«Наша задача – себе помочь». Чем Улюкаев запомнился автопрому
«Наша задача – себе помочь». Чем Улюкаев запомнился автопрому
Статьи 15 ноября 2016
Иван Ананьев
Статьи 15 ноября 2016
Иван Ананьев
«Наша задача – себе помочь». Чем Улюкаев запомнился автопрому
Как министр предлагал немцам делать автомобили для Азии и кому из брендов советовал открыть производство в Иране
В Москве по подозрению в получении взятки в размере 2 млн долларов за положительную оценку сделки по приватизации "Башнефти" компанией "Роснефть" арестован министр экономики и развития Алексей Улюкаев. Чуть позже президент России Владимир Путин освободил министра от должности в связи с утратой доверия.

Чиновник возглавлял ведомство с июня 2013 года. За несколько последних лет его структура неоднократно участвовала в судьбе автомобильной промышленности, а сам Улюкаев делал громкие заявления, касающиеся развития отрасли. Autonews.ru вспоминает, чем министр экономики и развития больше всего запомнился российскому автопрому.




Раскритиковал систему обязательного страхования

Почти сразу после своего назначения в июле 2013 г. Улюкаев отметил перекос на рынке автострахования в сторону ОСАГО. Министр заявил, что массовое распространение обязательной страховки в ущерб добровольному страхованию недопустимо и требует меньшего государственного регулирования. Министр привел в пример систему страхования опасных производственных объектов: «А мы, к сожалению, имеем только такую квазифискальную составляющую, которая, по сути, не мотивирует к принятию серьезных технических и технологических решений. Однако в целом снижение страховых ставок, мне кажется, это совершенно очевидное решение».

Считал выгоду от ЦКАД

Осенью 2013 г. министр похвалил проект ЦКАД, заявив, что он хорошо просчитан и даст экономическую отдачу. «Сейчас мы работаем в практической плоскости над тремя крупными инфраструктурными проектами. Я считаю, что один из них очень хорошо просчитан и упакован в проектной части – это проект Центральной кольцевой автодороги», – пояснил министр. По мнению Улюкаева, ЦКАД должен не только решить логистическую задачу, но и создать зоны развития: «Это коммерчески эффективный проект, который будет развиваться на основе государственно-частного партнерства, на основе концессий, проект, которым очень интересуется бизнес. И можно быть почти уверенным, что нам не будет стыдно за этот проект».

Выступил против запрета на ввоз автомобилей

Осенью 2014 г. министр признал нецелесообразным введение новых санкций в отношении зарубежных промышленных товаров и запрет на их импорт. «Наша задача – не им навредить, а себе помочь. Поэтому мы должны делать это таким образом, чтобы не навлечь большие риски на своих собственных потребителей, а это, прежде всего, инфляционные риски, а во-вторых, сделать так, чтобы это оказалось на пользу нашим производителям», – сказал политик. Это заявление стало ответом на выступление помощника президента Андрея Белоусова, который сказал, что Россия может ограничить ввоз подержанных автомобилей и товаров легкой промышленности.

Обещал наладить сборку автомобилей в Иране

В конце ноября 2014 г. Алексей Улюкаев рассказал о том, что бизнесмены из Ирана намерены организоваться у себя в стране сборочное производство российских грузовиков, автобусов, комбайнов, бульдозеров, тракторов, а также железнодорожных вагонов. По заявлению пресс-службы Минэкономразвития, в совместной работе были заинтересованы «Уралвагонзавод», КамАЗ, «Ростсельмаш» и другие крупные предприятия. Однако даже через два года после заявления совместные предприятия так и не заработали, хотя для компаний автопрома иранский рынок по-прежнему интересен.

Критиковал систему «Платон»

В конце прошлого года после серии протестов дальнобойщиков в интервью газете «Ведомости» министр сказал, что системе взимания платы с большегрузов требуется донастройка. «Систему надо доводить до ума», – сказал Улюкаев, подчеркнув, что с ее введением изменились условия работы для очень широкого круга бизнесменов, перевозчиков и торговых сетей.

Критиковал дороги Крыма

После визита в 2016 г. в Крым министр отметил, что состояние крымских дорог не соответствует качеству ездящих по ним автомобилей. «Я проехался вчера и сегодня по крымским дорогам. Сразу бросается в глаза резкий контраст между автопарком. Он и количественно другой, и качественно», – сказал Улюкаев. При этом министр отметил, что состояние крымских дорог «совершенно такому автопарку не соответствует» и пообещал внести транспортный вопрос в целевую программу по развитию Крыма и Севастополя.

