branding imagebranding image
Autonews
Коммерческий транспорт
Подписаться на Telegram-канал

Ввоз и ныне там

В 2014 году в Россию стали ввозить меньше строительной техники, снизилось и ее производство внутри страны. Ослабление рубля и рост кредитных ставок привели к падению темпов строительства...
В 2014 году в Россию стали ввозить меньше строительной техники, снизилось и ее производство внутри страны. Ослабление рубля и рост кредитных ставок привели к падению темпов строительства. Росавтодор, например, заявил, что не будет строить новые дороги в 2015 году. Между тем производители и продавцы строительной техники считают, что вывести отрасль из кризиса помогут именно государственные инфраструктурные проекты. Отечественные компании рассчитывают и на продолжение внедрения государством принципов импортозамещения. А иностранные, наблюдая, что замены их техники российской практически нет, не торопятся уходить с рынка.



Не в ногу

Рынок не мог подстроиться под курс на импортозамещение меньше чем за год: ввоз зарубежного транспорта по-прежнему играет определяющую роль в сегменте. В 2014 году иностранные компании поставили 64 618 единиц строительной техники, а на территории России было произведено в пять раз меньше — 10 547 машин. В сравнении с 2013 годом рынок просел по обоим показателям: импорт техники в зависимости от сегментов сократился в среднем на 22–25%, а объемы внутреннего производства снизились на 32%.

В частности, по данным аналитического агентства ID-Marketing, за 2014 год было импортировано более 12 тыс. экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков, а произведено на территории России только 2114 единиц. Это при том что ввоз экскаваторов в прошлом году упал на треть, а экскаваторов-погрузчиков — наполовину. Активно импортировали строительную технику даже компании, располагающие мощностями на территории России, так как возможностей местных заводов недостаточно для производства многих видов сложной техники.

Даже российские машины, которые отвечают современным требованиям и готовы конкурировать с импортными образцами, сильно зависят от иностранных комплектующих. Например, мелкосерийный бульдозер EC10 оснащается двигателем Deutz, гидромеханической трансмиссией DANA и бортовым планетарным редуктором Bosch-Rexroth. Импортные узлы позволили повысить надежность, производительность и удобство управления в сравнении с полностью российскими аналогами, но это сказалось и на цене бульдозера.

Чтобы сохранить за собой долю покупателей, не желающих переплачивать за импортные узлы, некоторые российские компании выпускают технику идентичного назначения с разными уровнями локализации. У автогрейдеров TG производства совместного российско-американского предприятия RM Terex примерно треть импортных комплектующих, в-то время как автогрейдеры ДЗ-98, выпускаемые той же компанией, полностью изготовлены из российских узлов. Другие российские предприятия также ищут замену запчастям иностранного производства. Среди прочего наметился переход от моторов Deutz и Cummins на российские ЯМЗ.

Однако альтернативы, к примеру, иностранным дорожным фрезам в России нет ни в каком виде — здесь наиболее популярна продукция немецкой компании Wirtgen. Между тем именно этот вид техники оказался единственным из строительного сегмента, который продемонстрировал рост по итогам 2014 года, — его импорт вырос на 18%. Не всегда российские заводы способны заместить импорт и по другим наименованиям спецтехники. Основной спрос приходится на иностранную продукцию — JCB (Великобритания), Manitou (Франция) и Dieci (Италия).

Российским предприятиям остается рассчитывать, что спрос на местную продукцию по аналогии с рынком LCV поднимут предпринимаемые правительством заградительные меры и подорожание импортной техники, вызванное девальвацией рубля.

Восточный фронт

С проблемами из-за курса валют уже столкнулись китайские производители, продукции которых становится все сложнее конкурировать с российскими аналогами. Некоторые дилеры китайских самосвалов были вынуждены перевести ценники в доллары. «Раньше большим спросом пользовались китайские грузовики. Но рост доллара сыграл против них. Российская продукция стала намного дешевле и качественнее», — считает Юрий Тараскин, генеральный директор компании «Русбизнесавто», официального дистрибьютора китайской стройтехники Shandong Lingong Construction Machinery Co. Ltd (SDLG).

