Autonews
Новинки

Будущее уже наступает. Репортаж из Токио

Корреспондент Autonews.ru увидел, как токийские концепты диктуют главный закон будущего - практичность...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Будущее уже наступает. Репортаж из Токио
Будущее уже наступает. Репортаж из Токио 
Токийский автосалон не богат на новинки, которые будут продаваться в Западной части континентальной Европы. Но это не означает, что он не может быть интересным для нас. Ведь на этом шоу доминируют популярные в России японские производители, которые у себя дома не скупятся на концепты – отражения видения будущего автомобилестроения.


Ничто не удивляет

Когда приезжаешь на международный автосалон, всегда хочется сначала быстро пробежаться по нему, чтобы осмотреть все, что сюда привезли. И только потом начинаешь с дотошностью рассматривать, трогать, ощупывать, простукивать каждый из представленных экспонатов. В Токио после первой такой ознакомительной пробежки я вдруг поймал себя на мысли, что никакие инженерные решения уже не удивляют. И не только на производственных версиях, а даже на концептах. Вероятно, применительно к автомобилям то будущее, о котором мы мечтали, уже наступает.

Сейчас автопроизводители гораздо больше говорят не столько о дизайне, как это было раньше, сколько, например, о том, когда и как их автомобили будут управляться автономно, без участия человека. Скажем, в Nissan такую технологию представят в виде опции, применимой к большей части продуктовой линейки марки, до 2020 года. Выставленные на площадке BMW электрокар i3 и гибридный спорткар i8 с кузовами из карбона, которые производитель показывает публике далеко не в первый раз, уже не вызывают такого бурного интереса, как это было еще совсем недавно. Эти машины сейчас можно купить у дилеров.


Да, электрокаром сегодня никого не удивишь. Вероятно, наступил период, когда нам остается только следить за тем, какой из них проедет дальше и быстрее других на одной зарядке. То есть, по большому счету, у кого аккумуляторная батарея вместительнее и мощнее. И это уже не зависит от автопроизводителей, это дело поставщиков накопителей энергии. Кстати, автомобильные инженеры говорят, что с ростом количества электроприводных машин среди компаний, выпускающих аккумуляторы, конкуренция начинает набирать обороты. Это и станет главным стимулом развития батарей.


В Toyota, которая, между прочим, занимается разработкой технологий электрокаров совместно с BMW, считают, что у машин, вырабатывающих электроэнергию при помощи водорода, большое будущее. И даже полагают, что уже скоро на некоторых рынках они станут популярнее гибридов. Как мне рассказал проджект-менеджер Toyota Тоширо Казаи, главное преимущество таких машин перед электрокаром — отсутствие необходимости тратить несколько часов на зарядку батареи. Заправка водородом занимает столько же времени, сколько бензином. Вот только расходы на водород тоже сопоставимы с затратами на оплату бензина. У электрокара с зарядкой от бытовой розетки стоимость энергии значительно меньше. Хотя в наши дни время значит больше, чем деньги. Продуктом же выброса водородных топливных ячеек, как известно, является чистая вода.


Авто, потребляющее водород, как и гибрид, будет ощутимо дороже аналога с ДВС. Поэтому стоит предположить, что автопроизводитель рассчитывает на то, что правительства некоторых стран будут как-то премировать покупателей своего «экологичного» продукта. Видимо, в этих странах он и будет пользоваться наибольшим спросом. В производство автомобиль поступит в 2015 году. Его прототип FCV Concept был показан на автошоу в Токио, и надо сказать, что в отличие от его дружелюбности к природе внешностью он не подкупает.


Кубы и электромоторы

Кажется, что японцы уделяют дизайну гораздо меньше внимания, чем европейцы. Их больше интересует практичность. Именно поэтому у них так много — как на улицах, так и здесь, на стендах автосалона — кубообразных автомобильчиков. Причем, судя по немалому количеству новых «квадратных» концептов, они видят такими автомобили в будущем. Вот, например, новые творения Suzuki – ультракомпактный кроссовер под названием Hustler и купе Hustler Coupe. Их привлекательность весьма спорна, хоть в рекламных проспектах внешность этих моделей и характеризуется как Cool styling. Но что определенно точно про них можно сказать — изнутри они кажутся гораздо крупнее, чем есть на самом деле. Такой просторный при маленьких внешних габаритах у Hustler салон!


То же самое можно сказать и про новый компактвэн Deca Deca от Daihatsu, который в России не представлен. Кстати, на автосалоне на стенде этой компании всегда было много людей. Интерес вызывал маленький родстер Kopen. У нас в стране он вполне мог бы заинтересовать любителей авто вроде MINI, тем более что его цена была бы гораздо меньше, чем у премиального «немца». Вообще, дороговизна современных MINI сильно противоречит их изначальной концепции, основанной на практичности. Ведь компактность – это практично. А компактность за большие деньги – крайне не практично.


