Г. Кузнецов «Какой мне купить автомобиль», 1914


Вместо ацетиленовых фар любой автомобиль можно было оснастить электрической системой освещения: американская стоила 150 руб., а французская – 350-400 рублей.

Гараж – 240 руб. в год

Хранить автомобиль можно было и в сарае, но это не давало ни удобств при облуживании, ни гарантий против пожара. Николай Кузнецов считал, что оптимальным для современного автомобиля будет помещение 6х4х3 м с бетонным или асфальтовым полом. Обычно автовладельцы арендовали «отдельное стойло» в многоместном гараже.
Шины: 196-476 руб. за комплект

Износ шин зависел от массы автомобиля. По расчетам Michelin, с нагрузкой 400 кг шина могла пройти 6000 км, а с нагрузкой 600 кг – только 1700 км. В реальности пробег мог оказаться меньше: покрышки страдали от стекол и гвоздей, а камеры защемлялись между камнями. Часто машины оснащали специальными цепочками, которые волочились по колесу и вытаскивали воткнувшиеся гвозди. Помимо иностранных шин Michelin, Dunlop или Continental предлагались и российские «Проводник» и «Треугольник». Интересно, что рекордный «Бенц» был обут в «Треугольник».
Бензин: 180 руб. в год

Бензин до революции измеряли в пудах – чуть более 16 кг, а расход в фунтах – 0,45 кг. Пуд бензина в зависимости от сорта у братьев Нобель стоил от 3,5 до 7,5 руб. или 18-37 коп. в пересчете на литр. Для того времени это считалось нормальным, если автомобиль с двигателем мощностью 10 л.с. расходовал 11-12 л бензина, 20-сильный – 16-17 л, 30-сильный – 20-21 л на 100 км пути. В реальности расход зависел от массы, обтекаемости кузова, объема и конструкции мотора, трансмиссии машины. Отечественный 30-сильный «Руссо-Балт» потреблял 24 л на «сотню», Laurin & Klement при той же мощности – 19 л, Mercedes – 17 л, а Benz – 13,5 литра.
Шофер: 720-1500 руб. в год

Энтузиасты вроде Нагеля и Энгельмейера без страха отправлялись в дальние путешествия. Княгиня Софья Долгорукая за рулем своего «Делоне-Бельвиль» тоже была исключением. Управление автомобилем того времени было дело сложным, поэтому многие ездили с шофером, который также обслуживал, чинил и мыл машину.

«Вообще найти хорошего, серьезного, знающего шофера очень трудно, чем и объясняется высокий размер жалования, получаемого такими лицами», – жаловался автор книги «Какой автомобиль выбрать». Особо отмечалось такое необходимое условие как трезвость.
В итоге при нормальном жаловании 60-70 руб. в месяц опытные шоферы получали 100-125 рублей.
Сбор: 2-3 руб. в год с лошадиной силы

На основании Высочайше утвержденного мнения Госсовета от 20 января 1903 г. во многих городах владельцы автомобилей должны были платить сбор. В Санкт-Петербурге он составлял 3 руб. с каждой налоговой лошадиной силы – их количество вычислялось по диаметру цилиндра и ходу поршня. Для сравнения с велосипеда брали 1 руб. 50 копеек. Оплативший сбор получал металлический знак, соответствующий номеру квитанции, а неплательщикам начисляли 50% пеней. В Уфе брали 2 руб. с лошадиной силы, но если автомобиль был мощнее 4 л.с., то дополнительно взимали 10 рублей. В Иваново-Вознесенске брали 3 руб. с силы и еще по рублю за каждое пассажирское место.
Страховка: 450 руб. в год

Автомобиль мощностью 16 л.с. и стоимостью 6 000 руб. можно было застраховать от огня, взрыва и повреждений ежегодно за 265 рублей. Плюс 185 руб. нужно было добавить за страховку от несчастных случаев с третьими лицами и имущественного ущерба.
Гараж – 240 руб. в год

Хранить автомобиль можно было и в сарае, но это не давало ни удобств при облуживании, ни гарантий против пожара. Николай Кузнецов считал, что оптимальным для современного автомобиля будет помещение 6х4х3 м с бетонным или асфальтовым полом. Обычно автовладельцы арендовали «отдельное стойло» в многоместном гараже.
Шины: 196-476 руб. за комплект

