Autonews
Solaris вместо «шестерки»: как меняется вторичный рынок
Статьи
Иван Ананьев
Статьи 17 января 2017
Иван Ананьев
Solaris вместо «шестерки»: как меняется вторичный рынок
Вечные «Самары» по-прежнему хорошо продаются, знакомый с детства бренд ушел из списка бестселлеров, один из самых любимых автомобилей рынка теряет популярность, а иномарки постепенно теснят российские автомобили

В России в 2016 г. было продано 5,19 млн автомобилей с пробегом, что на 6% больше показателей 2015 г., сообщает аналитическое агентство «Автостат». Несмотря на небольшое снижение количества сделок в декабре, по итогам года рынок подержанных машин заметно укрепился, а доля операций с автомобилями иностранных марок вновь выросла.

Самыми популярными на вторичном рынке по-прежнему были модели Lada, но интерес к ним понемногу снижается – за 12 месяцев было продано 1,45 млн автомобилей, что на 3,6% меньше, чем в 2015 г., и сейчас доля рынка Lada составляет 28%. На втором месте с результатом 590 тыс. автомобилей оказалась марка Toyota, объемы продаж которой выросли на 10,4%. Далее – Nissan, Chevrolet и Hyundai, продажи которых выросли на 10-20%. В целом, существенных изменений в рейтинге брендов нет, кроме того, что из топ-40 ушла марка «Москвич», количество сделок с которой не превысило 8 тыс. штук против почти 12 тыс. в 2015 году. А вот в рейтинге самых популярных моделей вторичного рынка произошли некоторые изменения.

Лидер рынка


Lada 2114 (156 815 шт.)

Пятидверка семейства Samara 2 или, как принято считать, обновленная «девятка» возглавляет рейтинг второй год подряд (в 2014 г. лидировал седан Lada 2107). Автомобиль без серьезных модернизаций выпускался в период с 2001 по 2013 гг., оснащался впрысковыми двигателями объемом 1,5 и 1,6 л, которые развивали в разное время от 77 до 98 лошадиных сил. Вариант с кузовом седан и индексом Lada 2115 также входит в десятку бестселлеров и почти не теряет популярность (9 место, 87,9 тыс. машин). Кроме того, в топ-25 попали даже дорестайлинговые Lada 2109 и 21099. Парк этих машин еще достаточно велик в регионах, но спрос на них за год упал на 16-17%. В почете и классическое семейство, выпуск которого прекратился несколько лет назад. Седан Lada 2107 – на втором месте рейтинга бывших в употреблении машин (145,7 тыс.), но спрос снизился на 11,7%.

Самая популярная иномарка


Ford Focus (129 253 шт.)

Focus, выпуск которого начался во Всеволожске еще в 2002 г., продолжает оставаться самой популярной иномаркой российского вторичного рынка. Спрос на модель в этом году вырос на 10,1%, причем в Центральном федеральном округе бестселлер американской марки опережает по популярности даже машины Lada. Focus представлен на вторичном рынке моделями трех поколений в пяти кузовах: седан, 3- и 5-дверный хэтчбек, универсал и даже купе-кабриолет. Больше всего объявлений о продаже Focus приходится на модель второго поколения, выпускавшуюся с 2005 по 2011 годы. На рынке машин старше семи лет другой лидер – Toyota Corolla различных поколений, а в целом за год с этой моделью было совершено 103 тыс. сделок, и это пятое место рейтинга бывших в употреблении автомобилей. Если же взять статистику по машинам только возрастом до трех лет, то лидером станет Hyundai Solaris.

Самый массовый автомобиль бизнес-сегмента


Toyota Camry (71 106 шт.)

На вторичном рынке Camry остается самым востребованном среднеразмерным седаном и с возрастом дешевеет очень медленно. И это самый дорогой автомобиль из тех, что присутствуют в топ-10 рынка подержанных машин. За год спрос на Camry вырос на 27,2%, а сам автомобиль переместился с 16 на 9 место. Производство модели на заводе в Санкт-Петербурге было начато в 2007 г., а к 2012 г. предприятие выпускало почти по 30 000 седанов ежегодно. В конце 2011 г. в России началось производство Camry седьмого поколения, которое три года спустя существенно обновились. И если прежде на «вторичке» были представлены седаны предыдущей генерации с бензиновыми моторами объемом 2,4 и 3,5 л, то теперь все больше машин актуально поколения.

Самый популярный внедорожник


Lada 4x4 (98 337 шт.)

