Если на сильном морозе плеснуть кипятком из кружки в воздух, то вода мгновенное превращается сначала в пар, а затем и в снег. Такие эксперименты с обязательной видеофиксацией любят проделывать жители холодных регионов Скандинавии, России и Канады, собирая десятки тысяч просмотров и сотни восторженных комментариев на YouTube. В европейской части России температура не так часто опускается ниже -35 градусов по Цельсию, когда подвеска у автомобилей превращается в «дерево», теряя свою амортизирующую функцию. Вот в Сибири, например, климат для суровых экспериментов с водой и машинами подходит куда лучше. Именно поэтому мы отправились в старинный русский город Сургут, чтобы выяснить, как будут работать современные автомобили в условиях экстремального холода.
О том, что поездка на BMW по городу, а тем более скоростные заезды по зимнему импровизированному треку не будут простой прогулкой, понимаешь сразу по прилету в аэропорт Сургута. Здесь сочетание высокой влажности и низкой температуры превращает воздух в «молоко», видимость в котором не превышает и 15 метров. Любопытно, но если вы сидите в BMW, то определить, насколько на улице лютый мороз, просто невозможно. Дело в том, что термометры в немецких автомобилях просто «зависают» на -40 градусах по Цельсию, доказывая тем самым, что инженеры из Баварии даже и представить себе не могли, в каких условиях будет эксплуатироваться их техника.
На самом деле практически никто из крупных автомобильных производителей серийно не выпускает машины, которые могут обеспечить водителю и пассажирам комфорт и безопасность при столь низких температурах. Именно поэтому в регионах, по условиям проживания приравненных к крайнему северу (как, например, Сургутский район), машины в обязательном порядке дорабатываются.
Первым делом автовладельцы утепляют моторный отсек, закрывая его снизу брезентом, а сверху войлоком. Иногда отдельно утепляется аккумулятор, ведь на сильном морозе батарея ощутимо теряет емкость и вообще перестает принимать зарядку. Если всего этого не сделать, то при -50 за рулем и на пассажирских креслах можно будет ездить только в тулупе, шапке-ушанке и валенках. Для утепления салона часто устанавливают второе лобовое стекло, которое клеится прямо поверх основного. Может быть это выглядит не эстетично, зато стекло не покроется инеем. Боковые стекла также могут быть двойными.
![Последний день зимы: как автомобили и люди выживали в -50](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/92/754882680569929.jpg)
Еще одна серьезная проблема, с которой автовладельцы сталкиваются на морозах – это «задубевшие» амортизаторы и сайлентблоки. Некоторые умельцы делают хитрые утеплители амортизаторов, но, как правило, иногда достаточно поставить более качественные детали, а точнее те, которые будут пригодны к эксплуатации в условиях крайнего севера. Все резиновые пыльники обычно заменяют на силиконовые, ведь обычная резина на сильном морозе теряет свою эластичность и буквально рассыпается на мелкие кусочки.
Если говорить о шинах, то они, безусловно, должны быть так называемого арктического типа: из мягкой резины с большим содержанием силики. Самыми известными производителями подобного типа шин являются финская компания Nokian и российский Cordiant. Наши же автомобили BMW были на шинах другого бренда, которые совершенно непригодны для использования в условиях крайнего севера — буквально за 10 минут простоя на одном месте круглые колеса немецкой машины превратились в «квадратные». А езда на таких колесах сравнима поездке на велосипеде по шпалам. С другой стороны, производителю можно простить этот досадный промах, ведь вряд ли они рассчитывали, что их шины окажутся в таких экстремальных погодных условиях.
![Последний день зимы: как автомобили и люди выживали в -50](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/67/754882688563674.jpg)
Тем не менее, даже при температуре близкой к -50 градусам по Цельсию серийные BMW продолжали ездить по Сургуту, пусть и на «квадратных» колесах и с затвердевшими амортизаторами. С другой стороны, бензиновые двигатели относительно быстро прогревались до рабочей температуры, сохраняя спасительное тепло в салоне. И это без двойных стекол и герметизации подкапотного пространства.
Что же касается дизельных BMW, которые также были в нашей колонне, то их, к сожалению, пришлось на время жуткого похолодания спрятать в отапливаемые гаражи. Дело в том, что в Сургут не всегда вовремя подвозят арктическое дизельное топливо, которое не превращается в парафин при температурах ниже -41 градуса, а ездить на обычной зимней «солярке» было просто опасно. К тому же, в таких экстремальных условиях дизельные автомобили слишком медленно прогревали салон теплым воздухом.