branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

ОСАГО дает рост, за которым проблемы не все видят

ОСАГО дает рост, за которым проблемы не все видят
Заметный рост автопродаж – это толчок для многих изменений, в которых аналитики ошиблись. Так, рынок ОСАГО показал за прошедший год такие цифры, о которых в начале 2011 года даже не мечтал: 14,5 процентов роста – это существенно, а абсолютные суммы в 106 миллиардов рублей – это серьезный задел на 2012 год.

Но страховой сегмент автомобильного рынка радужными оттенками своего развития лишь маскирует ряд проблем, которые встанут не только тогда, когда автомобильный рынок ответит циклом спада, но и когда просто будет находиться в точке с нулевым приростом изменений объемов продаж.

Возможно, тогда автомобильное страхование посмотрит на номинально далекий для себя опыт, когда, например, получила свой институт СРО промышленная безопасность. Напомним, что в сфере промышленной безопасности проблемы непрозрачности рынка и рисков с невозможностью контролирующими органами осуществлять полный надзор привели к тому, что функции проверки были делегированы самим участникам рынка, но произошло это исключительно за счет изменения регламента работы здесь в ряде вопросов.

И вот где есть взаимосвязь проблем с ОСАГО: 74% всех сделок контролируют те страховые агенты, которые принято считать лидерами рынка как минимум с точки зрения их масштабов. Что из этого следует? Перекос страховой сферы автомобильного рынка, создание условий для не самых лучших с точки зрения автомобилистов правил. И пока не появится механизм, близкий к механизму функционирования саморегулируемых организаций в строительстве, промышленной безопасности или энергоаудите, проблема будет усиливаться.

Там - Ростехнадзор, здесь – Росгосстрах. Немного схожие названия дадут больше общего при тщательном анализе, чем можно предположить. Сегодня автомобильное страхование испытывает проблемы роста, которые в свое время успешно преодолели в работе с Ростехнадзором игроки сфер энергоаудита или строительства. Но проблемы роста – это не та категория, в которой применимы будут методы экстраполяции: есть схожие общие черты, но специфика слишком разнится.

К примеру, проблема страхования автомобильного рынка – это серьезная нагрузка на молодых водителей, которым платить приходится заметно больше. С точки зрения развития рынка – это небольшой, но все же барьер для вхождения новых водителей, некий принцип «дедовщины», что всегда тормозит естественные процессы роста.

Но это – вовсе не залог уменьшения аварийных ситуаций на дорогах. Фактически ОСАГО в своих видоизменениях процедуры ведет к тому, что финансовые риски сокращаются для страховых компаний, но функция безопасности вообще упускается из виду.

И здесь следовало бы просто вынудить чиновников ознакомиться с опытом работы в тех сферах, где все изменения базировались на необходимости повысить уровень безопасности в первую очередь.

Возможно, тогда удастся найти нечто объединяющее, что поможет устранить проблемы роста (сделать их менее заметными) для автомобильного рынка? Может, стоить привлечь экспертов из сферы СРО – им тоже может быть интересен на первый взгляд чужой опыт.