К слову, здесь, в Токио, одновременно с презентациями в Лос-Анджелесе и китайском Гуанчжоу состоялась мировая премьера хэтчбека MINI. Автомобиль снаружи, как и прежде, сложно отличить от предшественника. Но вот в салоне есть существенные изменения. И, наверное, одна из самых важных и полезных среди них — это то, что спидометр, наконец, вернулся в поле зрения водителя, за руль, в свое нормальное место. До этого он размещался на центральной консоли в виде большого круглого циферблата.


Среди других премьер, которые приедут в Россию, также стоит отметить новый «маленький Cayenne» – Macan, о котором уже так много говорили. Внешне он, согласно традициям Porsche, очень похож на своего старшего брата. Но из-за более пологого, чем у него, скоса задней части выглядит спортивнее. Вполне возможно, что он и ехать будет веселее, так как имеет меньший вес, а укомплектовываться будет неслабыми двигателями.


Вернемся к видениям будущего японских производителей. Вот Mitsubishi Concept GC-PHEV. В посвященной ему презентации говорится так: это следующее поколение полноразмерных SUV, базирующееся на гибридной системе с расположенным спереди ДВС и электродвигателем в задней части и с электронно-управляемой системой постоянного полного привода 4WD. Все в этом концепте неплохо. Кроме, опять-таки, одного – дизайна. И замечу важную вещь: на фото этот внедорожник выглядит гораздо лучше, чем в реальности. В жизни он скорее страшный, чем некрасивый. А ведь в нынешнем модельном ряду марки полноразмерный внедорожник – это всем хорошо известный в России Pajero. Если модель переродится в нечто близкое к Concept GC-PHEV, наши любители больших брутальных полноприводных машин такой ход компании вряд ли поймут. Даже если она предложит гораздо более вместительный салон.


Crossover 7 Concept. Это еще один «новый взгляд» производителя – на этот раз Subaru – на кроссоверы. И опять малопривлекательная внешность, но высокая степень практичности. Автомобиль имеет семиместный салон, а по пропорциям больше напоминает минивэн, нежели SUV.


А вот в таксомоторе красота экстерьера не так необходима. В нем крайне важен пассажирский комфорт. И японцы здесь оказались на высоте: JPN Taxi Concept – свежий взгляд Toyota на то, каким должно быть городское такси. И действительно, хочется, чтобы оно таким в Москве и было. Комфортное, с высоким потолком, с просторным, как у лондонского кэба, салоном, с задней сдвижной дверью, облегчающей выход и посадку.


Впрочем, нельзя сказать, что все японские концепты выглядят несимпатично. Nissan Idx по-настоящему радует глаз. В создании внешности этой машины принимали участие потребители. Они задавали формы как целого кузова, так и его отдельных деталей. И получилось удачное сочетание современной техногенности с дизайном автомобилей, выпускающихся несколько десятков лет назад, с простой и понятной формой, без излишеств и напыщенности. Причем у концепта экстерьер и интерьер выдержаны точно в едином стиле. Сидения отделаны под джинсу. Высший пилотаж!


В Nissan сказали, что этот автомобиль создан в концепции старых бюджетных моделей Datsun, совмещающих в себе простоту и привлекательность. Вот бы в модельной линейке этой недавно возрожденной марки появился серийный образец в духе Idx. Уверен, такой седан пользовался бы большой популярностью у молодой аудитории в России.


Есть на стендах в Токио и концепты с зализанными и атлетичными формами, внешность которых соответствует глобальному тренду. В таких произведениях нет особой привлекательности или харизмы, но они полностью отвечают запросам масс-маркета. Например, это Viziv Evolution Concept, сделанный Subaru, или Concept XR-phev от Mitsubishi, или Crosshiker Suzuki. Все эти образцы не случайно принадлежат сегменту компактных кроссоверов – самому быстрорастущему в мире.


Если посмотреть на токийский салон в целом и поверхностно, то можно заключить следующее: среди всех выставочных образцов явно преобладают различные универсалы – компактвэны, фургоны и SUV. Правда, кроме них еще то и дело попадаются на глаза спорткары и мотоциклы, которые в Японии тоже любят. Но практичность определенно рулит. Ей отвечает и присутствие огромного количества авто с электроприводом. Ведь, как мне сказал один из менеджеров BMW, электрокары станут в обслуживании дешевле сегодняшних традиционных машин. А значит, практичнее.

Дмитрий Панов, специально для Autonews.ru