Спрос смещается в средний и низкий ценовые сегменты, в пользу «китайцев», говорит Тараскин, однако градус соперничества с российскими заводами растет. «Среди китайских производителей мы видим перераспределение. Не секрет, что в Китае ситуация немногим лучше нашей и некоторые производители испытывают значительные трудности. Да и рынок в России диктует свои новые реалистичные правила. Сейчас мы видим рост спроса на низкобюджетные машины. Китайские фронтальные погрузчики пока вне конкуренции. То же самое и по китайским бульдозерам, но здесь конкуренция усиливается со стороны российских производителей», — объясняет гендиректор «Русбизнесавто».

Позиции «китайцев» в сегментах строительной техники, о которых говорит Тараскин, прочны, несмотря на падение рубля и бытующее на рынке мнение о ненадежности этой продукции. Из 8 тыс. ввезенных в Россию за 2014 год погрузчиков почти 7 тыс. — «китайцы». Более половины импортированных бульдозеров, грейдеров, виброкатков и башенных кранов приходится на технику из Китая.

Ввоз и ныне там


Китайским брендам помогает растущий благодаря сотрудничеству с европейскими производителями технологический уровень, а значит, и качество продукции. Например, SDLG, с 2006 года участвующая в СП с Volvo Group, в 2014 году полностью взяла на себя производство грейдеров и экскаваторов-погрузчиков для концерна. Это позволило шведской компании сократить производственные расходы и не потерять в качестве. В России SDLG лидирует в сегменте погрузчиков — за прошлый год было ввезено 1615 штук.

Привычные лидеры и новые идеи

Из числа российских производителей традиционно выделяется КамАЗ. Завод из Набережных Челнов по итогам первых трех месяцев 2015 года лидирует в тяжелом грузовом сегменте с 4414 проданными грузовиками (данные «Автостата»). Однако по сравнению с первым кварталом 2014 года продажи КамАЗа упали на 38% (с 7144 единиц).

Трехосный грузовик российского производителя — 15-тонный «КамАЗ 65115» — самый популярный на российском рынке. Сейчас это наиболее доступный вариант самосвала, а также крайне распространенное шасси для спецтехники, на базе которого, как правило, выпускают автобетоносмесители, бетононасосы или краны. До недавнего времени вторым по популярности на отечественном рынке был «КамАЗ 6520», но по результатам первого квартала модель оказалась лишь четвертой, уступив в том числе Hyundai HD 78 с показателем в 513 проданных машин.

Бетономешалки на базе «КамАЗов» и «МАЗов» пока остаются самыми популярными в России, хотя европейские и китайские аналоги более продвинуты в техническом плане: например, отбор мощности на резервуар с бетоном у них идет от двигателя шасси, что эффективнее и экономичнее. Однако в закупке российские модели намного дешевле. Преимущественно они используют надстройки-бетононасосы российского производства — ТЗА (Туймазинский завод автобетоновозов) или «Тигарбо».


Большие планы у российского концерна «Тракторные заводы», который продолжает разработки новой спецтехники и модернизацию уже зарекомендовавших себя на рынке моделей. В июне на международной выставке «Строительная техника и технологии-2015» ОАО «ЧЕТРА — Промышленные машины», специализированная торговая компания холдинга, представит линейку экскаваторов «ЧЕТРА ЭГП» с новым специализированным навесным оборудованием, новый экскаватор-погрузчик для городского строительства, самый маленький в своем классе бульдозер «ЧЕТРА Т6» в новом дизайне и усовершенствованный бульдозер тяжелого класса «ЧЕТРА Т35».

«Одновременно мы развиваем и собственное двигателестроение, — рассказывает директор по развитию продаж ОАО «ЧЕТРА — Промышленные машины» Денис Куваев. — На выставке «Строительная техника и технологии-2014» мы впервые презентовали легкий бульдозер «ЧЕТРА Т6», оснащенный двигателем Алтайского моторного завода, входящего в концерн «Тракторные заводы». Наши инженеры работают над установкой этих двигателей на бульдозеры «ЧЕТРА» других классов».