Износ шин зависел от массы автомобиля. По расчетам Michelin, с нагрузкой 400 кг шина могла пройти 6000 км, а с нагрузкой 600 кг – только 1700 км. В реальности пробег мог оказаться меньше: покрышки страдали от стекол и гвоздей, а камеры защемлялись между камнями. Часто машины оснащали специальными цепочками, которые волочились по колесу и вытаскивали воткнувшиеся гвозди. Помимо иностранных шин Michelin, Dunlop или Continental предлагались и российские «Проводник» и «Треугольник». Интересно, что рекордный «Бенц» был обут в «Треугольник».
Бензин: 180 руб. в год

Бензин до революции измеряли в пудах – чуть более 16 кг, а расход в фунтах – 0,45 кг. Пуд бензина в зависимости от сорта у братьев Нобель стоил от 3,5 до 7,5 руб. или 18-37 коп. в пересчете на литр. Для того времени это считалось нормальным, если автомобиль с двигателем мощностью 10 л.с. расходовал 11-12 л бензина, 20-сильный – 16-17 л, 30-сильный – 20-21 л на 100 км пути. В реальности расход зависел от массы, обтекаемости кузова, объема и конструкции мотора, трансмиссии машины. Отечественный 30-сильный «Руссо-Балт» потреблял 24 л на «сотню», Laurin & Klement при той же мощности – 19 л, Mercedes – 17 л, а Benz – 13,5 литра.
Шофер: 720-1500 руб. в год

Энтузиасты вроде Нагеля и Энгельмейера без страха отправлялись в дальние путешествия. Княгиня Софья Долгорукая за рулем своего «Делоне-Бельвиль» тоже была исключением. Управление автомобилем того времени было дело сложным, поэтому многие ездили с шофером, который также обслуживал, чинил и мыл машину.

«Вообще найти хорошего, серьезного, знающего шофера очень трудно, чем и объясняется высокий размер жалования, получаемого такими лицами», – жаловался автор книги «Какой автомобиль выбрать». Особо отмечалось такое необходимое условие как трезвость.
В итоге при нормальном жаловании 60-70 руб. в месяц опытные шоферы получали 100-125 рублей.
Сбор: 2-3 руб. в год с лошадиной силы

На основании Высочайше утвержденного мнения Госсовета от 20 января 1903 г. во многих городах владельцы автомобилей должны были платить сбор. В Санкт-Петербурге он составлял 3 руб. с каждой налоговой лошадиной силы – их количество вычислялось по диаметру цилиндра и ходу поршня. Для сравнения с велосипеда брали 1 руб. 50 копеек. Оплативший сбор получал металлический знак, соответствующий номеру квитанции, а неплательщикам начисляли 50% пеней. В Уфе брали 2 руб. с лошадиной силы, но если автомобиль был мощнее 4 л.с., то дополнительно взимали 10 рублей. В Иваново-Вознесенске брали 3 руб. с силы и еще по рублю за каждое пассажирское место.
Страховка: 450 руб. в год

