Autonews
Тест-драйвы

Супертяжелые элементы: Touareg Hybrid против дизельного Grand Cherokee

Хотели противопоставить гибрид и дизель, а получилось столкновение культов, имеющее опосредованное отношение к борьбе за планету. На ринге - несравнимые и несравненные внедорожники, которые мы все же сравнили...
Супертяжелые элементы: Touareg Hybrid против дизельного Grand Cherokee
Супертяжелые элементы: Touareg Hybrid против дизельного Grand Cherokee

«Вот ты выиграл бой. Потный, со вкусом крови на губах, возбужденный, жаждущий продолжения. Букмекеры, сделавшие на тебе бабки, приводят девушку. Профессионалку, полупрофессионалку, просто любительницу острых ощущений. Ты занимаешься этим в раздевалке, на заднем сиденье автомобиля, где даже нельзя по-человечески вытянуть ноги, иначе ты рискуешь выбить стекла. А потом снова выходишь на свет, вокруг беснуется толпа, желая хотя бы дотронуться до тебя, и ты вновь чувствуешь себя героем. Это становится частью игры, одиннадцатым раундом десятираундового поединка».

Джеймс Эллрой



Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп - неправдоподобно длинная серия в голову, а звуки совсем не страшные. Вроде как ребенок прыгает по лужам. Но голова от них дергается резко и страшно, показалась струйка крови из носа. Это легкие веса. В тяжелых уже лет десять как нет ни мясорубок, ни интриги. Теперь встречи 100-килограммовых - зрелище для эстетов, способных увидеть за ленивыми и неспешными на первый взгляд движениями рук выверенную стратегию и сокрушительные в потенциале удары. Редко доходящие до цели.

Так и с автомобилями. В спорах бюджетников, как и в гольф-классе, не считая сумасшедших, чисто российских ценников за миллион, кроется море азарта: на чем сэкономили эти, в чем обошли конкурентов зажатые в такую же узкую финансовую вилку те, какую фишку удалось протащить в конечный, серийный вариант модели маркетологам третьих.

В «больших» классах меньше подобной возни, потому что упомянутая вилка - шириной с грабли, у которых выбили все зубцы, кроме крайних, сделав похожей на Сашу Овечкина (с победой, чемпионы). Но, как и у боксеров-супертяжей, меньше права на ошибку – один удар и гонг, госпиталь, забвение. Кто поймет и простит отсутствие внятной мультимедиа, отвратительную отделку, скрипы в салоне автомобиля ценой от двух с лишним миллионов?

Именно супертяжеловесы сошлись на нашем ринге в этот раз: трехлитровый VW Touareg Hybrid, стоимость которого стартует от 3,2 млн руб., и трехлитровый же дизельный Jeep Grand Cherokee (нет, мы не будем вспоминать о «банковских аналитиках» в бордовых пиджаках) в комплектации Overland, на котором улыбчивые менеджеры из салона позволят уехать за 2,5 млн рублей. И в этом главная интрига поединка - чем ответит привычный дизель обладателю новомодного гибридного двигателя?

Надо сказать, что выбор автомобилей для сравнения, пусть и кажущийся неочевидным ввиду весомой разницы в ценниках, назревал давно. Последней каплей стал пятый уже человек из числа личных знакомых, который, желая обзавестись недешевым внедорожником, больше имиджевым, чем проходимым, рассматривал именно Touareg и Cherokee.

Раунд 1
Толпа встретила бойцов настороженно - слишком разные. Первый похож на тех, что с понедельника по четверг ходят в галстуках, в пятницу сasual friday's, а три раза в неделю у них фитнес-клуб. Гладко выбрит, холен, много работал над кубиками пресса, но не боевит. Даже стрижка примерная, как у школьника. Никакой. Второй будто вышел из фильма про гладиаторские бои: широченная шея, огромные руки без лишних рельефов и обещание чего-то неотвратимого и крайне неприятного для соперника в глазах. Первобытно, вызывающе красив.


Touareg обновился и теперь местами еще сильнее похож на Cayenne, но одеждой для успешного клерка быть не перестал. Серый цвет кузова доставшегося нам на тест-драйв Volkswagen только усугубляет это впечатление. Все в нем хорошо: атлетичен, гармоничен, современен. Обычен.