Внедорожник Lada 4x4 выпускается уже почти 40 лет и пользуется отменным спросом не только на первичном рынке, занимая седьмое место рейтинга подержанных машин. На фоне современных кроссоверов машину можно назвать уникальной – хорошая геометрия кузова и серьезная полноприводная трансмиссия с понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала ставят ее в ряд настоящих внедорожников. Кроме трехдверной существуют и более вместительные пятидверные версии, но их количество на рынке сравнительно мало. Сейчас с конвейера сходят машины с гидроусилителем руля и ABS, но подушек безопасности не предусмотрено, да и двигатель только один – мотор классического семейства объемом 1,7 л мощностью 83 лошадиные силы. Более современная Chevrolet Niva вазовского производства технически во многом повторяет конструкцию Lada 4x4, но список оснащения у нее шире. Это – второй по популярности полноприводник рынка: 67,9 тыс. штук и 12-е место рейтинга.

Самый популярный кроссовер иностранного происхождения


Toyota RAV4 (38 080 шт.)

Именно RAV4 когда-то сделал массовой концепцию «легкового» полноприводника – компактной машины с внедорожной внешностью, упрощенной трансмиссией и подключаемым электроникой полным приводом, либо вообще без такового. В России RAV4 любят, начиная с модели первого поколения, но больше всего на вторичном рынке продается машин третьей генерации, выпускавшихся с 2006 по 2012 годы. На наш рынок поставлялись машины с моторами объемом 2,0 и 2,5 л, а также дизельные версии. Сейчас в Россию привозят модель четвертого поколения, которая стабильно входит в число лидеров рынка новых машин. Новый RAV4 предлагается в семи комплектациях с двухлитровым бензиновым мотором (150 л.с.) и любыми комбинациями МКП, вариатора, передне- и полдноприводной трансмиссии. Альтернатива – дизель 2,2 л (150 л.с.) или бензиновый 2,5 л (180 л.с.), каждый из которых комплектуется гидромеханической АКП и полными приводом.

Рост года


Hyundai Solaris (62 405 шт.)

Lada Granta (52 647 шт.)

Hyundai Solaris и Lada Granta весь год спорили за звание бестселлера рынка новых машин, а на вторичном они показывают самые высокие темпы роста на 53,8 и 45% соответственно. По итогам года эти машины занимают 19-е и 23-е места, но продолжают набирать популярность, и по результатам декабря входят в двадцатку бестселлеров. Это самые быстрые темпы роста, причем парк этих машин представлен в основном свежими моделями российского производства. Solaris выпускается с 2011 г., продается в кузове седан с моторами объемом 1,4 и 1,6 л, механическими коробками и «автоматами» в трех комплектациях. Granta также была представлена в 2011 г., имеет кузова седан и хэтчбек, двигатели объемом 1,6 л мощностью 87, 98 и 106 л.с. с МКП, «роботом» или четырехступенчатым «автоматом». Помимо этих моделей, все большим спросом на вторичном рынке пользуются еще два бюджетных автомобиля – Kia Rio (53 366 шт., +34,9%) и Volkswagen Polo (37 751 шт., +36,8%).

Падение года


Lada 2106 (63 786 шт.)

Долгие годы «шестерка» была самым популярным автомобилем страны. С 1976 по 2006 гг. было изготовлено 4,3 млн машин, и этот седан стал самым массовым в истории автопрома СССР и России. В разные годы модель оснащалась двигателями объемом 1,3, 1,5 и 1,6 л, четырех- и пятиступенчатыми МКП, в выпуск машины помимо Тольятти был организован в Сызрани, Ижевске и украинском Херсоне. Тем не менее, за 10 лет, прошедших после окончания производства, парк Lada 2106 поредел, а количество сделок с ними сокращается из года в год. В 2016 г. было продано на 21,1% меньше, чем в 2015 г., а в рейтинге бестселлеров рынка «шестерка» сползла с 11-го на 16-е место. По темпам падения интереса с Lada 2106 могут поспорить только Lada 2109 (-17,4%) и 21099 (-16,4%), вытесняемые с рынка более современными машинами, но все еще остающиеся в топ-25 рейтинга.

Самая заметная новинка топ-25


Skoda Octavia (42 065 шт.)

Год назад чешский лифтбек не входил в список бестселлеров вторичного рынка, но начиная с февраля 2016 г., стал появляться в топ-25. Прошлый год модель закончила на 24-м месте, показав рост на 19,3%. Помимо машин второго поколения, которые выпускались с 2004 по 2013 гг., на вторичный рынок начали массово поступать и автомобили третьего поколения. Кроме того, по-прежнему продаются нестарые автомобили первой генерации образца 1996 г., которые выпускались в России вплоть до 2010 г. параллельной с о «второй» Octavia. Большая часть машин – это хэтчбеки калужского (Octavia II) или нижегородского (Octavia III) производства с атмосферными моторами объемом 1,6 литра. Новые лифтбеки выпускаются в Нижнем Новгороде, а универсал поставляются в Россию из Чехии. Весной на рынке дебютирует обновленная версия.

Комментарии