Автомобиль мощностью 16 л.с. и стоимостью 6 000 руб. можно было застраховать от огня, взрыва и повреждений ежегодно за 265 рублей. Плюс 185 руб. нужно было добавить за страховку от несчастных случаев с третьими лицами и имущественного ущерба.
Гараж – 240 руб. в год Хранить автомобиль можно было и в сарае, но это не давало ни удобств при облуживании, ни гарантий против пожара. Николай Кузнецов считал, что оптимальным для современного автомобиля будет помещение 6х4х3 м с бетонным или асфальтовым полом. Обычно автовладельцы арендовали «отдельное стойло» в многоместном гараже.
Шины: 196-476 руб. за комплект Износ шин зависел от массы автомобиля. По расчетам Michelin, с нагрузкой 400 кг шина могла пройти 6000 км, а с нагрузкой 600 кг – только 1700 км. В реальности пробег мог оказаться меньше: покрышки страдали от стекол и гвоздей, а камеры защемлялись между камнями. Часто машины оснащали специальными цепочками, которые волочились по колесу и вытаскивали воткнувшиеся гвозди. Помимо иностранных шин Michelin, Dunlop или Continental предлагались и российские «Проводник» и «Треугольник». Интересно, что рекордный «Бенц» был обут в «Треугольник».
Бензин: 180 руб. в год Бензин до революции измеряли в пудах – чуть более 16 кг, а расход в фунтах – 0,45 кг. Пуд бензина в зависимости от сорта у братьев Нобель стоил от 3,5 до 7,5 руб. или 18-37 коп. в пересчете на литр. Для того времени это считалось нормальным, если автомобиль с двигателем мощностью 10 л.с. расходовал 11-12 л бензина, 20-сильный – 16-17 л, 30-сильный – 20-21 л на 100 км пути. В реальности расход зависел от массы, обтекаемости кузова, объема и конструкции мотора, трансмиссии машины. Отечественный 30-сильный «Руссо-Балт» потреблял 24 л на «сотню», Laurin & Klement при той же мощности – 19 л, Mercedes – 17 л, а Benz – 13,5 литра.
Шофер: 720-1500 руб. в год Энтузиасты вроде Нагеля и Энгельмейера без страха отправлялись в дальние путешествия. Княгиня Софья Долгорукая за рулем своего «Делоне-Бельвиль» тоже была исключением. Управление автомобилем того времени было дело сложным, поэтому многие ездили с шофером, который также обслуживал, чинил и мыл машину. «Вообще найти хорошего, серьезного, знающего шофера очень трудно, чем и объясняется высокий размер жалования, получаемого такими лицами», – жаловался автор книги «Какой автомобиль выбрать». Особо отмечалось такое необходимое условие как трезвость. В итоге при нормальном жаловании 60-70 руб. в месяц опытные шоферы получали 100-125 рублей.
Сбор: 2-3 руб. в год с лошадиной силы На основании Высочайше утвержденного мнения Госсовета от 20 января 1903 г. во многих городах владельцы автомобилей должны были платить сбор. В Санкт-Петербурге он составлял 3 руб. с каждой налоговой лошадиной силы – их количество вычислялось по диаметру цилиндра и ходу поршня. Для сравнения с велосипеда брали 1 руб. 50 копеек. Оплативший сбор получал металлический знак, соответствующий номеру квитанции, а неплательщикам начисляли 50% пеней. В Уфе брали 2 руб. с лошадиной силы, но если автомобиль был мощнее 4 л.с., то дополнительно взимали 10 рублей. В Иваново-Вознесенске брали 3 руб. с силы и еще по рублю за каждое пассажирское место.
Страховка: 450 руб. в год Автомобиль мощностью 16 л.с. и стоимостью 6 000 руб. можно было застраховать от огня, взрыва и повреждений ежегодно за 265 рублей. Плюс 185 руб. нужно было добавить за страховку от несчастных случаев с третьими лицами и имущественного ущерба.

На 100 км пути автомобильный мотор потреблял 0,5-1,5 масла. Отдельная статья – карбид для ацетиленовых фонарей. В итоге без учета ремонта в год российский автовладелец тратил более 2 000 рублей.

Автор книги «Какой автомобиль купить» инженер Николай Кузнецов советовал менять машину через пять лет. К этому времени пробег достигал 50-80 тыс. км., и требовал серьезного ремонта, начинались простои и серьезные расходы. Пятилетний автомобиль можно было продать примерно за 20-30% от покупной цены, однако больше всего он обесценивался не от пробега, а от количества лет с момента выпуска. То есть модель 1912 г. с пробегом 60 000 верст ушла бы быстрее, чем автомобиль с вдвое меньшим пробегом, но 1908 года выпуска. Двигатели новых машин были тише и экономичнее, подвеска лучше, а кузова легче.

Старый автомобиль можно было сдать продавцу в зачет покупки нового, либо отдать на комиссию в магазин или гараж. «Купить подержанную машину – все равно, что жениться на вдове: иногда выходит очень хорошо. Особенно, если можно перед покупкой разобрать ее (конечно, машину)», - советовал Петр Энгельмейер в книге «Автомобиль, мотоциклет, моторная лодка».

В то же время он предостерегал: «Если у вас нет 2000-3000 руб., то не покупайте вовсе. За 500-1000 руб. вы купите себе только огорчение».