Как ни смешно, но его главное внешнее преимущество – шильдики Hybrid. Потому как Touareg можно купить за два с небольшим миллиона, а можно – за четыре. Как тут транслировать длину своего статуса окружающим? А Hybrid – самый дорогой из имеющихся комплектаций Touareg и самый, наверное, интеллигентный. Право, трудно представить крайне успешного владельца восьми автосервисов, честно отсидевшего первый срок и чудом откупившегося от второго, в роли борца за экологическую среду.

Grand Cherokee очень хорош внешне. Бескомпромиссно, породисто, консервативно хорош, и это абсолютное мнение большинства. Если бы Cherokee участвовал в выборах президента, то Путин не добрался бы до второго тура.



Безусловно, внешность внедорожника - настоящий триумф дизайнеров Jeep и лучшая реинкарнация «того самого Cherokee» после ряда сомнительных экспериментов. Им удалось сохранить и передать все классические черты знаменитой модели, при этом осовременив ее в идеальной пропорции. Внешний вид стал главным маркетинговым преимуществом Grand Cherokee перед конкурентами и он - первый аргумент для покупки этого автомобиля. Пожалуй, что Cherokee - один из самых красивых внедорожников, которые существуют на данный момент.

7-10, 8-10, 7-10

Раунд 2
Ошарашенно откинулся на канаты, сзади суетится сутенер. То есть менеджер. В голове все плывет. Как так, фаворит, вложены огромные деньги, а тот здоровяк чуть не уложил в первом же раунде. Гонг, все заново, тут же немыслимо быстрый тычок в челюсть. Как он успел, он же неповоротлив, как носорог? Ушел от добавки, ответил быстрой двойкой и кросс вдогонку. «Нормально, нормально, скорость!» – кричит тренер. Теперь полегче.


«Давай со светофора!» - азартно кричит коллега из окна Grand Cherokee в совершенно пустой Москве, ночью, по дороге на съемку. Давай, мы же аккуратно. И тут Cherokee совершенно неожиданно для меня, уверенного в непоколебимом преимуществе турбированного Touareg и потому решившего, чтобы не мучать зазря машину, технично подойти к нехитрому процессу ускорения, оказался на два корпуса впереди, заставив заулыбаться сидящего рядом фотографа. Почему?

Совокупная мощность Touareg Hybrid 3.0 TSI с 8-ступенчатой АКП Tiptronic составляет 379 л.с., из которых на турбированный бензиновый двигатель приходится 333 лошадиные силы, остальное – это электрический агрегат. Максимальный крутящий момент - 440 Нм при 3000 - 5250 об/мин, а разгон до 100 км/ч по паспорту - 6,5 секунды. Добавилась пара сотен лишних килограммов. Снаряженная масса бензинового Touareg 3.6 FSI, к примеру, - 2103 кг, а дизельного 3.0 TDI - 2148 кг, тогда как наш Hybrid весит 2315 килограммов. Одна только батарея - 79 кг, а есть еще электромотор. Однако пожертвовать инженерам пришлось разве что объемом багажника - динамика осталась впечатляющей.

На этом фоне характеристики Grand Cherokee выглядят ощутимо скромнее: 241-сильный фиатовский турбодизель разгоняет 2272-килограммовую машину за 8,2 с до сотни. Но крутящий момент традиционно для дизелей обеспечивает завидную тяговитость при низких оборотах - 550 Нм при 1800-2800 об/мин. Так что переживать за резвость этого гиганта не стоит - он удивит еще многих. И этот раунд почти вытянул за неожиданную резвость, хотя в том, что касается динамики его соперник явно из другой лиги. Проблема Cherokee в другом – надежной, но простоватой по сравнению с конкурентами пятиступенчатой коробке передач. Tiptronic со своей пулеметной скоростью отстреливания ступеней смотрится на голову выше.

Впрочем, все это - на спорт-режиме. В обычном же Touareg доводит до исступления своей заторможенностью, обусловленной наличием гибридной установки, где бензиновый двигатель запараллелен с электромотором, а уже тот связан с «автоматом». На выходе получается вот что: в дерганом московском ритме, когда, только что плавно перекатываясь в пробке, вдруг нужно резко ускориться, Touareg ощутимо «тупит» - бензиновый двигатель-то уже заглох, машина движется на элекротяге, а тут его приходится заводить заново, потом он синхронизируется с коробкой передач и, наконец, разгон пошел. Когда уже желанное "окно" в трафике занял другой Touareg, дизельный.