Предложил немцам создавать производства в России

В мае 2016 г. Минэкономразвития назвало экспорт производимых в России автомобилей приоритетным направлением в развитии российского автопрома. Об этом Улюкаев сообщил на встрече с представителями немецкого бизнеса. «Возможность для более агрессивного выхода на рынки существует. В том числе в области автомобилестроения. Сейчас огромный индийский рынок, Пакистан, Иран, Индонезия, – это страны с сотнями миллионов населения, где автомобилизация очень низкая, они ведь будут идти по стандартам потребления Европы и Америки. Выходить на эти рынки сейчас с нашими германскими коллегами, создавать производства, может быть, в России, нацеленные не на российский рынок, а на рынки третьих стран – очень даже возможно», – сказал чиновник.

Предложил сосредоточиться на поддержке экспорта
 


Летом министр настаивал на том, что необходимо перенаправить средства господдержки на стимулирование экспорта автомобилей, а не их производства. «Нужно поддерживать автопром. Но пока у нас не очень получается выйти на экспорт. Государственную поддержку нужно переориентировать с просто поддержки предприятий автопрома на поддержку экспортных возможностей», – сказал министр. При этом особенно подчеркивалась необходимость компенсации транспортных издержек экспортера и его затрат на техническую модернизацию автомобилей под требования внешних рынков.

Обещал господдержку АвтоВАЗу в Казахстане

Месяц назад, рассказывая о совместном проекте АвтоВАЗа и казахской группы компаний «Бипэк Авто – Азия Авто» по организации сборки автомобилей Lada в Казахстане, Улюкаев пообещал поддержать автопроизводителя. «Ситуация непростая, но мы довольно большой пакет мер поддержки государственной автопроизводителям, прежде всего для АвтоВАЗа реализуем, поэтому я думаю, что компания набирает обороты и будет в состоянии исполнять свои обязательства", – сказал министр. По данным пресс-службы АвтоВАЗа, завод в Усть-Каменогорске будет выпускать четыре модели Lada.


Выступал за более плавное повышение тарифов «Платона»
 


Почти через год после первого заявления о «Платоне», в ноябре 2016 г., Улюкаев выступил за введение более плавного графика повышения тарифов в системе. Кроме того, его ведомство предложило продлить льготный период. «Как конечная цель – это приемлемое предложение, но график – это обсуждаемо. С нашей точки зрения, он должен быть более плавным. Нужно найти компромиссное решение по величине повышения, необязательно вводить двукратное повышение», – сказал Улюкаев. Изначально предполагалось, что тариф 1,53 руб. за км с февраля 2017 г. увеличится до 2,61 руб., а с июня – до 3,06 руб. за километр. Минтранс инициативу министра не поддержал.

Спрогнозировал прекращение падения авторынка

В 2017 г., согласно недавнему прогнозу Улюкаева, спад в российском автопроме прекратится. «Статистически это произойдет довольно скоро – просто эффекты базы, настолько был высок спад 2015 года. Начало 2016 г. – по-прежнему спад, но гораздо более плавный, поэтому, я думаю, что с 2017 г. просто статистически он исчезнет, но он исчезнет на низком уровне, может завершиться уже в следующем году», – рассказал чиновник РИА «Новости». По его словам, отрасль по-прежнему нуждается в господдержке, а общие объемы продаж в 2017 г. могут достигнуть 1,5 млн автомобилей.

Собирался свернуть некоторые программы поддержки автопрома

Информации о том, что Улюкаев лично выступал за отказ от программ субсидирования скидок на новые автомобили при утилизации или сдаче в trade-in, нет. Однако многие СМИ, ссылаясь на источники в министерстве утверждали, что это официальная позиция ведомства, принятая в процессе обсуждения мер поддержки автопрома на 2017 год. Источник «Коммерсанта» пояснил, что ведомство считает программу «вредной», создающей «отложенный спрос». А «Российская газета» писала, что в минэкономразвития полагают нежным переключиться на другие виды помощи. «Например, поддерживать автопроизводителей в разработке новых моделей, стимулировать сокращение издержек и содействовать продвижению продукции отечественных автозаводов на экспорт», – рассказали источники издания.
Комментарии