Глобальная реконструкция предстоит Челябинскому тракторному заводу (ЧТЗ): производственные площади дорожно-строительной техники будут сокращены в четыре раза. Представители завода не исключают, что на высвободившихся площадях будут собираться новые типы техники, в том числе экскаваторы, выпуск которых Уралвагонзавод (УВЗ), собственник ЧТЗ, остановил еще в 2009 году. В рамках антикризисного плана УВЗ попросил у государства 15 млрд руб. в виде госгарантий.

Закон джунглей

В 2015 году в сегменте стройтехники может произойти перераспределение, прогнозирует коммерческий директор аналитического агентства ID-Marketing Андрей Ловков: иностранные компании займутся обслуживанием частных компаний, а отечественный производитель переключится на госструктуры. Этому может поспособствовать и правительственный запрет на госзакупки импортной строительной техники, вступивший в силу 1 февраля 2015 года.

При этом российская техника может считаться при локализации на уровне минимум 50%. У иностранных предприятий, построивших заводы в России (Volvo CE, Hitachi, Komatsu, Caterpillar), уровень локализации изначально невысокий. Постепенно он растет: например, на заводе Hitachi в Твери, несмотря на вызванный низким спросом простой, началось строительство новых мощностей для производства комплектующих. Однако необходимого технологического уровня в нынешних условиях достичь сложно: российские предприятия, например, не выпускают конкурентоспособные мосты и КПП.

В связи с этим о полном переходе строительной отрасли на российскую технику говорить пока не приходится. «По уровню технического развития по некоторым позициям российские заводы отстали на 10–15 лет. Стоит говорить о совместных предприятиях, когда опыт зарубежных компаний позволит производить конкурентную продукцию на отечественных предприятиях. Одним из вариантов привлечения иностранных инвесторов может стать снижение процента уровня локализации для получения желаемой маркировки «Сделано в России», — говорит Ловков.

В 2015 году в сегменте стройтехники может произойти перераспределение: иностранные компании займутся обслуживанием частных компаний, а отечественный производитель переключится на госструктуры.

В сложившейся ситуации иностранные компании не торопятся уходить с российского рынка. В John Deere считают, что нынешние проблемы не так критичны, как в 2009 году, когда рынок сократился на 80%. «Россия является стратегически важным рынком для John Deere, и мы продолжим инвестировать в развитие, чтобы оказывать высококачественную поддержку российским заказчикам, — пообещал директор строительного и лесозаготовительного подразделения John Deere в России и СНГ Эндрю Кристофер. — Среди наших дочерних предприятий, расположенных на территории России, два локальных производства, дистрибуционный центр запасных частей, лизинговая компания, а также направление промышленного восстановления запчастей и компонентов плюс административный офис. Сейчас мы работаем над расширением нашего комплекса в Домодедово».

По словам Дениса Куваева из «ЧЕТРА — Промышленные машины», в этом году возможны два сценария: «Первый — продажи спецтехники российских марок пойдут вверх, и «ЧЕТРА-ПМ» сможет серьезно увеличить долю своего присутствия на рынке. Этот сценарий возможен при условии, что государство не будет в дальнейшем урезать финансирование инфраструктурных проектов и продолжит активное внедрение принципов импортозамещения. Второй — если финансирование государственных инфраструктурных проектов будет сокращаться, снижение продаж и падение производства ждут не только зарубежных производителей и дистрибьюторов спецтехники, но и российских».

Продавцы строительной техники настроены более пессимистично. «Делать прогнозы — неблагодарное занятие, — говорит Юрий Тараскин. — Мы видим, что рынок жив, но присутствуют пессимистические настроения, усугубляемые макроэкономическими факторами. Рынок к концу 2015 года нащупает дно, и его ожидает медленное восстановление в течение двух лет. Естественно, рынок перераспределится. Кто-то из игроков не сможет пережить это сложное время. Но их места займут сильнейшие».

Главным позитивным фактором для рынка, по мнению аналитиков, может стать укрепление рубля. «Если конец 2014 года был отмечен резким повышением курса иностранной валюты, что привело к значительному снижению показателей отрасли, -то уже в марте—апреле 2015 года рубль стал укрепляться, что дает повод надеяться, что восстановление рынка будет проходить более быстрыми темпами, чем это ранее виделось аналитикам финансового рынка», — резюмировал Андрей Ловков.

Евгений Багдасаров
Фото: Global Look Press