Последняя специфическая «гибридная» претензия - непривычные из-за системы рекуперации тормоза. Одним, в зависимости от манеры вождения, они кажутся до опасного вялыми, другим, напротив, - слишком резкими, из-за чего машина «клюет» носом. Точно выверить усилие при нажатии на педаль тормоза - становится задачей, осуществимой только для познавших дзен.

И все же, невзирая на присущие гибриду проблемы, Touareg значительно азартнее и интереснее вальяжного благодаря отчасти и настройкам пневмоподвески Cherokee в вождении. В пользу американца – искорка, которая способна удивить неискушенного, но пламя из нее не разгорится.

10-9, 10-9, 10-9

Раунд 3
Судья опять вмешался, публика недовольно гудит. Клинч за клинчем – третий раунд стал похмельем после азартного начала. Тот, второй, тяжело дышит, обдавая неприятным запахом изо рта. В голове некстати крутится слоган из рекламы зубных щеток.


Между интерьерами Cherokee и Touareg разница, равная ширине Атлантического океана. Хотели противопоставить гибрид и дизель, а получилось столкновение культов, имеющее опосредованное отношение к борьбе за планету. У Cherokee – огромные американские диваны, великолепная отделка кожаного салона, ей же обшита передняя панель, дополняют впечатление вставки из дерева. Эргономика соответствующая, с огромным расстоянием между передними сиденьями, и даже настройки рулевой колонки – с электроприводом.


Внутри Touareg, как и большинство творений Volkswagen, смотрится аскетично, почти скучно. Что не отменяет идеального качества материалов и внимательности в процессе их подгонки. Но если посадка у Cherokee бескомпромиссно-внедорожная или, как выражаются многие, командирская, то Touareg – это машина для тех, кому понадобился внедорожник, но никогда машины этого класса не нравились. Сиденья настраиваются практически как в легковом автомобиле, благо после плоской подушки Cherokee здесь они очаровательно нормальные. Завершить картину позволяет более широкий диапазон настроек рулевой колонки, которые, в отличие от Jeep, управляются пролетарским рычажком.

Многие отмечают непривычную тишину в салоне гибридных автомобилей, в том числе и Touareg, но Cherokee в данном случае если и отстает, то на величину, недоступную среднестатистическому человеческому уху.

10-10, 10-10, 10-10

Раунд 4
Раз, два, три, четыре... Отсчет судьи бьется в барабанные перепонки, перед глазами круги, и встать очень трудно – ноги ватные и не слушаются. Оглушенный здоровяк все же смог, титаническим усилием сводит кулаки под подбородком. Публика азартно галдит: со стороны все просто – упал, встал без видимых проблем. Тот, другой, смотрит внимательно. Он и сам оказывался на полу. Понимает.


Оглушительный провал Jeep – мультимедийная система. Внешне это нечто, упрятанное в дисплей на передней панели и украшенное jpeg-овской картинкой с горами и, кажется, водопадом, в сравнении с современными аналогами выглядит так же, как первые цветные мобильные телефоны – с iPhone. Фотографии не передают и десятой доли того неоднозначного впечатления, которое вызывает близкое знакомство с этим шедевром разработчиков.

Помимо визуального убожества, эта система банально неудобна. Сенсорное управление - и без того идея для автомобилей сомнительная, а здесь «кнопки» слишком мелкие. Складывается впечатление, что их придумали люди, не имеющие понятия о usability. В итоге выбор нужной функции превращается в аттракцион на мелкую моторику. А дублирование ряда функций реализовано неочевидно. В частности, даже такую элементарную задачу, как переключение между папками с аудиозаписями на USB-носителе, лучше решать, сидя в припаркованном автомобиле.

Удивление вызывает даже не сравнение с Touareg. На несравнимо более дешевых автомобилях, том же Golf, где мультимедиа-начинка лишь мелкими деталями отличается от флагманского внедорожника, функционал значительно более понятен, прозрачен и удобен. А также визуально приятен. Пусть и без гениально-изобретательного решения – возможности залить фотографию любимой собаки на дисплей и любоваться на нее два часа в пробках.

10-7, 10-7, 10-7

Раунд 5
Ревут, требуют продолжения, момента истины. А как же его не хочется. Сил объективно не хватит на единственный решающий удар, назойливо лезут мысли о счете по очкам, третий раунд вроде бы взят. Или нет. Но четвертый точно. Механически закрылся от правого кросса, ответил равнодушным прямым, заведомо в блок. Ну когда же...


Наконец, самое главное - спасаем природу, а заодно и кошельки, на трехлитровых внедорожниках. Сама по себе мысль, конечно, диковатая. Спасать и то, и другое сподручнее, например, на Fiat 500. Или smart. Но нормальные герои, как известно, всегда выберут комфорт. Про экологичность, пожалуй, всего две строчки: споры о том, не вреднее ли производство никелевых батарей того варева, которое выплевывают традиционные автомобильные двигатели в атмосферу, оставим «Гринпису».

В данном случае важнее насущный вопрос: где же та обещанная фантастическая экономия топлива на гибридах и насколько в данном случае конкурентоспособен дизель? Как оказалось, вполне может тягаться.

В характеристиках Touareg Hybrid заявлены 8,2 л расхода на сотню в смешанном цикле. Фантастическая на бумаге экономия достигается путем того, что исключительно на электротяге можно, например, вполне себе катиться со скоростью около 50 км в час. На деле опустить до желанной отметки показания бортового компьютера так и не удалось. Максимальную экономию гибридный внедорожник продемонстрировал лишь однажды вечером, когда мы стоически не превышали скорость выше 80 км/ч в течение 50 км, из которых 20 пришлись на московские пробки, а еще 30 - на загородную трассу в умеренно плотном потоке. Получилось 8,8 л. В остальное время в режиме комфортного вождения выходило около 13,5 л на сотню, а если ездить так, как может ездить турбированный Touareg и как, собственно, на нем и ездит большинство владельцев, - за 16 литров. Цифры, безусловно, на сенсацию не тянут, но, тем не менее, отметим – весьма достойно для тяжелого полноприводного автомобиля.

Что до Grand Cherokee, то установленный на нем итальянский дизель в среднем расходует 12 – 12,5 л на 100 километров. Это цифра, которую правильно будет сопоставить с 13,5 л «немца», т.к. в режиме резких ускорений расход Jeep поднимается до 14 л в смешанном цикле при паспортных показателях, сопоставимых с данными для Touareg – 8,3 литра.

Но, во-первых, Touareg мощнее, и очевидно, что это в значительной степени искажает выстроенную пропорцию. Во-вторых, дизельное топливо на московских автозаправках от стоимости АИ-95 уже практически не отличается. Единственное, на чем действительно сэкономят покупатели дизельного Cherokee - это транспортный налог. У Touareg Hybrid он составит более 50 тыс. руб. (считаются только «бензиновые» силы), тогда как у Cherokee, ввиду на порядок меньшего количества лошадиных сил – менее 20. Но здесь уже дело не в гибридах или дизелях. По крайней мере, до тех пор, пока обсуждаемые политиками и чиновниками льготы для владельцев хотя бы местами «зеленых» автомобилей не станут объективной реальностью.

Последний тест – каско. Страховой брокер в ответ на просьбу посчитать минимальный полис с дисконтом представил следующие цифры: 170 тыс. руб. на Touareg Hybrid в минимальной комплектации за 3,2 млн руб. и 145 тыс. руб. – за Grand Cherokee Overland ценой в 2,5 млн рублей. Расчет велся, исходя из возраста водителя в 35 лет и, соответственно, 17-летнего стажа. Впрочем, касаемо последнего брокер был предельно лаконичен: «Плевать на ваш стаж, кузовщина дорогая».

10-10, 10-10, 10-10

Вместо эпилога

Мы не будем подводить окончательный счет и объявлять победителя. В редакции Autonews.ru, например, мнения разделились ровно 50 на 50. Да и воображаемые боксеры уже разошлись по воображаемым делам.

Отметим только, что, по итогам сравнительного тест-драйва, ясно одно: гибриды еще не достигли уровня, позволяющего говорить о сколько-нибудь существенном отрыве от конкурентов при условии, что это не идет во вред динамическим характеристикам. Езда же на Touareg со скоростью не более 80 км/ч по трассе – это танталовы муки в чистом виде, и брать ее в расчет, как демонстрацию исключительных характеристик автомобиля, - удел неоднократно уже помянутых маркетологов. Гонг.



Алексей Бутенко
Фото – Кирилл Калапов